Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика")
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Общая информация | |
Модуль | Светская этика |
УМК | Основы религиозных культур и светской этики |
Тема урока | Чистый ручеек нашей речи |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Цель: создать условия для формирования ценностного мира ребенка. Задачи: показать учащимся значимость речевого этикета, развивать речь учащихся, их активный словарь, воспитывать уважение к русскому языку. |
Необходимое оборудование | Учебник А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс М.:Просвещение, 2018, презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер. |
Дидактическое обеспечение | Электронная презентация, карточки для групповой работы, игры, тексты для чтения. |
Планируемые результаты урока | |||
| --Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. - Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими. - Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила речевого этикета. - Чувствовать ответственность за выбор слов, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки. | ||
| - Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям. - Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. - Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. | ||
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная | Учебник А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс М.:Просвещение, 2018 Методическое пособие «Основы светской этики» А.И.Шемшурина | ||
Дополнительная | Толковый словарь | ||
Интернет-ресурсы | https://videouroki.net/video/9-chistyj-rucheyok-nashej-rechi.html, http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fexperiment-opk.pravolimp.ru%2Flesson, | ||
ЭОРы |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Ребята! С чего начинается каждый наш день? Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов « Добрый день». Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло наших ладошек и поприветствуем друг друга. Добрый день солнцу и птицам, Добрый день улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть добрый день длится до вечера. Мы рады видеть каждого из нас. И пусть прохлада в окна дышит, Нам здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. | -со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья | Положительное отношение к школе и учебной деятельности (Л) | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -Разгадайте ребус.
-Правильно, речка. Я теку издалека, Омываю берега, Широка и глубока, Называюсь я РЕКА. Кто из вас летом отдыхал на речке? Поделитесь своими воспоминаниями. Каждый из вас рассказал о своих близких, друзьях, подаривших вам радостные минуты общения. Что мы используем, разговаривая друг с другом? Слова, словно маленькие ручейки, стекаются в одно большое понятие «речь». Самые наблюдательные, наверное, заметили созвучие слов «речка» и «речь». Бывает вода в реке светлой, прозрачной, такой, что видно каждый камешек на дне, а бывает и другой – мутной и зловонной. Так и наша с вами речь, подобно живой и мертвой воде, может излечить или искалечить. | Дети разгадывают ребус, называют слово -Речка Дети делятся своими впечатлениями. | Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | -А есть ли связь между словами «речь» и «речка» поможет разобраться этимологический словарь. Пожалуйста, найди нужную статью. (Работа со словарем) | Дети работают со словарем, находят значение слов. | Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | - Как же звучит тема нашего урока? - Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля Приятная речь для слуха – своего рода музыка” (Аристотель) -Как вы понимаете смысл этого высказывания) -Послушайте стихотворение С.Есенина «Черёмуха» (аудиозапись) -Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете? -Какие выразительные средства помогли автору? -Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.) -Познакомимся с текстом учебника - Что нового вы узнали? - Как вы понимаете фразу «Произнесенное слово выражает смысл сказанного и придает ему эмоциональную окраску»? | Чистый ручеёк нашей речи С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”. -Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. Эпитеты (душистая, золотистая, медвяная, пряная, серебряный, гремучею), сравнение (Что кудри завила), олицетворение(песенки поёт) Ответы детей. Чтение «по цепочке» Ответы детей. | Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К) | ||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова” Назовите эти слова. В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов? - Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово” Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба? -Какой вывод мы можем сделать? | -читают рассказ -пойди воды принеси -ответы детей -читают -ответы детей | Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К) | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Разыгрывание ситуации. Герои: Лёня и Коля. - Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн? - Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь. - Ну а кто всё время говорит “ну”! - Да ты только что сказал “ну”! -Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся! - Опять говоришь так! - Ну как же с тобой говорить? - Без “ну” и без “значит”. - Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь. - Чем недоволен Коля? -Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”? -Как их называют? -Почему? -Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? -Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать ее течению Игра «Чистый ручеёк нашей речи» -Нарисуйте ручеёк и напишите по берегам ручейка слова, засоряющие нашу речь. Зачеркните их. Чтение учащимися стихотворения С.