Статья "Основные этапы истории православия в России"
статья по орксэ (4 класс)

Ремизова Виктория Вячеславовна

В этой статье рассказывается о истории возникновения православия в России, об изменениях, происходивших в истории РПЦ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_orkse.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы истории православия в России

История Русской Православной Церкви начинается в 988 году, когда киевский князь Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи. Одним из его условий было принятие Владимиром христианства, что и было исполнено. Князь  принял решение крестить Русь.  В этот же период появились первые епархии.

Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому патриарху, ее главы - митрополиты - часто  были греки. Киевские князья привлекали митрополита и епископов к участию в государственных делах. Церковь соучаствовала в создании общерусского законодательства, способствовала смягчению системы наказаний,  развивала стремление к милосердию. Благодаря ей были возведены великолепные памятники архитектуры и живописи.

Второй период истории русского православия связан с татаро-монгольским нашествием. В эти годы митрополиту выдавалась особая ханская грамота, содержащая перечень льгот "церковным людям". Делами христиан ведала старшая жена хана. XIV век - век расцвета для русского православия. Церковь все больше усиливала свое влияние на русское общество и укреплялась организационно. В 1308 году постоянная резиденция митрополита была перенесена в Москву. Представители православия отказались от вооруженной борьбы с татаро-монголами, увеличилось количество монастырей. На фоне роста Московского государства происходило и религиозное возрождение православия.

С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющем свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1433 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. И только после бегства Исидора Иону признали все. Он был хиротонирован митрополитом 15 декабря 1448 года, при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, Русская Церковь фактически становится автокефальной – это ознаменовало конец зависимости РПЦ от Константинопольской патриархии). Позже автокефалия была признана и Константинополем. Огромное влияние на историческое содержание этого периода оказало падение Константинополя под натиском турок – османов в 1453 году, в связи с чем Русь осознала себя единственным оплотом православия в мире.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в подчинении православия папе Римскому. На Западе начались попытки превращения Русской Церкви в униатскую. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая, затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Паралельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. Однако далеко не все принялии унию, и православие некоторое время существовало в качестве нелегального сообщества отдельных приходов, никак не объединенных иерархически.

В 1622 году король Речи Посполитой, чтобы успокоить постоянные религиозные восстания и трения на Украине и Белорусии, решил возобновить Православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Однако униаты не прекратили своей деятельности и при двух последних митрополитах Православная Церковь была в огромном расстройстве от униатов. Наконец в 1685 году раскол в Русской церкви был преодолен - Киевская митрополия стала епархией РПЦ.

Тем временем в самой РПЦ произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности, написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). В результате реформы произошел раскол Церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол. Появившееся движение старообрядцев мгновенно распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха - уничтожил эту должность. Петр I  решает создать Духовную коллегию, проект учреждения которой готовит епископ Псковский Феофан ( Прокопович), любимец царя. 14 февраля 1721 года после молебна в Троицком соборе Александро – Невской лавры состоялось открытие новой коллегии. Она получило название Святейший правительствующий Синод. Синодальное управление существовало до 1917 года. В этот период произошли следующие события:

- прекратилось патриаршее управление РПЦ;

- назначения на церковные должности и церковно-административные вопросы перешли в компетенцию царя и его приближенных;

- восстановлен упраздненный в 1677 г. Монастырский приказ, в ведение которого переходило управление всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами с них, а 17 августа 1720 г. его упразднили в связи с введением коллегий, в компетенцию которых и перешли его дела;

- Сенат вмешивался во все церковные дела;

- был издан манифест об учреждении Духовной коллегии, которая была позднее открыта и стала именоваться Святейшим синодом;

- была создана система духовного образования.

В дальнейшем история Русской православной церкви довольно трагична. Декрет 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также антирелигиозные мероприятия большевиков стали политическим и психологическим ударом для русского православия. И начиная с 1922 года постепенно создавалась новая система церковно-государственных отношений. Было созвано два Поместных собора. Собор 1923 г. «развенчал» патриарха Тихона и декларировал уничтожение патриаршества, был введен григорианский календарь.

В 1927 г. фактический глава русского церковного управления митрополит Сергий опубликовал «Декларацию» о безусловной лояльности церкви к советской власти. Однако это не помогло спасти церковь от разорения. В 30-х годах ХХ века были закрыты все православные монастыри и большая часть храмов, репрессированы иерархи и священники.

В годы Великой Отечественной войны Сталин решил протянуть «руку дружбы» оставшимся церковным деятелям и начал строить Московскую патриархию. При этом он надеялся на  ее внешнеполитическую активность. Состоялись два Поместных собора, по результатам которых:

- был избран Патриархом Московским и всея Руси митрополит Сергий, после кончины которого избрали митрополита Алексия.

- насильственно воссоединили униатов Галиции с православными.

Период 70-80-х годов ХХ века - это время своеобразного церковного «застоя», когда церковно-государственные отношения были принципиально урегулированы, а церковь получила свое место в декларативно атеистическом государстве.

Лишь после прихода к власти М.С. Горбачева церковно-государственные отношения нормализовались. В 1988 году отпраздновали тысячелетие Крещения Руси. Далее состоялись два Поместных собора. Вновь был избран новый патриарх Jleнинградский митрополит Алексий. В 1990 году запустили процесс реабилитации репрессированных священнослужителей.

После распада СССР Русская православная церковь смогла укрепить свои позиции, что, однако, не решило важные для русского православия проблемы. По Новому Уставу созывались только Архиерейские Соборы.

В 1993 году был принята Конституция РФ, в которой был закреплен принцип отделения церкви от государства. Со своей стороны, православная церковь в последнее время официально заявляет о том, что не должна брать на себя функции, принадлежащие государству.  Возрождение Православия происходит сегодня очевидно для всех. По всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов. Растет и общественное влияние церкви.

Но, несмотря на отдельные эпизоды, возрождение Православия происходит сегодня очевидно для всех. По всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов. Растет и общественное влияние церкви.

Список литературы:

1. Аникин, Д. А. Религиоведение. Краткий курс лекций / Д.А. Аникин. - М.: Юрайт, 2015.

2. Белкина, Т. Л. Современное православие. Учебное пособие / Т.Л. Белкина. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016.

3. Лебедев, В. Ю. История религий. Учебник / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий, А.Ю. Григоренко. - М.: Юрайт, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра - путешествие "История пожарной охраны России"

Сценарий, комплект материалов к проведению мероприятий с обучающимися  по теме: «Пожарная безопасность»                           ...

Русская интеллигенция и православие в России.

План реферата I. Введение.  Актуальность изучения основ православной культуры в образовательных учреждениях. II. Русская интеллигенция и православие в России. ...

Статья "Этапы развития благотворительности в России"

        I этап — IX-XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.    ...

Основные этапы истории специальной педагогики как науки

Дефектологическая наука .3 этапа становления дефектологии...

Православие в России

Презентация к предмету Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: основы православной культуры...