Урок 24. Тема: "Таинство причастия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Раскрытие тайны Причастия. Расширение представлений о церковных богослужениях - о том, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prichastie.docx102.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 24. Тема: "Таинство причастия"

Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.

Задачи:

  1. Обучающие.

 - Познакомить обучающихся с таинством причащения и назначением литургии.

 - Углублять знания детей о необходимости таинства покаяния.

  1. Развивающие.

 -Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

 - Расширить представления школьников о церковных богослужениях – о том, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви

  1. Воспитательные.

 - Воспитывать уважение к православным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих.

 - Обогащать мир личности духовным чтением.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

● проявление самостоятельности  в разных видах деятельности,  умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;

● развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

● формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

● выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

● умение извлекать из текстов необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

● контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера.

Предметные:

● представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан;

● продолжение знакомства  со Священной Книгой христиан Библией.

Внутрипредметные связи  -  музыка, живопись

Межпредметные связи – история, литература, русский язык, информатика

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, здравствуйте! Сегодня наш урок я хотела бы начать с песни С. Копыловой «Я ещё не стала лучше». Вы прослушайте её внимательно, а затем ответьте на вопрос: «Почему человек стремится стать лучше?»

- Итак, ребята, какой вопрос задает себе девочка?

-Хочется понять  мне, Боже, в чем мое предназначенье?

- И сама на него отвечает:

«Видит Бог, как я стараюсь лучше стать хотя б немного».

- Зачем?

-Потому что в этом предназначение человека – стать лучше.

- Как стать лучше?

Делать добрые дела. Совершать добрые поступки. Обладать хорошими качествами.

- На рисунках два дерева. Распределите эти качества характера.

https://arhivurokov.ru/multiurok/a/9/d/a9d15f2d80a4120830361485fabeacbe394f2827/konspiekt-uroka-orkse-tainstvo-prichastiia_1.png

- Молодцы.

В конце урока, мы с вами еще вернемся к нашим деревьям.

 А еще чтобы стать лучше, православный человек ищет в своей земной жизни соединения с Богом, потому что верит, что он будет с Ним и в вечности.

- Мы с вами уже знаем, что Бог в облике своего сына Иисуса Христа явился на Землю, чтобы человек стал лучше,чтобы научить его жить по законам Божьим.

II. Введение в тему

- Ребята, вспомните русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Каков урок этой сказки? (Козлята попадают в беду за непослушание)(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петух и кот»).

Вывод: Итак, непослушание - зло, за которое следует наказание.

Загадка:

И у этих, и у тех,
Даже, может быть, у всех,
К сожалению, бывает,
И людей одолевает
Зло. Оно зовется… (грех)

- Грех – это человеческая болезнь. Тяжело живется человеку во грехе: совесть мешает душе радоваться, тело становится больным.

Вопрос: если человек заболевает, то к кому он обращается?

Ответ: к врачу.

Вопрос: что он рассказывает врачу?

Ответ: что у него болит и как болит.

Вопрос: что происходит, когда диагноз поставлен?

Ответ: врач дает лекарства, принимая которые человек выздоравливает.

- То же происходит и в Церкви.

Когда человек идет на исповедь, рассказывает о своих грехах и после исповедания их принимает как лекарство Святое Причастие.

- Ребята, мы с вами уже говорили о том, что наша вера является последованием учения Иисуса Христа, а его учение очень велико.

 III. Работа по теме урока.

- Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия.

- Оба слова темы пока не очень понятны. Но уже сейчас мы можем увидеть, как они образованы.

- Таинство от «тайна», причастие – ПРИ-нять ЧАСТЬ.

–Кого?–Бога.

- А начнём мы с события, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется «Страстная седмица», то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте.  

- Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу(принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими  словами 12 апостолов или учеников, никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться «Тайная вечеря»  

- Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова «вечер» и означает «ужин». Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а второй отречётся ещё до наступления рассвета трижды.

- Ребята, посмотрите на икону «Тайная вечеря». Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг овального стола Его ученики.

И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.

- Скажите, а почему один из учеников им не озарён?

