Милосердие-закон жизни.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока.
1.Формировать у учащихся представлений о милосердии;
2.Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3.Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних; уважительное отношение к людям, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
-------------------- Урок №
Тема. Милосердие – закон жизни.
Цель урока.
1.Формировать у учащихся представлений о милосердии;
2.Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3.Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних; уважительное отношение к людям, наблюдательность.
Личностные УУД: самоопределение к деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные УУД: самоконтроль, самопроверка
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные УУД: умение формулировать учебную задачу, проблему, находить информацию, анализировать, строить высказывание, делать выводы.
Планируемые результаты.
Предметные. Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.
Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Метапредметные. Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели
На меня все посмотрели.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили о то, что человек рожден для добра. И эта идея нашла свое отражение в произведения устного народного творчества: в сказках, песнях, пословицах и поговорках.
Сказки нас учат: не обижать людей, придет расплата, сотвори добро. Но в жизни не всегда происходит так, как написано в книгах.
- Дома вы должны были подумать, каким сказочным героем хотели бы стать, чтобы изменить жизнь к лучшему.
III. Вступительное слово учителя, постановка целей.
- Из ваших ответов видно, что вы добрые, отзывчивые, неравнодушные люди.
- А какое чувство у вас вызывает одинокий человек, который не ждет для себя ничего доброго от жизни? (Жалость).
- Как вы думаете, человеку приятно увидеть это по отношению к себе? (Конечно, нет).
- Существует более действенное чувство сочувствие. И сегодня на уроке мы поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, которые по своему значению близки к слову милосердие.
IV. Основная часть урока.
- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей.
На стр. 90 прочитаем высказывание Ф.И. Тютчева о сочувствии.
- Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.
- Что при этом проявляет сочувствующий человек? (Внимание, понимает чувства и мысли другого человека).
- Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие. Это понятие близко к понятию «сочувствие».
В разных словарях это слово по-разному трактуется.
•В Толковом словаре Ушакова. Д.Н. милосердие – это «Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».
•В «Большом Энциклопедическом словаре» милосердие есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)».
- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней? (Два). Милосердие - это то, что мило сердцу и того, кто его проявляет, и того, кому адресовано.
Проявляя милосердие, человек совершает действия, которые несут облегчение другому человеку.
- Кому же свойственно милосердие? (Верхний абзац, стр. 91).
- На экране три слова: сочувствовать, сопереживать, сострадать. Эти слова расположены по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека. Самое сильное чувство выражает слово сострадание. Когда мы сострадаем, то стремимся разделить с другим человеком его чувства, душевное состояние.
- А часто ли мы разделяем чувства другого человека? От каждого слова поставим вопрос КОМУ?
- Вы только что поделились своим опыт милосердия.
- А какая разница между действиями: подать милостыню и проявить милосердие?
- Милостыню подают, проходя мимо, не вникая в проблемы человека. А во втором определении включаются в проблему другого человека. Таким образом, разница есть.
Физкультминутка.
Встанем возле своих парт.
Нарисуем маленькое сердце, больше, еще больше.
Подарим это сердце другим людям.
V. Продолжение изучение нового материала.
- Каждый человек нуждается в милосердии. Мы не можем прожить жить, ни разу не обратившись за помощью к кому-то, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь.
- Прочитаем 2 абзац на стр. 92 со слов «…милосердие должно стать…».
- А как же стать милосердным человеком? На экране даны слова, характеризующие отрицательные качества человека, а мы подберем слова-антонимы.
Лениться и бездельничать | Трудиться |
Быть жадным | Быть щедрым |
Лицемерить и врать | Быть правдивым |
Давать пустые обещания | Быть честным |
Изменять дружбе | Дружить |
Быть равнодушным к чужой беде и горю | Сопереживать, сострадать |
Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них | Уважать и заботиться о близких |
- Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных.
Для развития систем государственной благотворительности в России Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ, больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д.
Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью.
В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское, человеколюбивое общество.
Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия.
И в наше время существуют благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.
- Есть люди, которые свою профессию связали с милосердием.
- Прочитаем 4 абзац стр. 92.
VI. «Дерево Милосердия».
- Перед вами на партах лежат листочки
- Подумайте, кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, сочувствие, поддержку, милосердие. Напишите их имена на листочках и прикрепите их к нашему «Дереву Милосердия».
- Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность!
VII. Итог урока.
- Итак, ребята, давайте подведем итоги. Из каких же важных составляющих состоит милосердие?
- Можно ли милосердие считать достойным проявлением человечности?
- Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех.
VIII. Домашнее задание.
• Поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;
• Стр. 93 (привести примеры милосердия из художественной литературы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Милосердие – закон жизни
Урок "Милосердие – закон жизни". ОРКСЭ, 4 класс...
Конспект классного часа 3 класс «Милосердие - закон жизни»
Планируемые результаты: Личностные: Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность форм...
Урок ОРКСЭ "Милосердие - закон жизни"
Разработка урока ОРКСЭ модуль "Светская этика" с презентацией....
разработка урока по светской этике "Милосердие- закон жизни"
Милосердие-одно из самых красивых слов на свете.Оно говорит о сердце,которое любит и жалеет.Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече,кого любим, к...
презентация к уроку по светской этике "Милосердие- закон жизни"
Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека....
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие - закон жизни"
Милосердие - закон жизни...
"Милосердие – закон жизни"
ОРКСЭ 4 класс. Презентация и технологическая карта к уроку....