Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 2 классов на 2020-2021 учебный год "Междисциплинарное обучение"
статья по орксэ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И. Яковлева
Рассмотрена на заседании НМС (протокол № 1 от 28.08.2019 | Утверждена приказом директора № 456 от 30.08.20 г. _________________ |
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 2 классов
на 2020-2021 учебный год
"Междисциплинарное обучение"
Учитель: Кутельвас Л.Н.
г. Урай, 2020
Пояснительная записка
Программа курса междисциплинарного обучения (МДО) предназначена для проведения занятий в начальной школе, она предполагает реализацию ФГОС начального общего образования через систему работы в технологии междисциплинарного обучения:
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;
- формирование единого образовательного пространства, открытого для родительского педагогического и ученического сообщества;
- отработка механизмов учета УУД и индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио).
Данная программа направлена на развитие универсальных учебных действий и личностных качеств, обучающихся в процессе работы с междисциплинарным содержанием.
Основной идеей программы является развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека. Невозможно достичь понимания мира как единого целого с его бесконечными взаимосвязями без особого построения содержания обучения, в котором будут превалировать уже не отдельные факты и предметы, а обобщения и широкие, глобальные темы. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.
Целью курса МДО является создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Основные принципы построения развивающего курса МДО:
- создание условий для духовного и личностного роста учащихся;
- глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения;
- применение междисциплинарного подхода при изучении содержания;
- интеграция тем и проблем;
- высокий уровень насыщенности содержания обучения;
- открытый характер проблем и вопросов для изучения;
- активные методы обучения;
- направленность на развитие творческого, критического и логического мышления;
- совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;
- высокий уровень самостоятельности в процессе обучения.
Курс Междисциплинарного обучения рассчитан на весь период обучения в начальной школе. Содержание обучения курса МДО выстраивается вокруг глобальных тем: «Изменение», «Влияние», «Порядок». Одна такая тема является стержнем развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале. Во втором классе заканчивается изучение глобальной темы «Изменение» и начинается изучение темы «Влияние».
Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у школьников целостной картины мира. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а, внося свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи, сами содержательно обогащаются благодаря курсу междисциплинарного обучения. Кроме того, открываются возможности для более эффективного использования учебного времени, его экономии за счет интеграции тем и проблем при изучении.
Программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения и высокую степень свободы в выборе конкретного содержания междисциплинарных занятий. Это содержание отбирается исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей учеников, а также логики изложения курса МДО. Курс обладает максимальными возможностями для интеграции содержания образования, что позволяет избежать перегрузок учащихся.
Основным подходом к оцениванию достижений обучающихся при освоении программы является личностно-ориентированный подход. Используется формирующее оценивание; разные подходы к оцениванию: само-, взаимооценка, оценка учителя; рефлексивная деятельность. Результаты освоения программы фиксируются в портфолио учащихся: рабочие листы, оценочные листы, рефлексивные листы.
Общая характеристика учебного предмета
Программа развивающего курса междисциплинарного обучения (МДО) разработана на основе авторской программы «Одаренные дети. Междисциплинарное обучение» (автор Шумакова Наталья Борисовна). Программа была разработана для детей с ярко выраженной любознательностью и высокой познавательной активностью.
Основными задачами обучения являются:
1) развитие широких познавательных интересов;
2) развитие целостной картины мира (понимания мира как единого взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;
3) развитие творческого, критического и логического мышления;
4) развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
5) обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.);
6) развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я-концепции», понимания ценности и уникальности другого человека.
Решение этих задач обеспечивается особым построением, как содержания, так и методов изучения.
Каждый раздел программы посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены открытием и изучением только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности, но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла основополагающего обобщения. Изучение многочисленных фактов из разных областей знаний позволяет детям не только обосновать основную идею, но и сделать дополнительные обобщения. Возможность же изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, историка или искусствоведа — создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления детей и их способности решать проблемы.
Количество и содержательно-смысловое разнообразие дополнительных обобщений — вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами:
• временные возможности учебного плана;
• особенности обязательной программы по предметам;
• индивидуальные особенности учащихся (их познавательные потребности и возможности);
• профессиональные возможности учителя в отношении расширения программы.
Важнейшей составляющей является методика преподавания курса междисциплинарного обучения. Эта методика предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира. Именно поэтому в основе обучения лежит метод открытия или исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком мира.
Широкое применение проблемно-исследовательского метода обеспечивает высокий уровень творческой активности и самостоятельности ребенка в процессе познания, проблемно-диалогический характер процесса познания осуществляется на основе использования групповых форм работы детей.
Технологии используются в комплексе:
Технология развития критического мышления
Проблемно-диалогическое обучение
Дифференцированное обучение
Курс МДО обеспечивает:
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.
Все это подтверждает актуальность введения курса на этапе реализации ФГОС НОО.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Во втором классе продолжается изучение глобальной темы «Изменение» и начинается изучение глобальной темы «Влияние»
Программа курса междисциплинарного обучения состоит из 35 часов в год, 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; осознание себя членом общества и государства; осознание своей этнической и культурной принадлежности; уважительное отношение к другому мнению, культуре и истории других народов России; способность к самооценке с опорой на знание; установка на безопасный здоровый образ жизни; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные:
Умение освоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естествознания, истории, архитектуры, искусства. литературы, умение наблюдать, фиксировать и исследовать явления окружающего мира; осознание особой роли России в мировой истории и культуре.
Планируемые результаты
К концу 2 класса дети научаются:
анализировать
классифицировать
сравнивать
рассматривать проблему с разных точек зрения
комбинировать
придумывать новое
вести диалог и решать проблемы в малых группах
Ученики приобретают важные исследовательские умения:
задавать исследовательские вопросы
формулировать проблемы
выдвигать гипотезы
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тема «Изменение»
Одно изменение влечёт за собой другое
Установление связи одних изменений с другими. Доказательство гипотезы о том, что каждый период времени (эпоха) оказывает свое влияние на архитектуру, моду, искусство и жизнь людей. Знакомство с репродукциями картин К. Моне, записями музыкальных произведений композиторов разных времен, чтение литературы о роли цвета в живописи и ритма в музыке.
Представление результатов в виде «линий времени», рисунков, макетов, иллюстраций.
Содержание: архитектура, история, техника, мода, естествознание, литература, музыка, живопись.
Направление развития темы:
- Исследование особенностей и причин изменений в архитектуре, моде, искусстве.
- Знакомство с направлением в живописи «импрессионизм». Исследование репродукций картин К.Моне, проведение собственных наблюдений.
- Изучение популярных музыкальных ритмов разных времен. Прослушивание записей музыкальных произведений прошлого и настоящего, знакомство с музыкальной литературой.
- Определение критериев для установления значимости музыкальных произведений.
- Изготовление макетов, иллюстраций, подбор вырезок.
Полезные и вредные изменения
Выведение заключения о полезности и вредности изменений. Установление связи между полезными и вредными изменениями. Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе, обществе, вещах.
Постановка исследовательских вопросов с помощью приема «ключевых слов».
Способы постановки открытых вопросов.
Изучение различных научных, художественных и литературных источников. Сбор фактов из печатных и иллюстративных источников.
Представление результатов изучения в виде рисунков, схем, таблиц, макетов, рассказов и т.д.
Содержание: естествознание, история, техника, литература.
Направление развития темы:
- Оценивание с разных точек зрения изменения как полезного или вредного.
- Постановка открытых и закрытых вопросов. Стимулирование постановки открытых вопросов.
- Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
- Использование материалов, собранных детьми, в ходе изучения раздела, для организации работы в группах по оценке изменений.
Глобальные и частные изменения
Изучение глобальных изменений в природе и обществе. Выведение критериев для оценки масштаба (значимости) изменений. Рассмотрений последствий глобальных и частных изменений в природе и обществе. Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и в истории цивилизации. Представление материала в виде рисунков и цепочек последствий.
Содержание: естествознание, история, культура.
Направление развития темы:
- Поиск и изучение фактов, подтверждающих, что изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком, могут различаться по значимости (масштабу последствий)
- Определение критериев для установления значимости тех или иных изменений.
- Оценка явлений, процессов, событий как глобальных, так и частных с помощью критериев.
- Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
- Использование материалов, собранных детьми, в ходе изучения раздела, для организации работы в группах по оценке изменений.
Изменение видения мира
Понятие внешней и внутренней позиции – «социальной роли», которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных ролей. Доказательство и развитие гипотезы о том, что изменение внешней и внутренней позиции может приводить к изменению видения окружающего мира. Доказательство и развитие гипотезы о том, что технология может изменять видения мира. Использование различных источников информации, проведение наблюдений и интервью для описания одного и того же события с разных точек зрения, а также для сбора фактов.
Представление результатов изучения в виде таблиц, рисунков, схем, рассказов, газет и т.п.
Содержание: естествознание, психология, литературы, история, искусство, техника.
Направление развития темы:
- Изучение различных социальных ролей человека, которые человек выполняет в обществе.
- Поиск и изучение фактов, подтверждающих, что технология может изменять видение мира.
- Знакомство с историей возникновение различных изобретений.
- Проведение наблюдений для доказательства гипотезы, что технология меняет видение мира.
- Изготовление макетов, иллюстраций с целью доказательства идеи.
Тема «Влияние»
Введение в тему
Значение с понятием «влияние». Многообразие влияний. Естественные (природные) и искусственные влияния. Связь между воздействиями одного на другое (влиянием) и происходящими изменениями.
Изучение разных примеров влияния. Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений и интервью с целью поиска фактов влияния в природе и обществе. Классификация примеров влияния.
Содержание: естествознание, история, искусство.
Направление развития темы:
- Исследовать разные виды влияний (влияние человека, живой и неживой природы, общественные влияния, влияние вещей) пользуясь разнообразными источниками информации. Представить результаты в виде рисунков, таблиц, схем, словесных описаний, картотеки фактов, группового коллажа.
- Установить связи между естественными и искусственными влияниями. Использовать иллюстрации и печатные материалы, данные наблюдений. Представить результаты в свободно выбранной, оригинальной (необычной форме).
- Исследовать влияния, оказываемые кем-либо и чем-либо на самого себя. Использовать метод интервью для поиска фактов , представить их в виде иллюстрированной схемы.
Влияние времени (32 часа)
Часть 2.1. В природе есть «часы», влияющие на все разными способами. Влияния могут быть полезными и вредными (12 часов)
Природные «часы» (Солнце и луна). Разнообразие влияний природных часов. Полезные и вредные влияния. «Биологические часы».
Связь «биологических часов» с природными часами. Значение «биологических часов»
Изучение разнообразных источников информации, проведение опытов и наблюдений с целью поиска фактов влияния разных «часов».
Содержание: естествознание, литература.
Направление развития темы:
- Изучить разнообразные влияния природных «часов» (Солнце и луна) на окружающий мир. Провести наблюдения и опыты. Представить результаты в виде схем, рисунков, таблиц.
- Сравнить влияние природных «часов» на растительный и животный мир; животных и человека. Использовать разнообразные источники информации, данные наблюдений. Представить результаты в виде рисунков, схем, рассказов.
- Изучить особенности «работы» биологических часов у растений, животных и человека. Провести наблюдения и опыты, найти факты из научно-популярных и художественных источников информации.
- Исследовать влияния, оказываемые природными «часами», на самого себя. Сделать рисунки, написать рассказы – истории.
- Оценить с разных точек зрения влияние «природных часов» как полезное или вредное. Использовать материалы, собранные детьми в ходе изучения раздела, для организации работы в группах по оценке разных влияний.
Часть 2. 2. Особенности жизни людей влияют на способ исчисления времени. Влияние времени можно обнаружить везде и во всем (10 часов)
Значение понятия «время». Значение времени в жизни людей. Различные способы исчисления и измерения времени. Связь между способом исчисления времени и особенностями жизни людей. Восприятие времени человеком. Влияние времени на архитектуру. Одежду, технологию, искусство и жизнь людей.
Проведение опытов и наблюдений с целью поиска необходимых фактов влияния времени, изучение разнообразных научных и художественных источников о разных исторических эпохах (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время).
Содержание: архитектура, история, литература, математика, техника, искусство, история костюма, естествознание.
Направление развития темы:
- Изучить различные способы исчисления времени и их влияние на разные сферы жизни людей.
- Сравнить разные календари и способы исчисления времени (лунный и солнечный год, мусульманский и христианский календарь).
- Исследовать особенности субъективного восприятия времени человеком.
