Урок ОРКСЭ. Светская этика
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Урок ОРКСЭ. Светская этика
Класс: 4
Тема урока: «Милосердие»
Цель урока:
формирование этических норм поведения в общении друг с другом, развитие эмоционально- ценностной сферы обучающихся.
Задачи урока:
- формировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла, понятие «милосердия», поликультурную толерантность;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
- воспитывать терпимость, великодушие, культурное поведение во всех сферах жизни.
Структура урока:
1. Психологический настрой на урок
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Постановка темы, цели урока, составление плана
4. Определение понятия «милосердия»
5. Равнодушие и жестокость в современном мире
6. Есть ли милосердие в наше время?
7. Милосердие в умении простить
8. Физкультминутка
9. Чтение и анализ стихотворения “Милосердие”:
10. Проверочная работа
11. Работа в группах. Составление синквейна
12. Изображение милосердия
13. Итог урока
14. Рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 185.5 КБ |
Презентация | 2.17 МБ |
Материал для печати | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27» г.о. Саранск
Терлецкая Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Урок ОРКСЭ. Светская этика
Класс: 4
Тема урока: «Милосердие»
Цель урока:
формирование этических норм поведения в общении друг с другом, развитие эмоционально- ценностной сферы обучающихся.
Задачи урока:
- формировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла, понятие «милосердия», поликультурную толерантность;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
- воспитывать терпимость, великодушие, культурное поведение во всех сферах жизни.
Структура урока:
1. Психологический настрой на урок
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Постановка темы, цели урока, составление плана
4. Определение понятия «милосердия»
5. Равнодушие и жестокость в современном мире
6. Есть ли милосердие в наше время?
7. Милосердие в умении простить
8. Физкультминутка
9. Чтение и анализ стихотворения “Милосердие”:
10. Проверочная работа
11. Изображение милосердия
12. Итог урока
13. Рефлексия
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Психологический настрой | На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить Но искорку счастья луча золотистого Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить! - Подарите, ребята друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам И вот на такой позитивной ноте мы и начнем наш сегодняшний урок светской этики. | Показываю картинку (солнышко) | Рассматривают на слайде картинку. Улыбаются. | Формирование эмоциональной отзывчивости |
2. Постановка темы, цели урока, составление плана | На уроках светской этики мы с вами познакомились с разными понятиями: добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. А вот, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, попробуйте догадаться сами. Сегодня мы будем говорить о милосердии. Давайте составим план нашей деятельности. Что мы с вами должны выяснить?
| На экране появляется надпись МОДЛЕРИЕСИ На экране появляется тема урока и план | Учащиеся высказывают предположения, определяют тему урока. Составляют план деятельности | Определение темы, цели деятельности с помощью учителя |
3. Определение понятия «милосердие» | Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие”? Тогда, что же такое, по - вашему, милосердие? Правильно, это доброта и уважение, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает. Это жалость и переживание, терпимость и сочувствие, человечность, память, чуткость. Какое определение слову «милосердие» даётся в словаре Ожегова? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на самые важные слова из этого определения: помочь и простить. | На экране появляется статья из энциклопедии | Ответы детей: милость, милый, милое сердце, помиловать… Предположение детей. Сообщение ребёнка | Умение высказывать свое предположение на основе данного материала, слушать и понимать речь других. |
4. Равнодушие и жестокость в современном мире | Казалось бы, так просто: помочь, простить. Но в современной жизни всё чаще мы видим совсем другое. Несправедливость, жестокость, равнодушие. Набегу в толпе кто-то толкнет кого-то, не заметив, и, в лучшем случае, молча пойдет дальше, а иногда ещё и обвинит другого человека в своей невнимательности, оскорбит, нахамит. Банальное «извините» в таких случаях не применяется, давно забыто. Сейчас просто извиниться перед другим человеком, признать свою вину, стало чем-то постыдным, ужасным. Мы считаем ниже своего достоинства сказать «прости». Сложилось мнение, что человек, лежащий на улице без сознания — обязательно БОМЖ, пьяный, и трогать его нельзя, нужно показывать на него пальцем и всячески осуждать. А между тем, никому не приходит в голову предположить, что даже если это БОМЖ, то ему тоже нужна помощь. Даже если нет желания подойти и осмотреть, почему бы хотя бы не вызвать скорую помощь? Мы спокойно можем пройти мимо плачущего ребенка, мимо старика, которому необходима помощь. У многих из нас не вызовет жалость больное животное, раненая птица или сломанная ветка дерева. | На экране появляются фотографии о равнодушии и жестокости в мире | ||
