Конспект урока: «Христианская семья»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Стрельникова Галина Николаевна

Конспект урока по ОРКСЭ «Христианская семья» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Христианская семья» (Урок №27)

Класс: 4

Цель урока:  формирование первоначальных представлений о православной семье.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятиями: семья, христианская семья;  со смыслом обряда венчания, с основными ценностями христианской семьи.

Развивающие: развивать логическое и аналитическое мышление учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям; чувство долга  и уважения к  родителям, старшим в семье.

Основные понятия:         семья, христианская семья, ценность, традиция, бремена, тактичность.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация, словарь Д.Н. Ушакова, учебник, заготовки для построения кластера.

Планируемые результаты урока:

личностные - осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи;

предметные - понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;  понимать значение религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье;

метапредметные - (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;  владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний;

Ход урока.

  1. Стадия вызова

Цели и задачи:  актуализация  знаний; интерес к изучаемой теме; выявить субъективный опыт учащихся; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе.

Результативность: создание необходимого внутреннего мотива к процессу учения, систематизация  информации до изучения нового материала.

Организационный момент. (Слайд 1)

– Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Стрельникова Галина Николаевна! Сегодня урок ОРКСЭ у вас буду вести я.

(Слайд 2)

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

 

 Мотивация к учебной деятельности. 

– Ребята, сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик, после которого вы должны будете ответить на вопрос: «О чем может пойти речь на уроке?»

– Итак, внимание на экран. (Слайд 3)

 Сообщение темы урока. Формулировка целей

–  Надеюсь, что вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Предполагаемые ответы учащихся: О семье

(Слайд 4)

– Да.  Вы правы.

–  У каждого из нас свое представление о семье.

 (Слайд 4. Щелчок)

–  Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если ваша семья — это постройка, то какая…

• Если ваша семья — это настроение, то какое…

• Если ваша семья — это дерево,  то  какое…

Обсуждение возникших ассоциаций.

Так что же для вас семья?

Ответы учащихся: Семья - ________________

Сегодня, ребята,  на уроке речь пойдет не просто о семье, а о семье христианской.

Это и есть тема нашего урока.

На слайде тема урока: «Христианская семья» (Слайд 5)

Можете ли вы сразу ответить, в чем особенности христианской семьи, какое событие является точкой отсчета христианской семьи, и на каких основных ценностях христианская семья строится.

По ходу нашего урока, мы с вами будем составлять кластер «Ценности христианской семьи».

(Кластер делается на доске,  но для жюри конкурса  сделала на слайдах) (Слайд 5. Щелчок)

  1. Стадия осмысления

Цели и задачи: соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями; соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся; знания не даются в готовом виде, они самостоятельно

добываются учащимися под руководством учителя и с помощью своих товарищей.

Результативность: осознанность чтения, осмысление, понимание

прочитанного; поддержка мотивации, интереса; даются понятия «христианская семья», «венчание», «бремена», «тактичность»; формируется свобода мышления и выражения своих мыслей; воспитывается бережное отношение к членам семьи; вырабатываются навыки работы с информацией – обучающиеся продумывают свои знания, устанавливают связи между ними, образуют систему знаний.

Предположите, какие ценности христианской семьи мы будем рассматривать.

Ответы учащихся

Давайте подтвердим, опровергнем или дополним ваши предположения.

Работа с текстом учебника

–Откройте 86 страницу нашего учебного пособия. Прочитайте  первое предложение.

С чем сравнивает семью автор учебника?

– А что означает слово прибежище?

Работа со словарем

– Давайте обратимся к толковому словарю  Д.Н.Ушакова (Слайд 6.)

ПРИБЕ́ЖИЩЕ, прибежища, ср. (книжн.).

1. Место, где можно укрыться, найти кров, убежище (устар.).

2. перен. Лицо или предмет, к которым можно прибегнуть в поисках 

помощи, содействия, покровительства, спасения и т.д. 

Прочитайте, пожалуйста, что такое прибежище и сформулируйте определение христианской семьи.

Ответы учащихся

– Правильно, ребята! Семья в христианском понимании есть, единый организм, где можно укрыться  от житейских невзгод, где тебя всегда поймут и помогут.

– Как вы думаете, на чем строятся взаимоотношения в христианской семье?

Предполагаемый ответ учащихся: на любви

Работа с текстом учебника

– Давайте проверим нашу догадку. (Слайд 7)

– Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац учебника стр. 86.

– Что говорит автор учебника о настоящей любви.  Всегда ли это радость?

Ответы учащихся

Православные христиане вкладывают особый смысл в слово ЛЮБОВЬ. (Слайд 8)

ЛЮ – люди

БО – Бога

ВЬ – ведающие

– Какая же ценность лежит в основе создании христианской семьи?

– Заполним наш кластер, добавив слово «Любовь» (Слайд 8. Щелчок)

На слайде две картинки загс и венчание (Слайд 9.)

– Посмотрите, пожалуйста, на картинки и ответьте на вопрос: «На какой из них изображено создание христианской семьи?».

– Как вы это поняли?

Ответы учащихся

– Правильно. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.

– Может быть, кто - то из вас знает, как называется это таинство?

Ответы учащихся

– Этот обряд называется венчание.

– Внимание на экран. (Слайд 10.)

 – Почему заключение брака в церкви называется «венчание»? Что надевают во время венчания на головы жениху и невесте? Что это значит?

Работа с текстом учебника

– Предлагаю найти ответ на странице 86 в 3 абзаце (Слайд 11.)

Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец — это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но ещё это и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву именно мученикам — людям, которые были когда - то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.)

– Чем обмениваются жених и невеста во время венчания?

