"Святые покровители Санкт-Петербурга". Методическая разработка по курсу ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Софроний Аурика Игоревна

Данная разработка предназначена для внеурочного занятия, который относится к истории города, в частности Святым покровителям Санкт-Петербурга. Также его можно использовать на уроках ОРКСЭ в соответветсвии с планированием. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 631

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по курсу  

основы религиозных культур и светской этики.

Тема: «Святые покровители Санкт-Петербурга»

Софроний Аурика Игоревна

учитель начальных классов

2021 год

Технологическая карта внеурочного занятия

         Класс: 4

Направление внеурочной деятельности: общекультурное

Форма организации занятия: практическое занятие (работа с текстом в группах)

Виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность

Тема: «Святые покровители Санкт-Петербурга»

Цель: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому посредством знакомства со святыми покровителями Санкт-Петербурга (Александром Невским, Ксенией Петербуржской и Иоанном Кронштадтским) через систему познавательных и развивающих заданий.

Задачи: 

развивающие: 

  • развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;
  • развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание и выступать перед аудиторией.

познавательные:

  • сформировать понятия «святой покровитель», «канонизация»;
  • расширить знания учащихся о святых покровителях Санкт-Петербурга,
  • совершенствовать навыки работы с текстами.

воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к историческому прошлому Родины,
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: расширения кругозора; проявление чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Метапредметные:

- познавательные: находить в источниках информацию, необходимую для решения учебных задач, обобщать и анализировать предлагаемую информацию, уметь применять полученные знания.

- регулятивные: определять цели обучения, формулировать учебную задачу и сохранять её, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы.

- коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, уметь выступать с речью перед аудиторией.

Предметные: расширить представления учащихся о святых духовных покровителях Санкт-Петербурга.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный материал (см.приложение)

Авторский медиапродукт: презентация с фото- и  видеоматериалами «Святые покровители Санкт-Петербурга»

Словарь: святой покровитель.

Используемые источники: сайт «Википедия», информационный портал о жизни города «СанктПетербургЪ.рф»,видеоматериалы об Александре Невском, Ксении Петербуржской и Иоанне Кронштадтском от телеканала «Союз».

Ход занятия

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность ученика

Формируемые УУД

До начала занятия

Организация пространства. Разделение учащихся на группы.

1 этап.

Проверка подготовленности к занятию.

Взаимное приветствие.

Организация внимания учащихся на занятие.

Вступительная часть. Задает вопросы, подводя к теме урока.

(Слайд 2)

Сообщение темы, цели, формулирования задачей занятий. (Слайд 3)

 

-Когда и кем был заложен город Санкт-Петербург?

- В честь кого был назван наш город?

- Как вы думаете, кем он является для нашего города?

- Святой апостол Петр был одним из двенадцати ближайших учеников Христа. Простой галилейский рыбак по имени Симон (Петр), призванный Спасителем для проповеди Благой Вести, стал впоследствии основателем крупнейшей церковной кафедры в Риме. В христианстве с именем этого апостола связывают понятие о твердости и нерушимости основ веры. Планировалось, что будущая российская столица станет открытым окном на Запад, через нее будет проходить взаимообмен двух культур, двух традиций – исконно русской и западноевропейской. И именно святой апостол Петр осуществлял свою проповедь христианства не только на Востоке, но и на Западе. Апостол Пётр. И так апостол Пётр стал одним из первых святых покровителей нашего города.

- Кто же такие святые покровители?  Согласно христианской традиции у каждого города, вне зависимости от его статуса и численности населения, существуют свои небесные покровители – святые, чья земная жизнь была связана конкретно с этой местностью.

- Как Вы думаете, о чем мы с вами поговорим на занятии?

- Тема сегодняшнего занятия «Святые покровители Санкт-Петербурга»

- Святых покровителей нашего города несколько, но сегодня мы подробно познакомимся с тремя: Александром Невским, Ксенией Петербуржской и Иоанном Кронштадтским.  Это будет целью нашего занятия.

- Давайте сформулируем задачи занятия, которые помогут нам достигнуть цели.

Проверяют готовность к занятию.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на занятие.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

- 16 (27) мая 1703 года Петром I

- В честь апостола Петра.

Предлагают свои варианты ответа.

 - О Святых покровителях.

Формулируют задачи.

Регулятивные: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач.

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы и высказывать свою точку зрения.

Познавательные: уметь применять полученные знания.

2 этап. 

Работа со словарем. Задает вопросы.