5. Есть ли милосердие в наше время? | Ребята, как вы думаете, в наше такое жестокое время остались ли милосердные люди? В чем проявляется милосердие? Да, действительно, не всё так плохо, как могло показаться вначале. Наши современники очень часто показывают примеры милосердия, сострадания и героизма. Иногда даже ценой своей жизни. Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года, когда более тысячи человек стали заложниками террористов, показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни других людей. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая жизни школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Многие бойцы спецназа жертвовали собой, чтобы спасти женщин и детей. Так, майор Роман Катасонов, ворвавшись в школу, обнаружил двух детей, которые прижались к полу. Спасая их от пулеметных выстрелов, он прикрыл их своим телом и погиб. Майор «Вымпела» Михаил Кузнецов, находясь под шквальным огнем террористов, помог эвакуировать более 20 человек, выбежавших из спортзала. Затем, прикрывая группу захвата, он, безоружный, вступил в неравный бой с двумя террористами. Кузнецов уничтожил обоих, но сам погиб.. Это ли не милосердие? Помочь, защитить, спасти, даже ценой своей жизни. Страшное бедствие всколыхнуло всех людей нашей страны, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. А вспомните наводнение на Дальнем Востоке летом прошлого года. 1 канал тогда проводил акцию - благотворительный марафон «Всем миром».И тысячи, миллионы жителей нашей страны откликнулись на чужую беду, перечисляли средства. Тогда была собрана огромная сумма, которая была потрачена на строительство домов тем людям, которые остались без жилья из-за наводнения. Оказывается, много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. А зависит ли милосердие от вероисповедания или от национальности? Можно ли сказать, что русские люди более милосердны, чем, например, мордва или татары. Или наоборот менее милосердны? Насколько человек милосерден зависит только от самого человека. | Ответы детей ( врачи, пожарные, спасение на воде, создание приютов для бездомных животных Рассказы детей | Умение высказывать свое предположение на основе данного материала, слушать и понимать речь других. | |
6. Милосердие в повседневной жизни | А в нашей повседневной жизни милосердие есть? В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры милосердия из своей жизни. Ребята, почему так говорят: “Милосердие – активная доброта” Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах. Не пройдите мимо старика , которому нужна помощь , мимо соседки с тяжелой сумкой , помогите ребенку перейти дорогу, улыбнитесь хмурому человеку , скажите доброе слово однокласснику. Если ты проявил милосердие, нужно ли требовать или ждать от человека что-то взамен? | Ответы детей Милосердие бескорыстно! | Умение высказывать свое предположение, слушать и понимать речь других. | |
7. Милосердие в умении простить | Ребята, вспомните, кроме слова помочь в определении милосердия, какое ещё слово мы выделяли? Как вы думаете, почему мы должны учиться прощать? Если человек не умеет прощать, он живёт со злобой в сердце. Лучший способ простить – перестать думать о нанесенной вам обиде. Ведь в жизни все делают ошибки. И мы тоже. Очень мудрые слова сказал Лев Толстой, прочтите, пожалуйста: «Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя». Вспомните, может когда-нибудь кто-то вас нарочно или ненароком обидел. И обида на этого человека до сих пор таится в вашем сердце. Вспомнили? Улыбнитесь и простите этого человека. И вам сразу станет легче. Умение прощать свойственно милосердным людям. | Слова Л.Толстого записаны на листах и лежат на партах | Простить Предположения детей | |
8. Физкультминутка | А сейчас я попрошу вас тихонько встать, встряхнуть с плеч груз обид и тревог, закрыть глаза и представить, что мы стали лёгкими пушинками и летим над миром. Радуемся солнышку и тёплому ветерку, улыбаемся прохожим. А прохожие улыбаются нам в ответ. Настроение замечательное. Но нам пора возвращаться на урок. Немножко отдохнули, тихонечко садимся и продолжаем. | |||
9. Чтение и анализ стихотворения “Милосердие”: | Сейчас я прочту вам одно замечательное стихотворение. А вы подумайте, подходит ли оно к теме нашего сегодняшнего урока. Маленький мальчик стоял у витрины И по слогам объявленье читал. В нём сообщал продавец магазина, Что он забавных котят продавал. Мальчик несмело вошёл и с порога Скромно спросил, сколько стоят они. Цену узнав, прошептал: “Это много...”, Ручки засунув в карманы свои, Он потихоньку извлёк всё, что было. Да, это мало, хоть долго копил. Детское сердце невольно заныло ... С горечью в голосе он попросил: “Дяденька, можно хотя бы глазочком Только на ваших котят посмотреть. Были бы деньги, купил бы я точно, Но накопить мне никак не успеть”. И продавец не спеша открывает Крышку в огромной коробке, и вот Восемь котят из неё выбегают, Ну, а девятый за ними ползёт, Хочет успеть за друзьями своими, Но не угнаться за ними ему. А всё потому лишь, что ножки больные, Так он родился ... себе на беду. Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел, Даже сказать что-то был он не в силах, Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем, Еле, чуть слышно он вдруг проронил: “Были бы деньги, то я, без сомненья, Котёнка хромого у вас бы купил”. А продавец посмотрев с изумленьем, Грустно ответил, кивнув на него: “Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, Родился таким, не излечишь его. Но, если ты хочешь, котёнка хромого Можешь себе и без денег забрать. Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать”. Мальчик ответил серьёзно и строго: “Деньги у мамы могу я занять, Я заплачу за котёнка хромого, Чем же он хуже здоровых котят? Стоит он так же, как стоят другие, Полную цену я вам заплачу, Будем с ним жить мы, как братья родные, Сильно котёнка купить я хочу!” Это сказав, он неловко нагнулся И под штанину зачем-то полез. Взглянув на него, продавец ужаснулся: Вместо ноги он увидел протез ... Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу... Всё стало ясно теперь продавцу. Мальчика крепко обнять захотелось, Он протянул свои руки мальцу. “Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Чтоб остальные котята нашли Тоже заботливых и милосердных, Добрых хозяев, таких же, как ты!” - О чем стихотворение? - Кто проявил милосердие? - Почему мальчик не захотел взять хромого котёнка без денег, ведь продавец готов был отдать его даром? - Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? - Да, проявлять милосердие – большое искусство! - Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным. | На экране фото | Ответы детей Мальчик считал, что, не смотря на то что котёнок болен, он такой же как все, он так же должен быть куплен, он так же имеет право быть счастливым. Мы должны относиться ко всем людям одинаково, не зависимо от того здоров человек или болен, богат или беден. Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому | Умение слушать и понимать других. Умение эмоционально откликаться на литературное произведение |
10. Проверочная работа | У вас на листках записаны слова, на которых записаны слова. Все ли они соответствуют понятию милосердие? Найдите слова, которые не соответствуют этому понятию и вычеркните их. Какие слова вы оставили? Любовь, жадность, сочувствие, жестокость, человечность, великодушие, эгоизм, равнодушие, чуткость, доброта, выгода, сострадание, бескорыстие, уважение, жалость, корысть | |||
11. Работа в группах. Составление синквейна | А сейчас я предлагаю нам с вами разделиться на группы и поработать в группах. Мы должны будем составить синквейн. Давайте вспомним правила написания синквейна Проверим, что же у вас получилось | Дети зачитывают строки стихов | ||
12. Изображение милосердия | Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили? (Сердце, руки, ангел) А я представила милосердие в виде голубки и хочу подарить такую голубку каждому из вас. Пусть этот символ милосердия всегда напоминает вам о том, что в этом мире очень многие люди нуждаются в вашем сострадании, сочувствии, заботе. | Дети предлагают варианты | Умение выразить свои эмоции на бумаге. | |
12.Итог урока | Наш урок подошёл к концу. Поделимся впечатлениями об уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Какую задачу ставили? Удалось решить поставленные задачи? | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
13. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока :
Дать определение понятию «милосердия». Определить, какие поступки нужно считать милосердными. Понять, необходимо ли милосердие в повседневной жизни.
милое сердце, милый, милость, помиловать, милостыня
готовность помочь кому-нибудь или простит ь кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ожегов С.И.
готовность помочь кому-нибудь или простит ь кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ожегов С.И.
Есть ли милосердие в наше время?
Правила написания синквейна 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово - Заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова - Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова - Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова - Это фраза, в которой выражается личное отношение к предмету разговора. 1 слово - Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Предварительный просмотр:
«Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя».
Л.Н. Толстой
Любовь, жадность, сочувствие, жестокость, человечность, великодушие, эгоизм, равнодушие, чуткость, доброта, выгода, сострадание, бескорыстие, уважение, жалость, корысть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным....
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи
Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...
Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область
Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....
Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область Учитель: Костенко Е.Н.
Тема: « Уметь понять и простить». Будем говорить как создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через поняти...