РП по ОРКиСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по предмету Основы религиозных культур и светской этики ( модуль Светская этика) 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_svetskaya_etika_4_kl_galinurova_i.v.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этике
(модуль светская этика)
4 класс
(начальное общее образование)
Количество часов: 34
Программа составлена на основе
программы учебно-методического комплекса «Школа России» по предмету Основы светской этики 2016 г, с использованием рекомендаций авторской программы А.Я. Данилюк «Основы светской этики» изд. – М.: Просвещение, 2014.-528 с.
Учебник: «Основы светской этики» 4 кл: учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением/ А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2014.- 63.:ил.- «Школа России»
Составитель: Галинурова И.В.
учитель начальных классов
МБОУ гимназии г. Советский
2021 – 2022 г.г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ для 4абвг классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
- Примерная программа по предмету ОРКСЭ.
Рабочая программа по предмету ОРКСЭ составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 4 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №323 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2019-2020 учебный год».
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе в объеме 34 часов в год 1 ч в неделю .
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.
Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающие получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащимся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.
3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 класса (уроки 16-17, 32—34) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.
5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17, 32-34 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.
6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:
— разные учебники имеют общие уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;
— большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;
— организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание тем учебного курса «Светская этика» (34 ч)
Россия – наша Родина (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основы светской этики (16 ч)
Что такое светская этика? (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Мораль и культура (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Особенности морали (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Добро и зло (2 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Добродетель и порок (2 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Свобода и моральный выбор человека (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
Свобода и ответственность (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Моральный долг (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Справедливость (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа.
Альтруизм и эгоизм (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Дружба (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Что значит быть моральным (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Творческие работы учащихся (1 ч)
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.
Презентация творческих работ (1 ч)
Средства наглядности: выставка творческих работ
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества (1 ч.)
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: образец родового древа, родового герба.
Нравственный поступок (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Средства наглядности: иллюстрации в пособи для учащихся. Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Золотое правило нравственности (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся. Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинение (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся. Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Честь и достоинство (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .
Совесть (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы (2 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря»
Джентльмен и леди (2 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: джентльмен, леди
Образцы нравственности в культуре Отечества (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
Средства наглядности: фрагменты видеофильмов
Этикет (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.
Семейные праздники (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).
Жизнь человека – высшая нравственная ценность (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
Любовь и уважение к Отечеству (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
Подготовка творческих проектов. (1 ч.) Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Выбор тем для индивидуальных творческих работ:
«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.
Выступление обучающихся со своими творческими работами. (1 ч)
«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) (1 ч.)
Тематическое планирование. Модуль «Основы светской этики» 4 класс (34 ч.)
№ темы | Тема | Кол. часов | дата | факт |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | ||
Россия - наша Родина. | 1 | 1нед | ||
II. | Основы светской этики | 29 | ||
Что такое светская этика? | 1 | 2нед | ||
Мораль и культура | 1 | 3нед | ||
Особенности морали | 1 | 4нед | ||
Добро и зло | 1 | 5нед | ||
Добро и зло | 1 | 6нед | ||
Добродетели и пороки | 1 | 7нед | ||
Добродетели и пороки | 1 | 8нед | ||
Свобода и моральный выбор человека | 1 | 9нед | ||
Свобода и ответственность | 1 | 10нед | ||
Моральный долг | 1 | 11нед | ||
Справедливость | 1 | 12нед | ||
Альтруизм и эгоизм | 1 | 13нед | ||
Дружба | 1 | 14нед | ||
Что значит быть моральным? | 1 | 15нед | ||
Творческие работы учащихся: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т. д. | 1 | 16нед | ||
Презентация творческих работ: Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | 17нед | ||
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1 | 18нед | |
19 | Нравственный поступок | 1 | 19нед | |
20 | Золотое правило нравственности | 1 | 20нед | |
21 | Стыд, вина и извинение | 1 | 21нед | |
22 | Честь и достоинство | 1 | 22нед | |
23 | Совесть | 1 | 23нед | |
24-25 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | 2 | 24-25нед | |
26-27 | Джентльмен и леди | 2 | 26-27нед | |
28 | Этикет | 1 | 28нед | |
29 | Семейные праздники | 1 | 29нед | |
30 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | 30нед | |
Духовные традиции многонационального народа России | 4 | |||
31 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | 31нед | |
32 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 32нед | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | 33нед | |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | 34нед | |
Всего : | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация по ОРКиСЭ
Основы мировых религиозных культур "Священные книги религии мира: Веды, Авеста, Типитака". План - конспект и презентация к уроку...
обобщение опыта по преподаванию ОРКиСЭ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицатель...
анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
Цель анализа. Выявление состояния деятельности МБОУ Тогучинского района Тогучинская начальная общеобразовательная школа по апробации учебного ...
Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"
Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?" для 4 класса....
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Итоговое занятие по ОРКиСЭ
Новый курс "Основы религиозных культур и светской экити" знакомит детей с культурными ценностями. Итоговое занятие помогает подвести итог и создать положительный настрой....