Михалкова. Живёт на свете Саша. - О какой каше идёт речь? (Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.) - Какой вывод сделаем для себя? -Что значит “чисто” говорить? -Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, “не спотыкаться” на трудных звуковых сочетаниях, не “комкать” концы слов и фраз, не “проглатывать” отдельные звуки и слова). Работа с пословицами и поговорками о языке -Перед вами лежат карточки, на которых перепутались пословицы. Соберите их, и объясните значение любого из них (Работа в группах) | Дети разыгрывают ситуацию. -Речью Лени. -Нет -Слова-сорняки - Они засоряют нашу речь. -Не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга. Работа детей в тетради. Читают стихотворение. -(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше. Вывод: Мы очищаем нашу речь от всего ненужного, говорить надо, чётко выговаривая слова Ответы детей. -собирают пословицы - Объясняют их значение -Приводят примеры | формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р) Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Попробуйте найти СВОЕ слово и его эмоциональную окраску к воображаемому ручейку у костра. Какой он? Запишите это слово в тетрадь. -Назовите ваши слова. - Давайте запомним и сохраним в душе эти красивые, яркие, теплые определения. | Дети определяют свое слово и записывают его в тетрадь. Называют вслух свои слова-определения. | Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Работа с карточками (в парах) Обсуждение ситуаций. Карточка №1 Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим: а) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику; Карточка №2 Как себя вести, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить: а) молчите, и тогда вежливые люди отстанут от вас; Карточка №3 Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей: а) это недопустимо; Карточка №4 Куда деть руки во время беседы: а) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу eго пиджака и т.д.; Карточка №5 Можно ли, находясь в обществе, тихо напевать любимые мелодии: а) конечно можно, это только порадует окружающих; Карточка №6 Можно ли во время беседы потирать лоб, нос, почесывать шею, затылок и т.д.: а) можно, если это помогает сосредоточиться; Карточка №7 Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом: а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить; Карточка №8 Как поступить, если, одолжив у друзей вещь, вы ее неожиданно сломали: а) вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи; Мы с вами получили правила речевого этикета. Он бывает разный: речевой этикет вежливого человека, речевой этикет делового человека, речевой этикет равнодушного человека. | Дети обсуждают ситуацию, выбирают ответ, обосновывают его. | Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К) формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р) Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | -Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? -С чем часто сравнивают речь человека? -Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? Что для себя ты узнал на уроке? Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким? -Каждый из вас получает сегодня памятку с правилами вежливого человека. | -о речевом этикете -с речкой -ответы детей | Фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке |
Приложение:
Правила вежливого человека
- Будь доброжелательным в отношениях с окружающими людьми. Помни народную мудрость: «Приветливость — это золотой ключик, которым открываются железные замки людских сердец».
- Разговаривая, обращай внимание на интонации своего голоса. Добрый и ласковый голос всегда располагает людей, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.
- Чтобы с тобой было интересно и приятно разговаривать, никогда не употребляй дурных и тем более нецензурных слов.
- Говори спокойно, не повышай голоса, как бы ты ни был взволнован, обрадован или огорчён.
- Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение внимательно слушать своего собеседника.
- Поскольку устная речь неразрывна с жестами, следи за тем, чтобы твоя жестикуляция не была слишком энергичной или навязчивой: не хватай собеседника за лацканы пиджака, не тереби его пуговицы, не похлопывай по плечу, не толкайся и не размахивай руками во время разговора.
- Употребляй только те слова, значение которых тебе понятно.
Не засоряй свой язык словами-сорняками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным....
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Урок ОРКСЭ. Светская этика
Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование этических норм поведения в общении друг с друго...
Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи
Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...
Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область
Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....