Семейные традиции
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока и презентация к уроку ОРКСЭ, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii.pdf | 502.89 КБ |
semeynye_traditsii.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Модуль: Основы светской этики.
Тема. Семейные традиции.
Цель: углубить представления учащихся о соблюдении добрых семейных традиций.
Задачи:
- расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,
- развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;
- воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
Прогнозируемые результаты.
Предметные: углубление и расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.
Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Тип урока: изучение нового
Виды деятельности: беседа, работа в группах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.
Ресурсы:
для учителя - ноутбук, мультимедийный проектор, экран
для учащихся - сигнальные огни, конвертики с заданиями для самостоятельной работы в группах, сердечки, рисунки, картинки на тему «Семья», клей, половина ватмана;
1.Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши 1 раз.
- У кого есть сестра или сестренка, хлопните в ладоши 1 раз.
- Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши 1 раз.
- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.
- Кто похож на папу? Присядьте
- Кто похож на маму? Наклон вперед
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко
- А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.
- Что является опорой в жизни каждого человека?
- Что такое семья?
- Что такое род?
- Что такое родословная?
- Как вы понимаете значение слова «фамилия»?
- Кто назовет значение своей фамилии?
- Чем вы можете помочь своей семье?
2. Постановка учебной задачи
Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. Составление плана работы.
Семьи все разные. А чем они еще отличаются друг от друга?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Что для этого должны сделать?
- Какой план работы составим?
Просмотр видеоролика «Семейные традиции»
Тема: Семейные традиции
Цель: узнать, что такое семейные традиции, углубить знания о том, как их соблюдать.
- «Открытие» учащимися новых знаний.
Цель: углубить представления учащихся о семейных традициях
Организует работу по изучению нового материала. Для этого в каждой паре имеются тексты с заданиями разных цветов. По мере обсуждения и озвучивания семейных традиций на слайде появляются их названия.
Традиция – это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передается из поколения в поколение.
- У вас на столах лежат тексты. Прочитайте в паре и подумайте: о чем они?
(Карточка 1)
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана (по словарю - угощение, блюдо из различных восточных сластей)
В казане бешбармак кипит (бешбармак - название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
(Традиция встречи гостя)
Текст для 2 группы
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
(Традиция - совместный отдых)
Текст для 3 группы
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье, почему вы так думаете?)
Текст для 4 группы
Отрывок из детского сочинения
В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
(Традиция - забота друг о друге, почему вы так думаете?)
Текст для 5 группы.
Отрывок из детского сочинения
Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.
К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.
(Традиция – поздравление с праздниками)
- Чем же отличаются семьи друг от друга?
- Какие традиции существуют в ваших семьях?
- Для чего нужны семейные традиции?
На латинском языке traditio означает передача, т.е. передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Семейные традиции помогают узнать историю семьи, понять, где ее истоки.
- Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником. Чтение статьи на с.136-137 о традиции одной семьи.
Послушайте стихотворение.
А дом заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной?
Конечно, - это любовь к Дому своему.
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?
- Как можно назвать эту традицию?
Любовь к своему дому, к своей семье - это тоже добрая семейная традиция, благодаря которой существует семья.
- Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
Цель: закрепить, повторить имеющиеся знания.
Традиций много, в каждой семье они свои. Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции? Прочитайте ещё несколько традиция.
- Любовь, взаимоуважение, дружба
- Забота друг о друге
- Совместный отдых
- Гостеприимство
- Совместные праздники
- Совместные увлечения
- Трудолюбие.
- Исполнение семейных обязанностей.
- Память о своих предках.
- Уважение к старшим
Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.
Проверка. Назовите, какую традицию вы посчитали главной для себя.
Муж и жена прожили вместе 30 лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку – она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разрезала ее поперек, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась…
Она подумала: “В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30 лет. В конце концов, я 30 лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью”.
Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит – нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, сказал ей: “Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе”.
Эти маленькие сердечки подарите дома своим родителям.
7. Рефлексия
Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности
- Какую цель ставили в начале урока?
- Вернемся к плану нашей работы.
- Что узнали?
(Слайд) Ответьте на вопросы:
- Было интересно (а)…
- Я понял (а), что…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Дома: подобрать материал о традиция годовщин супружества
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Хором: Какая хорошая Ваша семья!
Учитель. На этом мы заканчиваем урок. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....
Семейные традиции
Выступление на родительском собрании...
Семейные традиции
Конспект ведения классного часа...
Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
Данная статья использовалась на родительском собрании в 3 классе....
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени....