Проектная и исследовательская работа на уроках ОРКСЭ
проект по орксэ (4 класс)

Сами темы уроков ОРКСЭ мотивируют обучающихся на исследование. Это такие темы как: «Религиозные календари и праздники», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Паломничества и святыни».

Продолжением проекта является исследовательская работа и завершением является выступление на НПК, на творческом отчете по изученному разделу на уроке ОРКСЭ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская работа на уроках ОРКСЭ

Мне, как учителю, выпала благородная миссия воспитывать чувство патриотизма в моих учениках. В Бардымской гимназии я являюсь учителем начальных классов и ОРКСЭ. С большой радостью иду на урок ОРКСЭ к ребятам в 4 класс, вижу радость от общения с моими воспитанниками, а оживление на уроке дают поисково-исследовательские методы.

 Академик Д.С. Лихачёв писал: «…Нельзя перескочить через какое-нибудь звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Для меня звеном этого процесса являются проектные уроки, экскурсии, индивидуальная исследовательская работа с обучающимися, встречи обучающихся с интересными людьми.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте сказано: «Курс ОРКСЭ в 4 классах является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи: Знакомство учащихся с основами мировых культур и светской этики.

Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы».

Как выше было сказано одним из главных принципов обучения является органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

 Именно поэтому в своей работе применяю метод проектов и исследования. Главное для меня –увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Проделать эту работу по силам всем обучающимся.

Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Перед проведением работы по каждому из проектов четко выстраиваю логическую схему: целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) обучающихся; деятельностный подход; сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом; возможность работать в индивидуальном темпе; формирование жизненно важных компетенций.

Сами темы уроков ОРКСЭ мотивируют обучающихся на исследование. Это такие темы как: «Религиозные календари и праздники», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Паломничества и святыни».

Продолжением проекта является исследовательская работа и завершением является выступление на НПК, на творческом отчете по изученному разделу на уроке ОРКСЭ. Например: проектная работа на уроке по теме: «Священные сооружения», получила продолжение в исследовательской работе ученицы Илькаевой Айланы «Особенности архитектурного строения и деятельности Бардымской Соборной мечети» (ссылка 1). Следующий проектный урок по теме: «Праздники и календари», продолжили в исследовательской работе «Науруз и Масленица» (ссылка 2), по теме: «Искусство в религиозной культуре» итогом явилась исследовательская работа «Бардымская тюбетейка» (ссылка 3). Все работы участвовали на муниципальной научно-практической конференции «Маленький исследователь» и заняли призовые места. Каждый год выдвигаем одну работу, потому что это большой труд и учителя, и обучающегося.

В проектной и исследовательской деятельности у детей развиваются важнейшие познавательные умения и навыки. На самых первых уроках работы над проектом нужны такие умения как: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения. На уроках защиты проектов и исследовательских работ развиваем главное умение выпускника начальной школы – презентационные умения.

В ходе исследования происходит индивидуальное развитие ребенка. Результаты поисковой исследовательской работы радуют и меня, и обучающегося. Об этом можно судить по достигнутым успехам на муниципальных научно-практических конференциях. (ссылка 4)

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал курса ОРКСЭ, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народах, о религиозной культуре, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. Работы передаются в школьный этнографический музей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы исследовательских работ в курсе ОРКСЭ.

Темя иследовательских работ в курспе ОРКСЭ....

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях»....

Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.Местный материал очень важен при установлении связи и...

Грамота победителя Школьной конференции проектных и исследовательских работ обучающихся "Первоцвет -2018". "За актуальность поставленной проблемы и практическое значение работы"

Грамота победителя Школьной конференции проектных и исследовательских работ обучающихся "Первоцвет -2018". "За актуальность поставленной проблемы и практическое значение работы"...