- Изучить характерные особенности науки, живописи, музыки, архитектуры, техники, одежды, пищи людей и т. п. в разные исторические эпохи.
- Собрать информацию, пользуясь художественными и научными источниками.
- Сделать макеты, иллюстрации, аппликации, подготовить тематические выставки – экскурсии.
Часть 2.3. Искусство может передавать влияние времени
Выразительные средства в искусстве. Цвет и его роль в живописи. Особенности изображения времени с помощью цвета в картинах разных художников. Ритм и его роль в музыке. Популярные музыкальные ритмы разных времен. Связь музыкальных ритмов с особенностями жизни людей.
Изучение репродукций картин художников разных направлений. Знакомство с записями музыкальных произведений композиторов разных времен, чтение литературы о роли цвета в живописи и ритма в музыке.
Содержание: живопись, музыка.
Направление развития темы:
- Знакомство с разными направлениями в живописи (реализм, импрессионизм). Изучение творчества знаменитых художников каждого из этих направлений.
- Изучение популярных музыкальных ритмов разных времен. Прослушивание записей музыкальных произведений прошлого и настоящего, знакомство с музыковедческой литературой.
- Изучение особенностей изображения времени с помощью различных цветовых оттенков в картинах разных художников. Исследование репродукций картин художников разных направлений, проведение собственных наблюдений.
- Установление связи между особенностями жизни людей в разные времена и популярными ритмами в музыке.
- Исследование влияния времени дня или года на особенности собственной изобразительной деятельности (рисунков). Собирание коллекции собственных рисунков.
- Изучение особенностей влияния разных музыкальных ритмов на самого себя и других людей. Проведение необходимых наблюдений, интервью.
Раздел 3. Влияние людей
Роль человека в жизни других людей. Влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние человека на человека и другие вещи. Виды влияния человека на человека (социальное, генетическое). Прямое и косвенное влияние. Непредсказуемость влияния человека. Ответственность человека. Понятие «лидер». Лидеры разного «масштаба». Групповое взаимодействие людей. Лидеры в области науки, искусства, политики. Влияние лидеров на людей и общество.
Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений и интервью для сбора фактов.
Содержание: естествознание, психология, литература, история, искусство.
Направление развития темы:
- Сбор фактов, подтверждающих влияние одних людей на других людей при помощи семейной привязанности и дружбы.
- Сравнение влияния, оказываемого человеком на человека при помощи семейной привязанности или дружбы с одной стороны и, с помощью генетического наследования, с другой.
- Изучение примеров прямого и косвенного влияния людей на других людей и природу.
- Изучение последствий прямых и косвенных влияний человека на человека и природу.
- Установление взаимосвязи между особенностями влияния человека на человека и изменениями, происходящими в результате этого влияния.
- Изучение разных типов лидеров и их влияние на других людей, общество, науку и т. п.
- Изучение сферы влияния, создаваемой самим собой.
Раздел 4. Влияние знаний
Роль знаний в жизни людей. Влияние знаний человека на исход событий в истории, решение проблем, поступки и поведение людей, представление о мире. Развитие представлений о мире. Типы знаний: полное и неполное, ложное и достоверное, научное и житейское.
Изучение разнообразных источников информации, интервью со специалистами.
Содержание: естествознание, история, история естествознания, живопись, литература.
Направление развития темы:
- Изучение различных типов знаний и их роли в решении разных проблем.
- Установление связи между характером (типом) знания, которыми обладают люди, и особенностями решения проблемы в истории, науке, жизни отдельных людей.
- Определение значения знаний в собственной жизни и поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Программа курса внеурочной деятельности учащихся «Азбука нравственности»
Формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» на 2019 - 2020 учебный год для 3 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Заниматика.» для третьего класса;имеет ...
Рабочая программа для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год по предметам: русский язык чтение речевая практика математика мир природы и человека музыка рисование физическая культура ручной труд
Рабочая программа по предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд разработана для обучающихся 2 Г класса О...
Рабочая программа для обучающихся 2 А класса на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа для обучающихся 2 А классана 2020-2021 учебный год...
Отчет о выполнении программы по внеурочной деятельности «Уроки добра» на 2020-2021 уч. го
Отчет о выполнении программы по внеурочной деятельности «Уроки добра» на 2020-2021 уч. го...