Статья «Различие между реформистским, ортодоксальным и консервативным иудаизмом».
статья по орксэ (4 класс)

Материал предназначен для использования на уроках ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_zolotuhina.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Различие между реформистским, ортодоксальным и консервативным иудаизмом».

 

Выполнила

учитель начальных классов

Золотухина Мария Викторовна

Санкт-Петербург

2020 г.

Содержание

Введение.        3

Глава 1. Иудаизм. Анализ основных направлений религии.        3

1.1. Реформистский иудаизм.        4

1.2 Ортодоксальный иудаизм.        5

1.3 Консервативный иудаизм.        5

Заключение.        7

Список литературы.        8

Введение.

Иудаи́зм (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа; одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих в настоящее время.

Название “иудаизм” передалось от наименования племени Иуды, которое было самым большим из 12 колен израилевых. Из этого рода вышел легендарный царь Давид - он добился наивысшего могущества израильского государства, поэтому по сей день является почитаемой легендарной персоной.

Иудеи – это этнорелигиозная группа, которая состоит из тех, кто по рождению является евреем, и тех, кто принял иудаизм и исповедует его. В мире живет около 14 млн иудеев. Примерно 40% из них живет в Израиле, столько же – в США и Канаде. Оставшиеся иудеи рассредоточены по миру, в основном в европейских странах.

Глава 1. Иудаизм. Анализ основных направлений религии.

Иудаизм, как религия образовался в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры за пределами метрополии.

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов последователей) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев.

Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них:

  • ортодоксальный (традиционный),
  • реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный)
  • консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями)

1.1. Реформистский иудаизм.

Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон (1729-1786 гг.), стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры.

Данное направление традиционно стремится адаптировать еврейскую традицию к современным мироощущениям и считает себя политически прогрессивным и ориентированным на социальную справедливость, настаивая при этом, что человек волен совершать свой независимый личный выбор в вопросах соблюдения ритуалов.

Евреи-реформисты склонны рассматривать многие традиционные еврейские верования и соблюдения обрядов как устаревшие или просто суеверия, хотя некоторые из верований были адаптированы к более современному мышлению. Например, идея Мессии как отдельной личности, лидера, избранного Богом, была заменена понятием мессианской эры, достижимой человеческими усилиями. Будущее воскресение мёртвых было также отвергнуто и заменено идеей о том, что человек продолжает жить в своих достижениях и/или потомках. Синагогальное служение было пересмотрено, и молитвы, посчитавшиеся неуместными в современную эпоху, были отменены. Талмуд и раввинистические традиции всё ещё обладают историческим интересом и могут содержать некоторую мудрость, но больше не рассматриваются как источник обязательных правил и постановлений, согласно которым необходимо жить.

1.2 Ортодоксальный иудаизм.

До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев европейского просвещения (по-еврейски Гаскала), начало которому положил Мендельсон. С целью противодействия этому И. Салантер (1810-1883 гг.) из Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски - мораль), поставившее своей целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление оказала и оказывает большое влияние на многих верующих.

Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией. Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию). Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.

1.3 Консервативный иудаизм.

Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. 

Хотя эта ветвь иудаизма доминировала в Америке после Второй Мировой Войны (41% американских евреев были консервативными в 1970-х годах), число тех, кто идентифицирует себя с ним, значительно уменьшилось. В 2013-ом году около 18% американских евреев причисляло себя к консервативным. Для объяснения спада этого движения были предложены разнообразные причины, такие, как акцентирование на ожиданиях галахи без особого внимания на ожиданиях членов общины (таких, как удовлетворение насущных потребностей).

В Европе аналогичная ветвь носит название масортим. Масорти означает “традиционный” и, фактически, эти общины более традиционны, чем их американские собратья. В официальном списке насчитывается 30 общин масортим: 12 в Великобритании, 6 во Франции и остальные разбросаны по другим странам. Несмотря на спад консервативного иудаизма в Северной Америке, общины масортим сейчас составляют наиболее растущую ветвь иудаизма в Европе.

Для консервативного иудаизма галаха остаётся обязательной, но она подверглась большим переменам и развитию, чем в ортодоксальном. В отличие от последователей реформистского иудаизма, где решения отдельной личности являются первостепенными, консервативные евреи считают определяющим голос всего еврейского народа. Девиз “традиция и перемены” показывает баланс, который пытается найти это промежуточное течение. Попытка удержаться посредине создала некоторую двусмысленность вокруг определённых теологических идей. Что касается образа жизни, официальная приверженность традиционному еврейскому стилю жизни не всегда отражается в жизни членов консервативной общины.

Примерами промежуточного подхода к определённым практикам являются: совместное сидение мужчин и женщин в синагоге (установлено в 1940-х годах), разрешение на использование электричества в Шаббат (установлено в 1950-м году), разрешение поездки за рулём автомобиля в синагогу в Шаббат (также установлено в 1950-м). Всё это до сих пор запрещено в ортодоксальном иудаизме, в то время как в реформистском иудаизме нет необходимости в официальном урегулировании подобных ограничений.

Заключение.

Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. 

Иудаизм состоит из нескольких “ветвей” от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм.

Различие между направлениями не сводится к различию только их практик, к количеству и строгости соблюдаемых заповедей - оно определяется в первую очередь отношением к традиции и носит, по большей части, этический характер.

Список литературы.

  1. https://nauka.club/filosofiya/iudaizm-istoriya-vozniknoveniya-religii-osnovnye-principy-i-simvolika.html
  2. https://ieshua.org/tri-vetvi-iudaizma.htm
  3. https://otherreferats.allbest.ru/religion/00011441_0.html
  4. https://nauka.club/filosofiya/iudaizm-istoriya-vozniknoveniya-religii-osnovnye-principy-i-simvolika.html
  5. Википедия
  6. Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М. - Иерусалим, 1999 – С.39
  7. Анджело Скола, Джильфредо Маренго, Хавьер Прадес Лопес. Богословская антропология. – М.: Христианская Россия, 2005 – С.74
  8. Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим - М., 1993 – С.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 1 классе "Различие между животными и растениями"

закрепить умение определять различия между растениями и животными; повторить признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру, развивать наблюдательность, внимание, расширит...

различие между русской и украинской кухней

Типичные блюда русской и украинской кухни...

различие между русской и украинской кухней

Типичные блюда русской и украинской кухни...

Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"

Цели:          учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...

Консультация " 7 различий между обычным и мудрым родителем"

Как воспитывать ребенка, не допуская при этом ошибок? Возможно данная статья поможет родителям ответить на этот сложный вопрос....

Есть ли различие между татарами и монголо-татарами

В настоящее время очень много споров по истории происхождения разных народов. Например, некоторые учёные считают, что нынешние татары — это потомки создателей Золотой Орды…Однако, другие учёные ...

Консультация для учителей начальной школы по теме: "Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)"

Консультация для учителей начальной школы (мультимедийная презентация) по теме: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)...