- Кто это? (Иуда из Кариота)

- Ребята, прежде, чем передать себя ученикам перед страданиями своими ради искупления человеческих грехов Господь совершил ритуал омывания ног своим ученикам.

- Рассмотрите внимательно эту картину. Господь сидит на коленях перед учениками, держит кувшин с водой и полотенцем вытирает ноги апостолам.

- Как вы думаете, зачем Иисус сделал это?

 - Подведём итог: во – первых, Господь это сделал для того, чтобы показать свою любовь ученикам, а во – вторых, для показания истинного смирения апостолам, так как они в этот момент спорить начали, кто же из них самый главный?

- Таким образом, Он показал им, что все равны!!!!!

- Затем он воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам, сказав: «Вкусите. Это Тело Мое, ломимое во оставлении грехов»

  Потом Он взял чашу с виноградным вином, благословил её и подал апостолам, говоря: «Пейте все. Это Кровь моя Нового завета, которая за вас и за многие изливается».

- Так Иисус Христос установил одно из великих таинств православной церкви Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.

- Причастив их, спаситель, оставил заповедь, чтобы это великое таинство постоянно свершалось людьми с целью воспоминания о нём.

-В православных храмах Причастие – это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов – священниками -  во время божественной литургии.

- Литургия – есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.

- Ребята, литургия имеет различные названия. Первое название – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.

- В апостольское время, то есть когда жили апостолы, «Литургия» называлась «преломлением хлеба».

- Посмотрите на слайд. Кто на нём изображён? (Священник)

- Что он делает? (ломает хлеб)

- Вот поэтому и называлось так это Таинство.

- Во время литургии, в самой первой части, которая называется Проскомидия, приготавливают хлеб и вино для таинства Причастия  

- Хлеб для Причастия называется Просфора

Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино,  силою и действием святого духа предлагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит это, никто объяснить не может, даже ангелы.

- Ребята, чтобы причаститься нужно, соблюдать некоторые правила. Посмотрите на слайд.

Для того чтобы причаститься необходимо, как минимум три дня попоститься (во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов), почаще бывать в храме на службах, накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах.

В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смертьи Воскресение Христа. По Окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.

- Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой бога.

IV. Закрепление изученного.

  1. Работа с учебником на с. 76 – 79.
  2. Задание 1. Заполните таблицу «Таинство Причастия».

ДЕЙСТВИЕ

ВИДИМО

ТАИНСТВЕННО

человек

Бог

Что произошло наТайной Вечери?

прощальная трапеза (ужин)

установление Таинства Причастия

Что вкушается в Таинстве Причастия?

хлеб и вино

Тело и Кровь Христовы

Посредством чего совершается Таинство?

молитвы

сила и благодать Божия

Причащение. Что такое церковная соборность?

единое общество верующих во Христа

единое Тело Христово

V. Подведение итога урока

- Подвести итог, я хотела бы строками из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященные великому Таинству:

И нет на свете выше счастья:

Пред Чашей разомкнуть Уста,

Принять Священное Причастие

И стать частицею Христа.

- В этих строках автор главную цель этого Таинства: стать частицею Христа.

IV.Рефлексия.

- А теперь вернёмся к нашим деревьям, какой можем сделать вывод

https://arhivurokov.ru/multiurok/a/9/d/a9d15f2d80a4120830361485fabeacbe394f2827/konspiekt-uroka-orkse-tainstvo-prichastiia_1.png

VII. Домашнее задание. 

- Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме Причастия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКиСЭ "Таинство причастия"

Разработка урока и презентация по предмету " Основы православной культуры и светской этики"...

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему: "Таинство Причастия"

В данном конспекте урока представлено описание происхождения одного из семи важнейших таинств Православной церкви - Причастия....

Презинтация к уроку ОРКСЭ на тему: "Таинство Причастия"

В данной презинтации представлено подробные иллюстрации по уроку....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Таинство причастия"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Таинство причастия"...

Конспект Урока действительные и страдательные причастия 7 класс

Конспект Урока действительные и страдательные причастия 7 класс...

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры" Урок 24. Тема: "Таинство причастия"

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"Урок 24. Тема: "Таинство причастия"Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христ...