Добро и зло.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный урок предназначен для формирования нравственного понятия «добро» и умения отличать его от понятия «зло».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Добро и зло.
Григоренко Светлана Винеровна
МОАУ СОШ №3
учитель начальных классов
Нефтекамск
2019
Аннотация.
Данный урок предназначен для формирования нравственного понятия «добро» и умения отличать его от понятия «зло». Развивает умения, навыки вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Воспитывает у учащихся положительные черты характера. Воспитывает чувство ответственности за совершаемые поступки, расширяет и углубляет представления детей о добре и зле. Помогает учащимся осознать важность человека в стремлении к добру. Прививает чувства добра и сострадания, любви и милосердия. Может быть использован для проведения урока с учащимися начальных классов.
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
- раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
- способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло»;
- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- воспитание сострадания по отношению к другим.
Ход урока.
I. Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать (слайд1)
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок, улыбнёмся и пожелаем успехов.
II. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
-Давайте, послушаем об этом в знакомой уже нам притче. (Прослушивание видео притчи –слайд 2).
Когда-то, давным-давно, старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — завить, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает то волк, которого ты кормишь.
- Ребята, тема нашего урока будет… (Добро и зло.)
- Правильно, молодцы. А какие цели мы поставим для себя?
- Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.
III. Работа над понятиями «добро» и «зло».
1) Каждому ребенку раздаю лист, на котором изображены два волка (слайд 3).
- Ребята, каждый из вас получил листок с изображением двух волков, черного и белого.
Подумайте, какие поступки вы сегодня совершили?
- Поставьте карандашом плюсики за хорошие поступки под белым волком, за плохие под черным.
1. Улыбнулись ли вы утром маме?
2. Сказали ей «спасибо» за завтрак?
3. Помыли за собой посуду?
4. Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?
5. Хлопнули дверью в подъезде?
6. Поссорились ли вы с другом?
7. Помогли ли вы младшим?
8. Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?
9. Придя в школу, вы поздоровались?
10. Сказали обидное слово своему однокласснику?
11. Забыли поздороваться с учителем?
- Какой же волк победил?
-Если у вас победил добрый волк, то чем вы его накормили?
(Хорошими поступками, добротой, радостью, удачей, счастьем)
-Если у вас победил злой волк, то чем вы его накормили?
(злом, плохими поступками, оскорбили кого-то, ударили, сказали обидное слово, не поздоровались)
- Ребята, а вы хотели сделать плохой поступок?
(нет)
-Почему так получилось?
(Мы сделали плохой поступок неумышленно, необдуманно)
-Вот, ребята, мы увидели, что зло у нас замаскировалось под каждодневными обыденными нашими поступками.
-А что творить легче добро или зло?
(Зло)
-Как же нам исправить то, что мы уже совершили?
(попросить прощения, сделать доброе дело)
-Какие добрые дела можете совершить уже сейчас, не дожидаясь пока станете взрослыми.
2) Чтение учителем фельетона «Черёмуха» В. Суслова. Слайд 4-6
Возвращались ребята в свою деревню из школы домой
шли. Как раз в субботу. И видят: черёмуха расцвела.
Как-то вся вдруг! То просто зелёная стояла, а тут
— белая! Красивая! Пахучая! Побросали ребята портфели
и — на черёмуху: ура-а!!!
В понедельник учительница Мария Викентьевна сказала, что они поступили нехорошо. И заставила писать сочинение на тему: "Добрый ли я человек?".
Лёша Скворцов написал: "Я человек добрый. Черёмуху я маме отдал. Огромный букет!"
Наташа Познанская написала: "Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черёмуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. В человеке тоже всё должно быть красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком".
Люся Телегина написала: "Быть добрым — это значит хорошо относиться к младшим и к старшим. К животным, птицам и разным растениям тоже. И ещё любить природу. Великий русский учёный Иван Владимирович Мичурин сказал, что нам нечего ждать милости от природы, мы сами должны её брать. Своими руками".
Миша Гусаков написал: "Добрый человек всегда должен помогать другому человеку, потому что тот другой человек тоже будет помогать другому человеку. Когда мы ломали черёмуху, я залез выше всех, потому что девочкам было не достать, и помог нагнуть макушку, и они очень испугались, потому что макушка сломалась. А я совсем не испугался, потому что я смелый".
Олег Рыбин написал: "Я самый добрый. Все ломали черёмуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шёл. И черёмуху не ломал. На ней уже нечего было ломать. Разве это по-товарищески: сами всё обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им оставил".
3) Беседа по прочитанному (слайд 7-8)
- Кто из ребят действительно был добрым? (Ответы детей).
- А как бы вы поступили на месте героев фельетона? (Ответы детей).
- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?
IV. Работа над понятиями «добро» и «зло».
1) Работа с учебником.
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории (слайд 9).
2) Работа с Толковым словарём.
- А теперь давайте послушаем значение слов «добро» и «зло» в Толковом словаре С.И.Ожегова (слайд 10).
V. Обобщение.
1) В Евангелие от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали о добре и зле? (Ответы детей).
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- Почему важно бороться со злом? (Ответы детей).
- Давайте сформулируем вместе правила доброты (Слайд 11)
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
2) в завершении урока я предлагаю поиграть в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
цвет | слово | сказочный герой | поступок | |
добро | ||||
зло |
VI. Рефлексия
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни?
У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите коричневый листок. (Коричневый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)
VII. Песня «Дорога добра»
-Давайте закончим наш урок песней.
VIII. Итог урока.
- Спасибо за урок, за доброе дело.
Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...