Золотое правило жизни
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Луценко Валентина Ивановна

Конспект урока ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       ОРКСЭ

Тема: «Золотое правило жизни»

 Цели урока: расширить и вывести на новый уровень представления о правилах, заповедях,  постараться усвоить «золотое правило жизни»

 Задачи:  организовать деятельность учащихся по усвоению «золотого правила жизни», ознакомлению с нормами религиозной морали православных    людей, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила, учить понимать ценность жизни;

развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость,    честность,

преданность и  верность, уважительное  и заботливое    отношение к родителям и близким людям;

Планируемые результаты:

а) предметные: познакомиться с формулировкой «золотого  правила  жизни»

б) личностные: формировать способность слушать и слышать других людей.

в) УУД:

Познавательные: дать представление об этике, этичном поведении.

Регулятивные: развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей, уметь анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные : развивать логическое мышление, память, речь; уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.

Личностные : воспитывать чувство любви к ближнему; умение работать в коллективе; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийный проектор

Сценарий урока

1. Организационный момент и мотивация.

-  Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ. Сегодня я пришла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Сегодня хорошая погода. Ярко светит солнышко! Вы рады нашей встрече! На уроке мы узнаем много нового и интересного.) 

- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! - А с каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей).

 - Давайте улыбнёмся друг другу, настроим себя на позитивную работу. "Поговорим? - О чём?  О том, что хорошо и хорошо не очень. О чем-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим! Нам будет интересно!"

2. Актуализация опорных  знаний.  

Учитель: Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

Учитель: Какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)

Учитель: Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?  

Учитель: Сегодня мы попробуем с вами объединить все эти заповеди в одно правило.

3.Введение в тему. Постановка проблемы, темы урока.

Учитель: Представьте, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? ( Нет, конечно.)

Учитель:  А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… 

Учитель: Как ты поступишь?  (Высказывания детей).

Учитель: А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Ответы детей:

- (В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

- Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому  что добро   вернётся   к тебе через поступки и слова людей.

- Зло вернётся к тебе тоже.

-  Мне мама  говорила, что людей обижать нельзя. Ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились

Учитель: Очень хорошая мысль.

 4. Первичное изучение  нового материала.

Учитель: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?                        (Объясняется значение каждого словосочетания)

 • Золотые руки  ( руки, которые умеют всё  делать)

     •  золотое сердце  (доброе сердце)  

     • золотое кольцо  (изготовлено из золота)                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  •  золотое правило (главное, самое важное)

 (Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные  - в  переносном).

Учитель: Что значит выражение "золотое правило"?Золотое правило – ценное правило

Учитель: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Будем говорить о правилах...)

Учитель: Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

Учитель: Итак, тема нашего урока «Золотое правило жизни». (слайд1)

Учитель: А что значит слово "этика" ?

Учитель: У вас на столах лежат толковые словари. Найдите в словаре толкование слова "этика".

1) Этика - Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы

2) Этика - Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществ

 Работа с учебником,  стр. 46    Чтение по учебнику правила

Учитель: Зачем Христос дал нам такое правило?

(Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было   войн на земле)

Учитель: Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом жизни. (слайд)     

Учитель: В другом виде оно может звучать так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Учитель: Сейчас вы прочитаете текст  учебника  стр. 47 под рубрикой "Это интересно". По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометки:    (слайд)     

  • + «знаю»                  V «совершенно новая информация»
  • ? «не понял»             = «знал, но забыл»
  • Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометки.

5.    Проверка понимания и первичное закрепление

   Учитель: Что было для вас знакомым из прочитанного?

   Учитель: Что нового вы узнали для себя из этого текста?

   Учитель: У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

сплетни – чтение  учителем текста из учебника

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. (слайд)

Учитель: Ребята, давайте сначала выясним, что значит слово "сплетни"?

Сплетни – слухи, основанные на неточных или неверных сведениях (слайд)

осуждение -  работа  по картине В.Поленова «Христос и грешница»  (слайд)    

Учитель: Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. 

 Учитель: Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.                                                                                                              

- Не суди, да не судим будешь.   (слайд)          

Учитель:- Ребята, что же такое "неосуждение"?    Найдите ответ в учебнике.                                                                                                                                                    

неосуждение – проявление милосердия к человеку.

6. Физминутка

7. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа по карточкам  в парах.  

Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл. (слайд)        

Учитель: Ребята, давайте прочитаем слова Христа из Евангелие:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. (слайд)

Учитель: Чему вас учат эти слова?  Можно ли делать замечания людям? (слайд)

8. Составление кластера.

Учитель: Давайте  с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий   золотое правило жизни.    И  каким должен быть настоящий друг?  (слайд)

                                                             

Прочитайте высказывание       (слайд)

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Учитель: Как  вы понимаете эти слова?

Учитель: Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

- Назовите золотое правило жизни. Чему оно учит ?

( Быть добрым Творить добро в жизни. Учит правильно жить)  

Учитель: Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека.

 Вывод: Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

9.Рефлексия

Учитель: Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений :

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось… (Слайд)

10. Домашнее задание

 Придумать и записать правила дружбы на основе "Золотого правила жизни"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока православной культуры по теме "Золотое правило жизни"

Урок адресован учащимся 4 класса по предмету православная культура, автор учебника Шевченко Л. Л....

Методическая разработка родительского собрания "Правила дорог - правила жизни"

В Ордынском  районе прошел конкурс - фестиваль "Зеленая волна - 2016". К  данному мероприятию  я разработала родительское собрание "Правила дорог - правила жизни". Жюри оценило мою рабо...

Правила дорожного движения - правила жизни

Ппрезентация готовилась на областной фестиваль детского художественного творчества "Дорога и дети" в номинации "Конкурс презентаций по обучению безопасному поведению на дороге "Пра...

Презентация "Правила дорожного движения- правила жизни"

Эта презентация создана очень скромной девочкой, которая обладает многими скрытыми талантами. Оцените и вы эту работу....

Методическая разработка родительского собрания "Правила дорог-правила жизни"

Родительское собрание во 2 классе«Правила дорог – правила жизни»Цели:разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения;раскрыть типичные ошиб...

Памятка "Золотые правила здорового образа жизни"

Памятка по ЗОЖ для родителей и учащихся....

Урок "Правила дорожного движения - правила жизни"

Привлечение внимания учащихся к необходимости соблюдения правил дорожного движения....