РП по ОРКиСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Галинурова Инна Владимировна

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по предмету Основы религиозных культур и светской этики ( модуль Светская этика) 4  класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_svetskaya_etika_4_kl_galinurova_i.v.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозных культур и светской этике

(модуль светская этика)

4 класс

(начальное общее образование)

Количество часов: 34

Программа составлена на основе

 программы учебно-методического комплекса «Школа России» по предмету Основы светской этики 2016 г, с использованием рекомендаций авторской программы А.Я. Данилюк «Основы светской этики» изд. – М.: Просвещение, 2014.-528 с.

Учебник: «Основы светской этики» 4 кл: учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением/ А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2014.- 63.:ил.- «Школа России»

Составитель:  Галинурова И.В.

учитель начальных классов

МБОУ гимназии г. Советский

2021 – 2022 г.г.

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ для 4абвг классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
  • Примерная программа по предмету ОРКСЭ.

        Рабочая программа по предмету ОРКСЭ  составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 4  классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №323 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2019-2020 учебный год».

Рабочая программа по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики»

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач  реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе в объеме 34 часов в год 1 ч в неделю .

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

 Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

 Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

 Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающие получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащимся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце  4 класса (уроки 16-17, 32—34) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17, 32-34  «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение  презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

—         разные учебники имеют общие  уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;

—        большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;

—        организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.

Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

        знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

—        знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

—        формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

—        осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание тем учебного курса «Светская этика» (34 ч)

 Россия – наша Родина (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основы светской этики (16 ч)

 Что такое светская этика? (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

 Мораль и культура (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

 Особенности морали (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

 Добро и зло (2 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

 Добродетель и порок (2 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Свобода и моральный выбор человека (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

 Свобода и ответственность (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

Моральный долг (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

 Справедливость (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа.

Альтруизм и эгоизм (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

 Дружба (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

 Что значит быть моральным (1 ч) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

 Творческие работы учащихся (1 ч)

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.  

 Презентация творческих работ (1 ч)

Средства наглядности: выставка творческих работ

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества (1 ч.)

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: образец родового древа, родового герба.

Нравственный поступок (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Средства наглядности: иллюстрации в пособи для учащихся. Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Золотое правило нравственности (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи  Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся. Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.

 Стыд, вина и извинение (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи  Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся. Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Честь и достоинство (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .

Совесть (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы (2 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия:  Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.  Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

Джентльмен и леди (2 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: джентльмен, леди

Образцы нравственности в культуре Отечества (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи  Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Средства наглядности: фрагменты видеофильмов

 Этикет (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

Семейные праздники (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи  Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).

Жизнь человека – высшая нравственная ценность (1 ч.) Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи  Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. 

Любовь и уважение к Отечеству (1 ч.)  Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

 Подготовка творческих проектов. (1 ч.)  Формирование групп учащихся для выполнения групповых  проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Выбор тем для индивидуальных творческих работ:

«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.

 Выступление обучающихся со своими творческими работами. (1 ч)

«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) (1 ч.)

Тематическое планирование. Модуль «Основы светской этики» 4 класс (34 ч.)

№ темы

Тема

Кол. часов

дата

факт

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

1нед

II.

Основы светской этики

29

Что такое светская этика?

1

2нед

Мораль и культура

1

3нед

Особенности морали

1

4нед

Добро и зло

1

5нед

Добро и зло

1

6нед

Добродетели и пороки

1

7нед

Добродетели и пороки

1

8нед

Свобода и моральный выбор человека

1

9нед

Свобода и ответственность

1

10нед

Моральный долг

1

11нед

Справедливость

1

12нед

Альтруизм и эгоизм

1

13нед

Дружба

1

14нед

Что значит быть моральным?

1

15нед

Творческие работы учащихся: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям»,  «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,  «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины»,  «Мой друг»,  и т. д.

1

16нед

Презентация творческих работ: Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

17нед

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

18нед

19

Нравственный поступок

1

19нед

20

Золотое правило нравственности

1

20нед

21

Стыд, вина и извинение

1

21нед

22

Честь и достоинство

1

22нед

23

Совесть

1

23нед

24-25

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

2

24-25нед

26-27

Джентльмен и леди

2

26-27нед

28

Этикет

1

28нед

29

Семейные праздники

1

29нед

30

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

30нед

Духовные традиции многонационального народа России

4

31

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

31нед

32

Подготовка творческих проектов.

1

32нед

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

33нед

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

34нед

Всего :

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по ОРКиСЭ

Основы мировых религиозных культур "Священные книги религии мира: Веды, Авеста, Типитака". План - конспект и презентация к уроку...

обобщение опыта по преподаванию ОРКиСЭ

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицатель...

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Итоговое занятие по ОРКиСЭ

Новый курс "Основы религиозных культур и светской экити" знакомит детей с культурными ценностями. Итоговое занятие помогает подвести итог и создать положительный настрой....