Семейные традиции
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока и презентация к уроку ОРКСЭ, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon semeynye_traditsii.pdf502.89 КБ
Файл semeynye_traditsii.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Модуль: Основы светской этики.

Тема. Семейные традиции.

Цель: углубить представления учащихся о соблюдении добрых семейных традиций.

Задачи:

  • расширить представления детей о   семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,
  • развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;
  • воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.  

Прогнозируемые результаты.

Предметные:   углубление и расширение представлений о семейных традициях,  развитие  интереса  к  традициям  своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге,  слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Тип урока: изучение нового

Виды деятельности:  беседа, работа в группах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.

 Ресурсы:

для учителя -  ноутбук, мультимедийный проектор, экран

для учащихся - сигнальные огни, конвертики с заданиями для самостоятельной  работы в группах, сердечки, рисунки, картинки на тему «Семья», клей, половина ватмана; 

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Те, у кого есть   брат, братишки,  хлопните в ладоши 1 раз.

- У кого есть сестра или сестренка,  хлопните в ладоши 1 раз.

- Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши 1 раз.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки,  поднимите руки вверх.

- Кто похож на папу?  Присядьте
- Кто похож на маму?  Наклон вперед
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

- А кто богат родственниками, у кого их много,   помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

- Что является опорой в жизни каждого человека?

- Что такое семья?

- Что такое род?

- Что такое родословная?

- Как вы понимаете значение слова «фамилия»?

- Кто назовет значение своей фамилии?

- Чем вы можете помочь своей семье?

2. Постановка учебной задачи

Цель: подведение учащихся к формулированию  цели и задач урока. Составление плана работы.

Семьи все разные. А чем они еще отличаются друг от друга?

- Какую цель мы поставим перед собой?

-  Что для этого должны сделать?

-  Какой план работы    составим?

Просмотр видеоролика «Семейные традиции»

Тема: Семейные традиции

Цель: узнать, что такое семейные традиции, углубить знания о том, как их соблюдать.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель: углубить представления учащихся о семейных традициях

Организует работу по изучению нового материала. Для этого в каждой паре  имеются тексты с заданиями разных цветов. По мере обсуждения и озвучивания семейных традиций на слайде появляются их названия.

Традиция – это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передается из поколения в поколение.

- У вас на столах лежат тексты. Прочитайте в паре и подумайте: о чем  они?

(Карточка 1)

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана (по словарю - угощение, блюдо из различных восточных сластей)

В казане бешбармак  кипит (бешбармак - название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!   (М. Курманалин)

(Традиция встречи гостя)

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поездки на природу.  Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

(Традиция - совместный отдых)

Текст для 3 группы

Отрывок из детского сочинения

       Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам  - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье, почему вы так думаете?) 

Текст для 4 группы

Отрывок из детского сочинения

В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

(Традиция - забота друг о друге, почему вы так думаете?)

Текст для 5 группы.

Отрывок из детского сочинения

Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.
К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.

(Традиция – поздравление с праздниками)

- Чем же отличаются семьи друг от друга?

- Какие традиции существуют в ваших семьях?

- Для чего нужны семейные традиции?  

На латинском языке traditio означает передача, т.е. передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Семейные традиции помогают узнать историю семьи, понять, где ее истоки.

  1. Закрепление полученных знаний.

Работа с учебником. Чтение статьи на с.136-137 о традиции одной семьи.

Послушайте стихотворение.

А дом заставленный добром, – еще не дом.

 И даже люстра над столом, – еще не дом.

 И на окне с живым цветом – еще не дом.

 Когда вечерняя сгустится темнота,

 Так эта истина понятна и проста –

 Что от ладоней до окна наполнен дом

 Твоим теплом. Твоим теплом.

– О каком же тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, - это любовь к Дому своему.

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?  

- Как можно назвать эту традицию?

Любовь к своему дому, к своей семье - это тоже добрая семейная традиция, благодаря которой существует семья.

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

Цель: закрепить, повторить имеющиеся знания.

Традиций много, в каждой семье они свои. Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции? Прочитайте  ещё несколько традиция.

  • Любовь, взаимоуважение, дружба
  • Забота  друг  о  друге
  • Совместный  отдых
  • Гостеприимство
  • Совместные  праздники
  • Совместные увлечения
  • Трудолюбие.
  • Исполнение семейных обязанностей.
  • Память о своих предках.
  • Уважение к старшим

Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.

Проверка. Назовите, какую  традицию  вы посчитали главной для себя.

Муж и жена прожили вместе 30 лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку – она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разрезала ее поперек, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась…

Она подумала: “В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30 лет. В конце концов, я 30 лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью”.

Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит – нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, сказал ей: “Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе”.

 

 Эти маленькие сердечки  подарите дома своим родителям.

7. Рефлексия

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности

- Какую цель ставили в начале урока?

- Вернемся к плану нашей работы.

- Что узнали?

(Слайд) Ответьте на вопросы:

  1. Было интересно (а)…
  2. Я понял (а), что…
  3. Урок дал мне для жизни…
  4. Мне захотелось…

Дома: подобрать материал о традиция годовщин супружества

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 

 Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды,  и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Хором:   Какая хорошая Ваша семья!

Учитель. На этом мы заканчиваем урок. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Семейные традиции

Выступление на родительском собрании...

Семейные традиции

Конспект ведения классного часа...

Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Данная статья использовалась на родительском собрании  в 3 классе....

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....