ОРКиСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
Раздел 1.Знакомство с новым предметом.
Урок 1.Россия- наша Родина. Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Родословное древо. Историческая связь поколений. А. К. Толстой « Земля и оттич и дедич».Значение семьи в жизни человека и человечества.
Урок 2.Духовные ценности человечества. Основное содержание: то же, что и в светской этике
Урок 3. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» .Основное содержание: религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения взаимопонимания. Обращение участиков III съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу. Творческая работа: сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира...».
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
Урок 4. Древние верования и религиозные культы. Основное содержание: изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Древние религиозные культы. Культ богини- матери. Культы почитания природы. Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации. Религиозные практики. Шаманство. Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».Основные понятия: мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство. Словарная работа: археология, археолог, культ, обряд, ритуал. Творческая работа: иллюстрации к уроку. Внеурочная работа: посещение археологического музея, археологической экспозиции в краеведческом музее, экспозиции, посвященной языческим культам.
Урок 5.Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Основное содержание: географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Вариативное содержание: бумеранг и его символический смысл. Основные понятия: аборигены, картина мира. Словарная работа: аборигены. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: история, культура и природа Австралии.
Урок 6. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.Основное содержание: географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Север- ной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Вариативное содержание: календарь ацтеков и «Камень Солнца». Основные понятия: майя, ацтеки, инки, цивилизация. Словарная работа: цивилизация. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки.
Урок 7.Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Основное содержание: географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце. Вариативное содержание: изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума. Основное понятие: синтоизм. Словарная работа: экзотика, экзотичный. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: куклы в традиционной культуре Японии.
Урок 8.Саша рассказывает о верованиях древних славян. Основное содержание: культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, 102 солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы. Вариативное содержание: божества славянской мифологии. Славянские мифы. Основные понятия: славяне, капище, идолы. Словарная работа: соотечественник, идол. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: верования древних славян в русском фольклоре. Внеурочная работа: посещение краеведческих музеев.
Раздел 3. Иудаизм
Урок 9. Представление о Боге в иудаизме. Основное содержание: иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме. Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора. Вариативное содержание: притча о том, почему Бог не может быть видим. Основные понятия: иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора. Межмодульные связи: иудаизм, монотеистические религии. Словарная работа: иудаизм, евреи. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: государство Израиль: географические и природные особенности, культурные и исторические достопримечательности.
Урок 10.Мир и человек в иудаизме. Основное содержание: представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи. Вариативное содержание: отношение к богатству и бедности в иудейской традиции. 103 Основные понятия: Шаббат, Тора, душа. Межмодульные связи: религиозные представления о происхождении мира и человека. Словарная работа: свобода воли.
Урок 11.Тора и заповеди. Основное содержание: Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача. Вариативное содержание: путь евреев в Землю обетованную, чудо с манной небесной. Основные понятия: Тора, Пятикнижие, Земля обетованная, пророк, заповеди, Завет. Межмодульные связи: пророки в различных рели- гиозных культурах; заповеди. Словарная работа: пророк. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: пророк Моисей.
Урок 12. О чем говорит иудейский закон.Основное содержание: правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута. Отношение к природе и живым существам в иудаизме. Вариативное содержание: правила благотворительности в иудаизме.
Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Основное содержание: обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. Синагога. Происхождение и назначение синаго- ги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Вариативное содержание: особенности облачения для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи. Основные понятия: бар-мицва и бат-мицва, синаго- га, раввин. Межмодульные связи: обряды, ритуалы, священ- ные сооружения. Словарная работа: совершеннолетие, община. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные иудейские праздники. Внеурочная деятельность: посещение синагоги.
Раздел 4. Христианство
Урок 14. Представление о Боге и мире в христианстве. Основное содержание: христианство и его распространение в мире. Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Представления о Боге в христианстве. Библия. Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции. Вариативное содержание: история возникновения и время возникновения христианства. Основные понятия: христианство, Библия. Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных религиозных культурах. Словарная работа: мироздание.
Урок 15. Представление о человеке в христианстве. Основное содержание: первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос — Спаситель. Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке. Вариативное содержание: грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая. Основные понятия: спасение, любовь. Межмодульные связи: заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования. Словарная работа: грех, заповеди, доблесть, патриотизм. Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь».
Урок 16. Библия – священная книга христиан. Основное содержание: книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия. Вариативное содержание: евангелисты и апостолы. Основные понятия: Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Словарная работа: Библия. 106
Урок 17. Православие.Основное содержание: православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха. Вариативное содержание: язык православного бо-гослужения. Основные понятия: православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона. Межмодульные связи: православие. Словарная работа: патриарх, священнослужители, церковнослужители. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные православные праздники.
Урок 18. Католицизм. Основное содержание: государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в изобразительном искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство. Вариативное содержание: орган и органная музыка в католическом богослужении. Основные понятия: католицизм, Ватикан. Словарная работа: католицизм. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: государство Ватикан.
Урок 19. Протестантизм.Основное содержание: происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире. Вариативное содержание: протестантские благотворительные организации и их деятельность. Основные понятия: протестантизм, миссионерство, баптизм, лютеранство. Словарная работа: протестантизм, проповедник, миссионер. Внеурочная деятельность: посещение православно- го храма, костела или протестантского дома молитвы (на выбор).
