«Преподобный Серафим Саровский – Душа России».
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Колоколова  Людмила Владимировна

 

Внеклассное мероприятие повествует о жизни и духовных подвигах  Серафима Саровского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodobnyy_serafim_sarovskiy-dusha_rossii.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской  области
Стропицкой филиал

XVII  Международные научно-образовательные Знаменские чтения

Межрегиональная  открытая научно-практическая конференция «Куряне-подвижники Святаго Духа»

Внеклассное мероприятие:

 «Преподобный Серафим Саровский  - Душа России».

Подготовила:

 Колоколова Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

д.Стропицы

2021 год

Класс: 4

Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие

Тема: «Преподобный Серафим Саровский – Душа России».

Цель: познакомить детей с жизнью и духовными подвигами  Серафима Саровского.

Планируемые результаты:

  • акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Серафима Саровского;

Формы организации деятельности обучающихся : частично - поисковый, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: икона Серафиму Саровскому,  презентация, выставка книг о Серафиме Саровском,  мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец»,  плакат  с высказыванием Архиепископа Воронежского святителя Антония о Серафиме Саровском: «Мы как копеечные свечи. А он — как пудовая свеча — всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей».                                                       Воспитательный результат:

- духовное, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения России и обучающейся отдельной личности в целом.

Ход мероприятия

( Звучит инструментальная музыка)

Ведущий:  Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся, и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся? Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением».
- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему? (ответы детей)
Вы часто слышите слова: «О человеке судят по делам его».
- Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили с почтением? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами будем говорить именно о таком человеке, который своими делами и поступками заслужил право быть причисленным русской православной церковью к лику святых.
Он точно не жил на земле, а лишь соприкасался с ней... И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот человек, кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю: богатому барину и нищему, праведнику и изболевшему в грехах грешнику.

«Радость моя» — это постоянное теплое обращение ко всем точно слышится и теперь от его могилы. Все эти слова относятся к одному человеку – к старцу Серафиму Саровскому.

1-й чтец: Пред нами образ старца величавый,

С очами светлыми, с приветливым лицом,

Сияющий небесной ныне славой.

Увенчанный нетленныя венцом.

2-й чтец: В труде тяжелом, подвиге суровом

Он нрава светлого в себе не угашал –

Встречал пришедшего всегда приветным словом

И радостью своею называл.

3-й чтец: Из уст его лилось живое слово,

И слушающий пользу получал:

Он речью языка простого

С очей людских как бы покров снимал.

4-й чтец: Не отчуждением холодным, но приветом,

Любовью к ближнему и ласкою дыша,

Звучала речь его смиренная при этом –

И умилялася от слов его душа.

5-й чтец: Вся жизнь его суровая, святая,

Была великим подвигом одним…

И мы теперь, «житье» его читая,

Молитвой теплою угодника почтим!   Владимир Волоцкой.

Звучит песня «Батюшка наш родненький, чудный Серафимушка»

Ведущий: Будущий святой появился на свет 19 июля 1754 года в городе Курске, в верующей купеческой семье Мошниных, и был наречен Прохором. С раннего детства, благодаря матери, которая рассказывала сыну о православной вере, Прохор полюбил церковные богослужения и чтение молитв. И на протяжении всей жизни небесные силы оберегали святого от зла и болезней. Так, в 7 лет мальчик случайно упал с возводившейся церкви и нисколько не пострадал:

От самых малых детских лет

Всегда особый Промысл Божий

Его хранил от всяких бед.

1-й чтец: Раз как-то в летний день погожий

Его с собою мать взяла,

Когда смотреть за стройкой шла.

На колокольню по лесам

2-й чтец: Они вдвоем взобрались там,

Взойдя на ряд лесов последний

Неловко как-то ножкой стал

И  с высоты такой упал

На землю мальчик семилетний.

3-й чтец: В отчаянье напрасно мать,

Стремглав с крутых мостков  сбегая,

Его убитым уж считала

И бросилась к нему, рыдая,-

4-й чтец: Уже успел малютка встать

И тихо продолжал стоять,

Не испугавшися нимало…

Воочью Божья благодать

На том младенце почивала!

Ведущий:  В отрочестве Прохор тяжело заболел. Как-то ночью ему во сне привиделась Богородица, которая пообещала ему выздоровление.

Спустя недолго крестный ход

С иконой «Знаменья» идет

По Курску , улицею той,

Где в доме мучился больной.

Вдруг начал сильно дождь идти.

Чтоб не измок честной народ,

Для сокращения пути,

Свернул с дороги крестный ход

Чрез двор Машнинский проходной.

Несомый матерью, больной

Во двор навстречу им спустился

И там к иконе приложился.

С того чудесного мгновенья

Злой недуг стал ослабевать

И началось выздоровленье.