Ответы учащихся (Слайд 11. Щелчок)

– Правильно. Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

– Какую же ценность мы добавим в наш кластер? «Верность» (Слайд 12.)

– В христианской семье  её глава -  муж. (Слайд 12. Щелчок)

Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, чтоонсчитается образом Христа.

Митрополит Сурожский Антоний

- Давайте порассуждаем с вами. После того, как два православных человека обвенчались, поклялись в верности, можем ли мы назвать эту семью полной? Почему? (Слайд 13.)

– Ребята! Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они стараются передать детям и свои знания, и свою веру.

– Еще одна ценность христианской семьи это «Дети». Давайте добавим в наш кластер эту ценность. (Слайд 13. Щелчок)

Физкультминутка  (Слайд 14.)

– Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

- Кто похож на папу, поднимите правую руку.

- Кто похож на маму, поднимите левую руку.

- У кого нет секретов от родителей, потопайте.

- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки.

– Молодцы!

– Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

 - Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?

Работа с текстом учебника

- Найдите определения в учебнике на стр.87. (Слайд 15.)

Давайте добавим эти слова в наш кластер «Тактичность», «Бремя»

- Какие ещё ценности важны для сохранения дружной христианской семьи?

– На этот вопрос мы ответим, прочитав рассказы, которые я приготовила для вас.

Работа в группах с текстами

– На партах у вас лежат карточки с текстами и заготовки, на которых написаны различные ценности. Прочитайте  свои истории и подготовьте ответ на вопрос: «Какая   ценность важная для  сохранения дружной христианской семьи, раскрывается в рассказе?»  

Выберите нужное слово и объясните свой выбор

(послушание,  терпение,  дружба,  взаимопонимание, забота, традиции)

Чтение и анализ текстов

1 вариант

Я больше не буду

Весной пятиклассники помогали  в селе  сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…
Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.

Василий Сухомлинский

2 вариант

Сарафан

Девочке на день рождения родители подарили яркий летний сарафан, сказавпри этом, что она может надеть его в воскресенье, когда вся семья пойдёт вхрам на Божественную Литургию.

В их семье продолжала жить, передававшаяся из поколения впоколение православная традиция – в церковь всегда одеваться во всё лучшее, а если куплена или подарена кому-то новая красивая вещь, то и её в первый раз надевают, когда идут в храм.

Девочка с нетерпением ждала воскресного дня, представляя, какнарядится в новый сарафан, возьмёт за руку младшего братика и пойдёт вместес ним и родителями в церковь.

И вот, наконец, этот день наступил. Солнечное раннее утро показалось ей

каким-то особенно радостным – может, из-за нового сарафана, а может,оттого, что снова дружно всей семьёй они идут в храм.Когда девочка стояла в храме на молитве, она благодарила Господа за то,что у неё есть родители, младший братик, что у них всё хорошо и что онаможет снова и снова бывать в таком уютном и красивом Божием доме.

      После службы вся дружная семья возвратилась домой. Там их ждал праздничный вкусный обед, за которым счастливаядевочка сидела среди своих родных в своей новой обновке – сарафане.

Елена Насеко

3 вариант

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Василий Сухомлинский

– Давайте добавим в наш  кластер те ценности, которые вы назвали «Послушание», «Забота», «Традиции». (Слайд 15. Щелчок)

– Посмотрите, какой цветок напомнил наш кластер?

Ответы учащихся

– Кто знает символом,какого праздника является ромашка?

Давайте, посмотрим на экран. (Слайд 16.)

– Почему день Семьи, любви и верности отмечают 8 июля?

– Какие Святые особенно почитаются в этот день?

  1. Рефлексия

   Цели и задачи:  суммировать и систематизировать новые знания, ответы на поставленные вопросы, постановка новых целей учебной деятельности.

Результативность: знания, «пропущенные» через себя, т.е. понятые; ситуация свободы выбора, принятия самостоятельных решений, дальнейшее целеполагание.

– Исследованию  какой темы был посвящён наш урок?

– Что же такое христианская семья?  На каких ценностях она строится?

– С какими понятиями мы познакомились на уроке?

– Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…»

Ответы учащихся

(Слайд 17.)

– Христианская семья основывается на любви, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним. Настоящая любовь живёт вечно и на этом строится семья. А рождение детей всегда наполняет семейную жизнь особым смыслом, радостью, светом.

– Семья такой должна сохраниться на протяжении всей своей жизни.

– Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Домашнее задание. Стр. 86-87

Для всех: (базовый уровень)

1.С помощью учебника вставь пропущенные слова.

________ -это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.

Вступление в брак в православии называется  ___________ .        

Умение заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку называется ____________ .

2. Напиши, какие общие семейные праздники важны для сохранения дружной семьи.

По желанию: (повышенный уровень)

4. Выбери правильный ответ

По – настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам готовы:

  1. всё претерпеть ради своего счастья
  2. всё претерпеть ради сохранения семьи
  3. всё претерпеть ради материального благополучия

Объясните значение слов.

Мученик-_________________________________________________________

Претерпеть- ______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Христианская семья и ее ценности

Тема урока: Христианская семья и ее ценности...

Конспект урока "Христианская семья"

Урок помогает детям и их родителям взглянуть изнутри на семейные ценности, которые передаются в семье.Учащиеся дают определение , что такое семья.Способствует выявлению знаний у детей по изученной ран...

конспект урока "Христианская семья"

Конспект с использованием презентации....

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....

Конспект урока Христианская семья

Тема: Христианская семья.Цель занятияСформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценност...

Конспект занятия «Христианская семья и ее ценности»

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Христианская семья и ее ценности»...