Христианская семья. Основы православной культуры
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по Основам православной культуры - одного из модулей ОРКС. Цель урока - привить интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сформулировать общие для всех людей семейные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Христианская семья. Основы православной культуры | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ
Ф.И.О.учителя Данилычева Светлана Евгеньевна
Образовательное учреждение ГБОУ школа № 492
Класс 4
УМК Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Кураев А.В.
Модуль: Основы православной культуры
Раздел:
Тема урока: «Христианская семья»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска;
компьютер для воспроизведения с электронного носителя; презентация, карточки с заданиями.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), работа с учебником, работа с карточками с заданиями.
Тема урока | |||
Цель урока | |||
Личностная | Метапредметные | Предметные | |
Любовь как основа семьи; ответственности членов семьи друг за друга; смысл фразы «носите бремена друг друга. Развитие понятия, о том, какие качества необходимы людям для создания надежной семьи (любовь, решимость пожертвовать собой ради любимого человека, верность) | Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сформулировать общие для всех людей семейные ценности. | Дать общие понятия: семья, таинство венчания, муж и жена, дети; важность семейных традиций в православном понимании и историческом процессе |
Конспект урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (в виде УУД) | ||||
Личностная | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
| - Тема нашего урока «Христианская семья». Ответим на вопросы, что такое «семья»; «христианская семья»; узнаем о традициях и обычаях православной семьи. | ||||
| Определить, что ученики знают по теме, которую только предстоит пройти: -Постарайтесь сформулировать самостоятельно понятие «СЕМЬЯ». - Что это для тебя? …для тебя? | Каждый ученик опирается на свой индивидуальный опыт при ответе | Т.е. сейчас мы даем толкование, - как на уроках русского языка, определяем ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение слова «СЕМЬЯ» | Обмен мнениями: Что же такое «СЕМЬЯ»? Один ученик высказывается. Другие его слушают, соглашаются или не соглашаются, дополняют | - Найдем то общее, что прозвучало в ответах каждого из учеников |
Дать понятие о христианской семье | - Что же является ключевыми принципами христианского взгляда на семью? - Из Библии мы знаем, что семья — это не человеческое изобретение, но созданный Богом союз. Это его воля для человечества. Когда Бог создал Адама и Еву и соединил их в святом брачном союзе, - дал им назначение плодиться и размножаться по всей земле. Слайд 2 Так он создал первую семью и первый домашний очаг. Семейные отношения требуют ежедневного труда, любви и подчинения друг другу (послушанию). Эти качества и противопоставлены корню человеческих несчастий – самоволию и непослушанию. | Актуализировать и расширить у учащихся понятия: семья, таинство венчания, муж и жена, дети; важность семейных традиций в православном понимании и историческом процессе. | Формирование духовных ценностей: любовь как основа семьи; ответственность членов семьи друг за друга; смысл фразы «носите бремена друг друга» | Сформировать у учащихся представление о качествах, необходимых людям для создания надежной семьи (любовь, решимость пожертвовать собой ради любимого человека, верность) | |
| - На чем базируются отношения в христианской семье? - Отношения в семье базируются на Писании. "И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек". Мужчина и женщина составили вместе человека. Бог знал неполноценность Адама в его одиночестве. Он сказал: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Так была сотворена Ева из ребра Адама. Она была предназначена создателем для Адама. Он привел ее к Адаму и благословил их, и они стали одной плотью». Слайд 3 Слова, написанные в Евангелии по Матфею: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Брак - это связь на всю жизнь, только смерть может разлучить. Движущей силой двух сердец, которые заключают союз, должна быть любовь. Слайд 4 Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорил: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Слайд 5 "…Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа" (из послания к Ефесянам). Слайд 6 Существует выражение «Браки заключаются на небесах!» - Как вы его понимаете? Венчание – богослужение, во время которого совершается таинство брака, церковный обряд бракосочетания. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю. Слайд 7 - Поработаем с Толковыми словарями (Ожегова, Даля, Ушакова) Ученики 1 ряда ищут толкование слова «ВЕНЧАНИЕ» Ученики 2 ряда ищут толкование слова «ОБРУЧЕНИЕ» Ученики 3 ряда ищут толкование слова «ВЕНЕЦ» Обратим внимание, что «венец» - слово многозначное. | Учащиеся смотрят презентацию и слушают комментарии учителя Умение работать с толковыми словарями, искать и анализировать информацию | Расширить и обогатить свой лексический запас | ||
| - «Венец» во время венчания возлагают на головы жениха и невесты? Символом чего он является? - Материал учебника на с. 129 поможет вам ответить на вопрос. «Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним». | Задание: найти и зачитать, как в учебнике раскрывается смысл венчания и значение «венцов» (1. Молодожены: Князь-княгина – самые почитаемые люди. 2. Хор поёт молитву о «мученическом венце» Христа. Молодожены должны быть готовы все претерпеть во имя семьи «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов») | Умение сопоставить материал из словаря с материалом из учебника, обобщить и резюмировать информацию | ||
| Работа с материалом учебника. Раздел «Это интересно» | Задание: прочитать Библейскую историю. -Как вы поняли, почему имя Хама стало нарицательным? - Какое поведение называют хамским? | Ученики работают с текстом Библейской истории (учебник стр. 130) Рассуждение на тему: «Как члены семьи должны относиться друг к другу?» | Ученики учатся слушать друг друга, дополнять ответы, делать вывод из своих рассуждений | |
| Каждый ученик получает карточку (печатный лист) с заданиями. Заданий пять: изложены в виде схем, ребусов. Носят игровой и творческий характер. (Приложение 1) | При выполнении каждый ученик обращается к своему личному опыту | Ученик работает самостоятельно: вставляет, сравнивает, проводит логические связи, исключает, дополняет | Обсуждение: кто как выполнил задание | |
| Христианская семья чтит православные традиции. - Расскажите, какие традиции есть в вашей семье? - Как в вашей семье относятся к пожилым членам семьи? -Какие праздники принято отмечать в вашей семье? Многие семейные праздники – это праздники православные. - Приведите примеры. (Рождество, Пасха, др.) - Какие христианские таинства, помимо венчания, вы уже знаете из предыдущих наших уроков? (таинство Причастия, таинство Крещения) 8 июля в России празднуются День семьи, любви и верности. Дом. задание: к следующему уроку подготовить рассказ об истории этого праздника; о покровителях супружеской жизни - святых Петре и Февронии. | ||||
| - Расскажите, что нового узнали на этом уроке? - Что показалось сложным или спорным? - Какие вопросы остались после занятия, которые еще хотелось бы обсудить с одноклассниками? друзьями? родителями? |
Планируемые результаты:
Личностные УУД: придут к необходимости осмысления и принятия христианских семейных ценностей; задумаются над понятиями «тактичность» и «хамство»; попробуют примерить на себя социальные роли; выстроят пример межличностных отношений в семье.
Регулятивные УУД: усовершенствуют умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения заданий; попробуют соотнести свой личный опыт и знания о семье с идеалами христианской семьи
Познавательные УУД: дадут толкование общим понятиям: семья, муж и жена, дети; узнают, что такое «венчание»
Коммуникативные УУД: продолжат совершенствовать навык осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами
Предметные УУД: расширят знания о семейных ценностях и традициях, получат опыт творческой деятельности, ценностные установки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Урок по основам православной культуры "Христианская семья"
Урок по ОПК "Христианская семья"...
Реферат по курсу основы православной культуры на тему : «Портрет христианской семьи»
Итоговая работа на курсах по ОПК...
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...