А скоро Прохор мог уж встать.

Вот так исполнилось виденье

 И совершилось исцеленье!

Ведущий: Шло время, и усердные молитвы с каждым днем укрепляли в душе Прохора желание посвятить свою жизнь служению Богу. К 17 годам юноша твердо решил оставить мирскую жизнь, и, получив родительское благословение, ушел из дома.

1-й чтец: Оставив брата, мать , именье

Во имя Господа Христа,

Он просит лишь благословенья

У матери родной – креста.

2-й чтец: Благословила его медным,

Рыдая, мать большим крестом,

И он, в своем наряде бедном,

Не расставался с ним потом.

3-й чтец: И вот он юношей цветущим,

В свои семнадцать только лет,

Нам представляется идущим

В град стольный Киев. Там совет

4-й чтец: Получит он и указанье:

В какой обители святой

Исполнит он свое  призванье

И даст обет желанный свой.

Ведущий: Проницательный Досифей увидел присутствие Святого Духа в молодом человеке и порекомендовал ему идти в Саровскую Успенскую пустынь, которая находится между Тамбовской и Нижегородской областями. Последовав совету святого отца, Прохор пришел в указанное место, и был принят отцом Пахомием в число послушников монастыря.
Местность, где расположен нынешний Саров, была издавна населена народом финского племени, мордвою.

В сказании о Сарове, о превращении бывшего тут города в пустыню говорится так: «Лес великий, и древа, дубы, сосны и прочие поросли, и в том лесу живуще многие зверие — медведи, рыси, лоси, лисицы, куницы; а по речкам Сатису и Сарову — бобры и выдры. И место то незнаемо быть от человек, кроме бортников — мордвы». Триста лет ни одна душа не жила в этом месте.

Ученик: В 1664 году пришел сюда пензенский инок Феодосии и, поставив келью на валу бывшего города,. Не раз по ночам он видел небо как бы раскрывшимся; оттуда являлся свет, озарявший всю гору. Иногда сходил сверху огненный луч, иногда слышался громкий благовест многих колоколов. Все это утверждало Феодосия в мысли, что этому месту суждена великая будущность.

Живший здесь после него инок Герасим был тоже свидетелем разных знамений. Стоя на молитве в праздник Благовещения, он услышал такой сильный звон, что гора, казалось, колебалась от него, и с тех пор этот звон слышался ему часто. «Мню, яко место сие свято», — говорил старец.

Из подвижников XIX века, принадлежащих Саровской пустыни, особенно памятны знаменитый игумен и возобновитель Валаама Назарий, полагавший начало в Сарове и проведший там же последние годы жизни, молчальник схимонах Марк, долгое время ютившийся в дремучем лесу Саровском, в шалашах или пещерах.

Главное, что доселе влекло сюда богомольцев и что теперь привлечет сюда внимание России и стремление к этому месту всех верующих сердец, — это могила старца Серафима. Как солнце, он сияет на небе Сарова. Весь Сэров как бы полон им. Назвать Саров — значит назвать и старца Серафима. Передадим же с благоговением и любовью главные черты его жизни.

Ведущий: Легко научившись всему необходимому, Прохор со старанием брался за монастырскую работу, а как только появлялась свободная минутка, уходил в лесную чащу, где размышлял о Спасителе и искренне молился. Когда со времени прихода в монастырь прошло два года, Прохора постигла тяжелая болезнь. Но она ни на мгновение не поколебала веру послушника: он сносил все страдания покорно и не желал обращаться за помощью к врачам.

1-й чтец: Господь мой будет врачеватель,

 Все продолжал больной твердить. —

Христу себя я поручаю

С Пречистой Матерью Его,

 А Вас, убогий, умоляю

 Его мне дайте Врачебство".

2-й чтец: Тогда больного причастили

Святых Великих Тайн Христа

И радость в душу возвратили,

 Улыбку счастья на уста.

Лежал он в трепетном волненье

И с просветленною душой,

Сомкнув уста в немом моленье,

 И небо видел пред собой...

3-й чтец: И Богоматерь в несказанном

Сиянье стала  перед ним

С Петром –апостолом, с Иоанном.

Перстом указывая им.

Сказала: «Нашего сей рода»;

К больному взор свой устремила

И на страдавшего три года

Чело десницу возложила.

4-й чтец: Болезнь тогда же ослабела

И вдруг исход себе нашла,

И вся материя из тела

Чрез правый бок струей текла.

И стало тело все здорово,

Лишь, где текла матерья, след

Остался на боку больного

Еще на много, много лет.

Ведущий: Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

В 1786 году Прохор принял иноческий постриг, получив имя Серафим. Вскоре, уже после посвящения в диаконы, Серафим стал все свое время проводить в молитвах. В часы служб он созерцал в небе Иисуса Христа в окружении Ангелов, который осенил молящихся крестом. В 1793 году Серафим стал иеромонахом и скоро принял решение покинуть монастырь. Он поселился в одинокой скромной келье в глубине леса. Здесь преподобный Серафим Саровский обращался к Господу с молитвами, читал Евангелие, трудился. Видя в молитвах, посту и добрых поступках пусть к добродетели, Серафим Саровский совершил здесь знаменитый подвиг столпничества – тысячу суток он молился, стоя на коленях и обращаясь к Господу с просьбой: «Милостив буди мне, грешному!».
Ученик: Однажды Серафим Саровский стал жертвой злодеев, которые жесточайшим образом избили старца, требуя денег и не обнаружив их. К счастью, вовремя нашедшие святого послушники немедленно попросили помощи врача, который сделал неутешительное заключение о состоянии больного. Целых семь дней преподобный Серафим находился между жизнью и смертью, и тогда, в третий раз, его спасла Богородица. После этого, для укрепления в своей душе Святого Духа, Серафим принял трехлетний подвиг безмолвия: он ни с кем не разговаривал и все время проводил в посту и молитвах.

Раз, забравши топор,

Он пошел в темный бор,

Чтобы дров для себя нарубить.

Вдруг увидел старик

Трех злодеев лихих.

И злодеи те стали грозить:

"Деньги нам подавай!

У тебя денег, чай, много.

Куры, поди, не клюют.

К тебе ходят всегда

Богачи, господа,
Да и денег немало несут".

 "Денег нет у меня, Бессребреник я", -

Улыбаяся, старец сказал.

Но никто из воров

Не послушал тех слов,

 Будто Божий угодник им лгал.

Был силен Серафим

И топор острый с ним,

Но противиться, кроткий, не стал.

"Нож поднявший, ножом

И погибнет потом", -

Как нам мира Спаситель сказал.

Он отбросил топор,

И схватил его вор

И на старца святого напал.

И с разбитым челом

Топора обухом

Без сознанья угодник упал.

Изо рта, из ушей

И пробитых костей

Головы его хлынула кровь.

Но злодеи опять

Его стали терзать

И избили всего его вновь.

Не найдя ничего

Во всей келье его,

Испугались злодеи деянья,

И напал на них страх;

И они второпях

Убежали, страшась наказанья.

Долго, долго в беспамятстве старец лежал,

 Но пришел понемногу в сознанье.

Кое-как свои руки от пут развязал

 И тотчас, несмотря на страданье,

Он в молитве Творцу упадает немой,

Вознося Ему пылко моленье

За спасенье свое.

А злодеям, святой,

 Просит Бога простить согрешенье.

Ведущий: В 1825 году к святому снова снизошла Богородица с повелением завершить испытание. С тех пор у Серафима Саровского открылся дар провидения и чудотворения. Со всех концов земли стали приходить к нему люди за советом и исцелением, и, ласково называя каждого «Радость моя!», святой Серафим помогал страждущим.
Всякого посетителя, богатого барина и нищего, праведника и грешника, изболевшего грехами, он целовал, кланялся до земли и, благословляя, целовал ему руки. Речи его дышали проникающей, тихой, живительной властью. Они согревали захолодевшие в жизни сердца, снимали завесу с глаз, озаряли ум, приводили к раскаянию и, чудной силой охватывая разум и волю, осеняли душу человека тишиной. Целым откровением, живым и мощным доказательством бытия духовного мира был ясный, покоряющий вид его, как яркий луч солнца, засиявший в темноте жизни.

Толпы народа неотступно притекали к старцу в последние годы его жизни, когда в некоторые дни число посетителей его доходило до 2000 в сутки. Заживо народ признал его святым и чудотворцем. А этот истинный последователь Христа до последних дней до того угнетал себя вольными страданиями, что без ужаса нельзя было смотреть на его жизнь, без ужаса нельзя и теперь вспомнить о муках его.

Серафим Саровский рассказывал своим ученикам, как защититься от бесов, которые пытаются помешать совершению молитвы, нагоняя на человека скуку или заставляя его одновременно с обращением к Всевышнему приводить в порядок лежащие рядом вещи. Цель христианской жизни преподобный видел в обретении Святого Духа, которое рождает в душе умиротворение, а в сердце – радость и тепло. Он считал, что путь к добродетели лежит через искренние молитвы, единство ума и сердца, соблюдение поста и бескорыстную помощь окружающим. Мудры высказывания святого Серафима о том, что не стоит без надобности открывать свое сердце другому человеку: если мы сами не сохранили свою тайну, можно ли надеяться, что другой сохранит ее?
В 1832 году святому во сне явилась Богородица и сообщила, что земной путь его подходит к концу. 2 января 1833 года Серафим Саровский умер во время молитвы перед образом Пресвятой Девы Марии. В 1903 году он был причислен к лику святых. В настоящее время мощи Серафима Саровского покоятся в основанном им Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Кончилось для него земное странствование. Настала небесная слава. И что же, в каком образе предстает он теперь людям?.. Та же кротость, та же любовь. Тем же ласковым словом зовет он людей, как звал их на земле: «Радость моя!»

