Разработка урока ОРКСЭ "Чистый ручеек нашей речи"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Урок помогает понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistyy_rucheek_17.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ
Тема : «Чистый ручеёк нашей речи».
Цели:
1) Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.
3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Оборудование: презентация по теме занятия
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Рассаживайтесь поудобнее. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, если посмотрите на доску и прочитаете то, что на ней написано. (слайд 1)
2. Обсуждение темы занятия.
- О чём же мы будем вести разговор? ( о нашей речи)
Посидим у воображаемого костра, послушаем звуки речушки звуки природы.(слайд 2-3)
- Что такое речь? Для чего она нужна человеку?
- Как связаны между собой слова речь и речка?
- Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами. (слайд 4)
А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 5 ) Как вы понимаете эти слова? Что значит приятная речь?
- Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов.
- Если человек соблюдает правила общения, то речь становится его другом и помощником.
- Упражнение в умении здороваться.
- Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)
- Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его. (слайд 6)
- А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»?( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)
4.Обсуждение ситуаций. (слайд 7)
А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?
Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?
- Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Вот они то и называются красивым словом этикет. Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.
5. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.
- Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд 8-9)
- Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 10) Какую картину вы себе представляете? (течению реки мешают камни, поэтому гремит волна)
- Как автору удаётся изобразить песенку ручья? (с помощью согласных)
- Этот прием называется АЛЛИТЕРАЦИЯ (слайд 10)
- Что роднит слова речь и речка? (поток, течение)
- Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.
- А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.
6.Упражнения в выборе лексики.
Обсуждение ситуаций.
- Герои: Лёня и Коля.
- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
-Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова – сорняки, они засоряют речь.
- Ну а кто всё время говорит «ну»?
- Да ты только что сказал.
- Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
- Опять говоришь так!
- Ну как же с тобой говорить?
- Без ну и без значит!
- Ну, значит, буду говорить, как ты советуешь.
- Чем недоволен Коля?
- Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?
- Как их называют? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
2. Герои: дед Каширин, бабушка, Алёша.
- Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это-аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это-что?
- Буки.
- Попал! Это?
- Веди.
- Это?
- Добро!
- Мать, ты гляди,как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?
- Это вы кричите.
- Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)
- Известны ли вам обидные, грубые выражения?
- Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?
- Какой же совет следует из ваших рассуждений?
- Что загрязняет нашу речь? (слайд 11)
Что нужно делать, что бы речь была правильной? (слайд 12)
7.Задание: договори недостающие слова в рифму. (слайд 13-15)
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём…
- Настя – славная девчонка.
Настя ходит в первый класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова …..
А слово то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была:
На меня он, торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…..
А слово то какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба.
Ну сказала бы …..
Слово-то какое – очень дорогое!
У вас на партах листочки, проведем тест.
8.Тест – выбор правильного ответа. (слайды 16-21)
9.Работа над звукопроизношением. (слайд 22)
Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.
Живёт на свете Саша
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова
.
- О какой каше идёт речь? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
- Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)
10. Рассказ учителя о Демосфене(слайд 23)
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным(то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.
- Зачем я рассказала вам эту историю?
- Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки(чистоговорки).
11. Обобщение знаний. Рефлексия.
- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?
Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?
- Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.
В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд24)
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у них другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Чистый ручеек нашей речи.
Конспект урока " Светской этики" . 4 класс. Урок с применением групповых,игровых технологий и элементами ИКТ....
Конспект урока русский язык "Наша речь и наш язык"
Материал к уроку, презентация....
Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс)
Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс, УМК "Школа России")...
Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык"
Работа подготовлена для детей 3-го класса,для того,чтобы дети разобрались , что включает в себя понятие хорошая речь....
Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....