Разбор слов. (Слайд 4)

Организация работы с текстом в группах. (Слайд 5, приложения 1-2, 4)

Оказание помощи при необходимости во время работы.

Организации выступления учащихся. Работа с презентацией с фото- и  видеоматериалами. Учитель во время выступления может задавать наводящие вопросы, если у выступающих возникают затруднения.

(Слайды 6-29)

-Кого можно назвать покровителем?

- Зачем нужны покровители?

- Как было сказано ранее, сегодня мы познакомимся с тремя покровителями: Александром Невским, Ксенией Петербуржской и Иоанном Кронштадтским.  

Знакомится будем самостоятельно в группах. На ваших столах лежат тексты о святом покровителе. У каждой группы свой свой святой покровитель. Ваша задача: прочитайте текст и выделить только самое главное, чтобы потом рассказать остальным, что вы узнали о покровителе. Также вам необходимо заполнить таблицу. Об одном из святых покровителе вы заполните сейчас, пока изучаете текст, а оставшиеся два - во время выступления групп. Также данная таблица может вам помочь в подготовке выступления. Подумайте еще над вопросами: в конце своего выступления вы должны будете задать группам по одному вопросу о своем покровителю.

Время на подготовку 15 минут.

- Сейчас группы представят своего покровителя. Ваша задача назвать имя покровителя и кратко рассказать его историю, не забыв озвучить пункты из таблицы. Также выступающая группа в конце задает по одному вопросу о покровителю каждой группе.

Время выступления 2-3 минуты.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах. Проводят анализ текста, готовятся к выступлению, заполняют таблицу.

Выступают группы.

Познавательные: находить в источниках информацию, необходимую для решения учебных задач, обобщать и анализировать предлагаемую информацию, уметь применять полученные знания..

Регулятивные: сохранять учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач.

Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения уметь выступать с речью перед аудиторией, общезначимой для коллектива цели; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные: расширения кругозора; проявление чувства патриотизма и гордости за свою родину.

3 этап.

Подведение итогов.

Возвращение к задачам и цели занятия. Подтверждение выполнения задач занятия. (Слайд 30)

Проведение итогового задания для выявления уровня усвоения материала. (Слайд 31, приложение 3)

Устная проверка итогового задания.

Рефлексия. Выявление трудностей, возникших во время занятия. Выявление активных учащихся. Оценка работы учащихся.

Окончание занятия. Прощается с учащимися. (Слайд 32)

- Какая тема занятия у нас была? Какие у нас были цель и  задачи занятия? Смогли ли мы их достигнуть? Как мы выполнили каждую задачу? С какими покровителями познакомились? Что интересного вы о нем узнали? Что вы можете о них сказать, чему они вас научили? и т.д.

- Проверим наши знания по сегодняшней теме. Для этого выполнил задание. Вам даны три покровителя и несколько фактах о них. Вам надо определить, о ком говорится в каждом пункте и соотнести номер факта со святым покровителем.

- Проверка пройдет следующим образом: группы меняются работами. Далее читаем факт и говорим, к кому он относится.

- Поднимите руки те, кому понравилось занятие. Чем оно вам понравилось?

- Поднимите руки те, у кого сегодняшнее занятие вызвало трудности. Что было сложного?

- Определите в группах участников, которые, на ваш взгляд, работали лучше всех. Докажите почему.

- Кто считает, что он недостаточно хорошо поработал сегодня? Почему вы так считаете?

Подводят итог.

Отвечают на вопросы.

Выполняют итоговое задание по группам.

Проверяют.

Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на занятии.

Прощаются с учителем.

Регулятивные: подвести итог, опираясь на цель и задачи занятия, уметь подвести итог, осуществлять рефлексию по результатам учебной работы.

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы и высказывать свою точку зрения.

Личностные: проявление чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Познавательные: уметь применять полученные знания.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1XrejV5gmZqpcHbyDq0Q6EUjWpQkwTDH4/edit?usp=sharing&ouid=1112492206


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. "Святые покровители Санкт-Петербурга."

Презентация рассказывает о святых покровителях и символах Санкт-Петербурга....

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Методическая разработка для курса ОРКСЭ.

Образей родительского собрания по курсу ОРКСЭ....

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Святые покровители Санкт-Петербурга. Александр Невский

Данная статья рассказывает о жизни и политической деятельности Александра Невского, о его роли в истории России, а также о том, как в наше время сохраняется память о подвигах Александра Невского. Мате...

Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого.

Внеклассное мероприятие.Начальная школа . 3.4 классУчитель: Ефременкова И.А. ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рожде...