Рабочая программа 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочие программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,
утвержденной приказом от 31.08.2020 № 513, протоколом педсовета №1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс б
2020-2021 учебный год
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка. ……………………………………………………………………………………………...…3 стр.
- Планируемые результаты усвоения учебного предмета…………………………………..............................................3 - 4 стр.
- Содержание модуля…………………………………………………………………………………….......................…….6 – 7 стр.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………..7 стр.
- Календарно-тематическое планирование …………………….……………………………....………………...................8 - 10 стр.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по освоению курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» для 4 класса составлена на основе документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ (Ст.3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания, п.1,5,6; ст. 5, Религиозное образование, п.1,4; Ст. 16 Религиозные обряды и церемонии, п.3);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторская программа по учебному предмету «Основы православной культуры», учебной программы «Основы православной культуры» под редакцией Кураева А. В. («Просвещение», 2017), Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.. — М. : Просвещение, 2014
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 20 мая 2020 года № 254
- Учебный план МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 уч. год.
На изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели).
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся.
2.Планируемые предметные результаты освоения учебного модуля «Основы православной культуры»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1).готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2.знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3). понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4).формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5).первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6).становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7).осознание ценности человеческой жизни.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерии факта, то есть что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала, и критерий деятельности, какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно использует в жизненных ситуациях.
- Содержание программы модуля «Основы православной культуры»
Основные задачи реализации содержания:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч.) Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Введение в православную духовную традицию (16 ч.) Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет Творцом. Вечные вопросы человечества.
Молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. повседневной жизни православных верующих.
Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов.
События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Воскресение Христа. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Что такое милосердие. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.
Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.
Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов
№ | Раздел программы | Всего часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2 | Введение в православную духовную традицию | 16 |
3 | Православие в России | 17 |
ИТОГО | 34 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план/факт. | Тема | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||||
1 | 02.09 | 02.09 | Россия – наша Родина | Рассказ с элементами беседы. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
II. Введение в православную духовную традицию | ||||
2 | 09.09 | 09.09 | Культура и религия | Беседа. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
3 | 16.09 | 16.09 | Человек и Бог в православии | Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. Изучают основы духовной традиции православия. |
4 | 23.09 | 23.09 | Православная молитва | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. |
5 | 30.09 | 30.09 | Библия и Евангелие | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. |
6 | 07.10 | 07.10 | Проповедь Христа | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. |
7 | 14.10 | 14.10 | Христос и Его крест | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. |
8 | 21.10 | 21.10 | Пасха | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. |
9 | 11.11 | 11.11 | Православное учение о человеке | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. |
10 | 18.11 | 18.11 | Совесть и раскаяние | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, религиозных праздников и святынь православной культуры |
11 | 25.11 | 25.11 | Заповеди | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, святынь православной культуры. |
12 | 02.12 | 02.12 | Милосердие и сострадание | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
13 | 09.12 | 09.12 | Золотое правило этики | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. |
14 | 16.12 | 16.12 | Храм. | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. |
15 | 23.12 | 23.12 | Икона | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. |
16 | 13.01 | 13.01 | Презентация творческих проектов. | Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
17 | 20.01 | 20.01 | Презентация творческих проектов. | Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Ответы на вопросы. |
III. Православие в России | ||||
18 | 27.01 | 27.01 | Как христианство пришло на Русь. | Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. |
19 | 03.02 | 03.02 | Подвиг | Беседа. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
20 | 10.02 | 10.02 | Заповеди блаженств | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
21 | 17.02 | 17.02 | Зачем творить добро? | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
22 | 24.02 | 24.02 | Чудо в жизни христианина | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
23 | 03.03 | 03.03 | Православие о Божием суде | Чтение текста учебника с остановками. Рассказ с элементами беседы. |
24 | 10.03 | 10.03 | Таинство причастия | Рассказ с элементами беседы. Учатся анализировать жизненные ситуации и толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
25 | 17.03 | 17.03 | Монастырь | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
26 | 31.03 | Отношение христианина к природе | Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | |
27 | 07.04 | Христианская семья | Беседа. Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры из светской культуры и сравнивать их. | |
28 | 14.04 | Защита Отечества | Беседа. Учатся приводить примеры из семейной традиции и светской культуры и сравнивать их. | |
29 | 21.04 | Христианин в труде | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их, толерантному отношению к культуре и традициям народов нашей страны. | |
30 | 28.04 | Любовь и уважение к Отечеству | Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | |
31 | 05.05 | Подготовка творческих проектов обучающихся | Подготовка творческих проектов учащихся. Анализ поступков, подвигов народа из разного периода развития государства, нашего Отечества. | |
32 | 12.05 | Подготовка творческих проектов обучающихся | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры. | |
32 | 19.05 | Презентация творческих проектов | Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры из жизни, литературы, искусства, спорта. | |
33-34 | 26.05 Интегр. | Презентация творческих проектов | Конференция Выступление со своим творческими проектами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...