Раздел 5. Ислам
Урок 20. Представление о Боге и мире в исламе.Основное содержание: ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом. Вариативное содержание: представление о равенстве мужчин и женщин в исламе. Основные понятия: ислам, мусульмане, Коран. Межмодульные связи: представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам. Словарная работа: ангелы, джинны.
Урок 21. Пророк Муххамед. Основное содержание: первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммед — «печать пророков». История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда. Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад». 108 Вариативное содержание: труд в системе ценностей ислама. Основные понятия: пророк, джихад. Словарная работа: самосовершенствование. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Великая Отечественная война в истории России.
Урок 22. Коран и Сунна.Основное содержание: Коран — священная книга мусульман. Сунна — предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добро- соседства и гостеприимства в исламе. Вариативное содержание: исламская медицина. Основные понятия: Коран, Сунна. Словарная работа: гостеприимство.
Урок 23.Столпы ислама. Праздники ислама. Праздники ислама Основное содержание: пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам. Вариативное содержание: совместная молитва мусульман в мечети. Основные понятия: шахада, намаз, Рамадан, Ураза- байрам, закят, хадж, Курбан-байрам. Словарная работа: милостыня.
Урок 24. Священные города и сооружения ислама.Содержание: Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении. Мечеть Пророка, могила пророка Му- хаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети. Вариативное содержание: каллиграфия в художественной культуре ислама. Исламские притчи. Основные понятия: Мекка, Кааба, Медина, мечеть. Словарная работа: каллиграфия, панно, фриз. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: священные сооружения ислама на территории России. Внеурочная деятельность: посещение мечети. Раздел 6. Буддизм
Урок 25. Жизнь Будды.Основное содержание: буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды. Вариативное содержание: последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты. Основные понятия: буддизм, срединный путь, просветление. Межмодульные связи: буддизм. Словарная работа: срединный путь.
Урок 26. Учение Будды. Основное содержание: четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки — истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. 110 Принцип ахимсы — ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов. Вариативное содержание: восемь символов буддийского учения. Колесо сансары. Основные понятия: четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма. Словарная работа: благородные истины, символ.
Урок 27.Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Основное содержание: распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России. Вариативное содержание: ступы. Основные понятия: лама, Потала, бодхисаттва. Словарная работа: далай-лама, дацан, Сандаловый Будда. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники.
. Урок 28. Священные книги буддизма. Основное содержание: Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре. Вариативное содержание: Дхаммапада и Гирлянда джатак. Буддийские притчи. Основные понятия: Трипитака Словарная работа: санскрит. Внеурочная деятельность: посещение буддийского храма. 111 Раздел 7. Подведение итогов
Урок 29. «Золотое правило нравственности».Основное содержание: общие гуманистические ос- новы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире. Вариативное содержание: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...». Основное понятие: общечеловеческие ценности. Межмодульные связи: этика, самосовершенствование, религиозные культуры. Творческая работа: иллюстрации к уроку.
Урок 30. Не совсем обычный урок. Основное содержание: ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для со- временного человека. «Золотое кольцо России». Па- мятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим — город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты. Основные понятия: красота, культура, культурные ценности. Список литературы и интернетресурсов Библия.
Уроки 30-34 как в светской этике
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление учащихся с творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам».
Урок 33. Выступление учащихся с творческими работами: «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм».
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур».
Синодальный перевод. Бородина А. В. Основы православной культу- ры. — М., 2003. Буддизм. Четыре благородных истины. — Харь- ков, 1999. Буддийский взгляд на мир. — СПб., 1994. 112 Введение в буддизм. — СПб., 1999. Гайнутдин Р. Уроки ислама: пособ. для препода- вателей религиозных учебных заведений. — М., 2009. Гура А. Мифы славян. — М., 2000. Еврейская традиция: учебник для 8—10 кл. еврейских школ с преподаванием на русском языке / под общ. ред. проф. Г. Брановера. — Иерусалим, 1998. История религий: учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. — М., 2007. История христианства. Духовные традиции и культура: учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. Н. Саха- рова. — М., 2008. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в свет- ской школе. Теория и международный опыт в отече- ственной перспективе: монография. — СПб., 2005. Марчукова С. М. Человек и окружающий мир: книга для дополнительного чтения. — СПб., 2003. Мифы народов мира. — М., 2006. Мифы народов мира. В 2 т. — М., 1987—1988. Полосин В., Али-Заде А. Ислам не такой! А ка- кой? — М., 2008. Прикосновение к вечности. Уроки Кунсткамеры: учеб. пособие / под общ. ред. М. С. Якушкиной. — СПб., 2003. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 2002. Сахаров A. H., Буганов В. И. История России. С древнейших времен до конца XVII века. — М., 2009. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пep. с франц. Е. А. Терюковой. — СПб., 2008. Телушкин Й. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация по ОРКиСЭ
Основы мировых религиозных культур "Священные книги религии мира: Веды, Авеста, Типитака". План - конспект и презентация к уроку...
обобщение опыта по преподаванию ОРКиСЭ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицатель...
анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
Цель анализа. Выявление состояния деятельности МБОУ Тогучинского района Тогучинская начальная общеобразовательная школа по апробации учебного ...
Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"
Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?" для 4 класса....
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Итоговое занятие по ОРКиСЭ
Новый курс "Основы религиозных культур и светской экити" знакомит детей с культурными ценностями. Итоговое занятие помогает подвести итог и создать положительный настрой....