«Я пришел навестить своих нищих. Давно здесь не был», — говорил он в 1858 г., явившись для исцеления дивеевской инокини Евдокии.

«Радость моя, — говорит он, явившись Саровскому монаху, впавшему в уныние, — я всегда с тобой. Мужайся, не унывай!»

Вот он является во сне шацкой (город Шацк) купчихе Петаковской, знавшей его при жизни, и говорит: «В ночь воры подломили лавку твоего сына. Но я взял метелку и стал мести около лавки, и они ушли».

«Сын твой выздоровеет и испытание в науках выдержит!» — говорит он, явившись во сне в 1864 году в Петербурге г-же Сабанеевой, у которой сын заболел перед экзаменом в Горный институт.

 «…Вся жизнь преподобного Серафима Саровского – это пламенная проповедь любви к Богу и ближнему. Как сказал Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди, горящий светильник не может спрятаться, но виден всем, и свет его просвещает всякого ходящего во тьме. Преподобный Серафим – это величайший молитвенный светильник земли Русской. Такие святые уже при жизни получают всенародное и даже вселенское признание. Их подвиги и чудеса, многочисленные исцеления свидетельствуют о силе стяжания Духа Святого. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», - этими словами Преподобный напоминает нам об истинной цели христианской жизни».

Вся жизнь его представляет поучительные образцы истинно христианского подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним.

Просмотр мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец».
И закончить наше мероприятие мне хочется стихотворением Наты Невской.
(Звучит фоном церковная музыка)

Святейший, мудрый Серафим
Из города Сарова.
Ты много лет прожил один,
Неся молитву Богу.
Ты много мудрости познал,
За жизнь свою святую.
Страданий много перенес,
Всё это не впустую.
Сумел ты подвигом своим
Всем людям показать.
Кто Бога любит,
Тот всегда сумеет устоять.
Все испытания пройти,
Понять язык зверей.
Травой питаться, голодать
И так любить людей.
«Радость моя» - ты говорил
В общении с людьми.
Так говорил ты от того,
Что очень их любил.
Любить так Бога и людей
Умеет лишь Святой.
Сложенью Богу ты учил,
Так создал образ свой.
Ты Богородице был предан,
Её иконе «Умиленье»
Молился ты в лесу на камне,
Что Спаса родила нам во спасенье.
Ради спасенья наших душ
Ты Богородице молился.
Сто с лишним лет тому назад
Духовно ты для нас трудился.
Поклон тебе, учитель мой,
В тебя я очень сильно верю.
«Радость моя» - пока ещё
Сказать я людям не умею.
А как хочу радость познать,
Себя я радостью наполнить.
Молю тебя, о Серафим,
Мне помоги это исполнить.

  

Список использованной литературы.

  1. Карта – путеводитель г. Курск по памятным местам Серафима Саровского.2007 г.
  2. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: История рода.- Курск ООО «Мечта», 2007.-108 с.
  3. Святые земли Курской /Автор – составитель священник Владислав Реутов.- Курск: Изд-во КГУ, 2003.

4.    Юдин Г.Н. «Святые чудотворцы» - М.:ООО ТД «Издательство Мир книги».2007.-(серия «Божий мир»).

      5.Г. Калинина, Г. Стромынский. –Энциклопедия православной жизни. –Т.:   Имидж Принт.2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие в 3 классе по теме «Серафим Саровский»

клвссный час проведённый на семинаре-практикуме для учителей православной культуры...

Внеклассное мероприятие. Тема: "Житие Святых. Преподобный Серафим Саровский."

ОПК. Внеклассное мероприятие. Тема: "Житие святых. Преподобный Серафим Саровский."...

Радостный Старец Серафим Саровский

презентация к уроку Основы православной культуры 11 урок "Радостный старец Серафим Саровский"...

Презентация «Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский»

На 3 этапе сетевого проекта «Святые покровители Земли русской» команда 2 «Б»  класса "Ромашки" подготовила презентацию " Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский»....

Исследовательский проект "Преподобный батюшка Серафим Саровский"

Цель проекта:- общая польза и назидание, чтобы воспоминание о старце Серафиме живо и ясно явило примеры его жизни и повторило все дивные уроки, которые он давал приходящимЗадачи проекта: - расска...

«Мой любимый святой – Преподобный Серафим Саровский»

  Изучить житие святого преподобного Серафима Саровского...