Конспект урока: «Христианская семья»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Христианская семья» (Урок №27)
Класс: 4
Цель урока: формирование первоначальных представлений о православной семье.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятиями: семья, христианская семья; со смыслом обряда венчания, с основными ценностями христианской семьи.
Развивающие: развивать логическое и аналитическое мышление учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям; чувство долга и уважения к родителям, старшим в семье.
Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, бремена, тактичность.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация, словарь Д.Н. Ушакова, учебник, заготовки для построения кластера.
Планируемые результаты урока:
личностные - осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи;
предметные - понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи; понимать значение религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье;
метапредметные - (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта; владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний;
Ход урока.
- Стадия вызова
Цели и задачи: актуализация знаний; интерес к изучаемой теме; выявить субъективный опыт учащихся; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе.
Результативность: создание необходимого внутреннего мотива к процессу учения, систематизация информации до изучения нового материала.
Организационный момент. (Слайд 1)
– Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Стрельникова Галина Николаевна! Сегодня урок ОРКСЭ у вас буду вести я.
(Слайд 2)
– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик, после которого вы должны будете ответить на вопрос: «О чем может пойти речь на уроке?»
– Итак, внимание на экран. (Слайд 3)
Сообщение темы урока. Формулировка целей
– Надеюсь, что вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Предполагаемые ответы учащихся: О семье
(Слайд 4)
– Да. Вы правы.
– У каждого из нас свое представление о семье.
(Слайд 4. Щелчок)
– Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если ваша семья — это постройка, то какая…
• Если ваша семья — это настроение, то какое…
• Если ваша семья — это дерево, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
–Так что же для вас семья?
Ответы учащихся: Семья - ________________
–Сегодня, ребята, на уроке речь пойдет не просто о семье, а о семье христианской.
–Это и есть тема нашего урока.
На слайде тема урока: «Христианская семья» (Слайд 5)
–Можете ли вы сразу ответить, в чем особенности христианской семьи, какое событие является точкой отсчета христианской семьи, и на каких основных ценностях христианская семья строится.
–По ходу нашего урока, мы с вами будем составлять кластер «Ценности христианской семьи».
(Кластер делается на доске, но для жюри конкурса сделала на слайдах) (Слайд 5. Щелчок)
- Стадия осмысления
Цели и задачи: соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями; соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся; знания не даются в готовом виде, они самостоятельно
добываются учащимися под руководством учителя и с помощью своих товарищей.
Результативность: осознанность чтения, осмысление, понимание
прочитанного; поддержка мотивации, интереса; даются понятия «христианская семья», «венчание», «бремена», «тактичность»; формируется свобода мышления и выражения своих мыслей; воспитывается бережное отношение к членам семьи; вырабатываются навыки работы с информацией – обучающиеся продумывают свои знания, устанавливают связи между ними, образуют систему знаний.
–Предположите, какие ценности христианской семьи мы будем рассматривать.
Ответы учащихся
–Давайте подтвердим, опровергнем или дополним ваши предположения.
Работа с текстом учебника
–Откройте 86 страницу нашего учебного пособия. Прочитайте первое предложение.
–С чем сравнивает семью автор учебника?
– А что означает слово прибежище?
Работа со словарем
– Давайте обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова (Слайд 6.)
ПРИБЕ́ЖИЩЕ, прибежища, ср. (книжн.).
1. Место, где можно укрыться, найти кров, убежище (устар.).
2. перен. Лицо или предмет, к которым можно прибегнуть в поисках
помощи, содействия, покровительства, спасения и т.д.
– Прочитайте, пожалуйста, что такое прибежище и сформулируйте определение христианской семьи.
Ответы учащихся
– Правильно, ребята! Семья в христианском понимании есть, единый организм, где можно укрыться от житейских невзгод, где тебя всегда поймут и помогут.
– Как вы думаете, на чем строятся взаимоотношения в христианской семье?
Предполагаемый ответ учащихся: на любви
Работа с текстом учебника
– Давайте проверим нашу догадку. (Слайд 7)
– Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац учебника стр. 86.
– Что говорит автор учебника о настоящей любви. Всегда ли это радость?
Ответы учащихся
Православные христиане вкладывают особый смысл в слово ЛЮБОВЬ. (Слайд 8)
ЛЮ – люди
БО – Бога
ВЬ – ведающие
– Какая же ценность лежит в основе создании христианской семьи?
– Заполним наш кластер, добавив слово «Любовь» (Слайд 8. Щелчок)
На слайде две картинки загс и венчание (Слайд 9.)
– Посмотрите, пожалуйста, на картинки и ответьте на вопрос: «На какой из них изображено создание христианской семьи?».
– Как вы это поняли?
Ответы учащихся
– Правильно. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.
– Может быть, кто - то из вас знает, как называется это таинство?
Ответы учащихся
– Этот обряд называется венчание.
– Внимание на экран. (Слайд 10.)
– Почему заключение брака в церкви называется «венчание»? Что надевают во время венчания на головы жениху и невесте? Что это значит?
Работа с текстом учебника
– Предлагаю найти ответ на странице 86 в 3 абзаце (Слайд 11.)
Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец — это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но ещё это и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву именно мученикам — людям, которые были когда - то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.)
– Чем обмениваются жених и невеста во время венчания?
Ответы учащихся (Слайд 11. Щелчок)
– Правильно. Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
– Какую же ценность мы добавим в наш кластер? «Верность» (Слайд 12.)
– В христианской семье её глава - муж. (Слайд 12. Щелчок)
Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, чтоонсчитается образом Христа.
Митрополит Сурожский Антоний
- Давайте порассуждаем с вами. После того, как два православных человека обвенчались, поклялись в верности, можем ли мы назвать эту семью полной? Почему? (Слайд 13.)
– Ребята! Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они стараются передать детям и свои знания, и свою веру.
– Еще одна ценность христианской семьи это «Дети». Давайте добавим в наш кластер эту ценность. (Слайд 13. Щелчок)
Физкультминутка (Слайд 14.)
– Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- Кто похож на папу, поднимите правую руку.
- Кто похож на маму, поднимите левую руку.
- У кого нет секретов от родителей, потопайте.
- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки.
– Молодцы!
– Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.
- Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?
Работа с текстом учебника
- Найдите определения в учебнике на стр.87. (Слайд 15.)
Давайте добавим эти слова в наш кластер «Тактичность», «Бремя»
- Какие ещё ценности важны для сохранения дружной христианской семьи?
– На этот вопрос мы ответим, прочитав рассказы, которые я приготовила для вас.
Работа в группах с текстами
– На партах у вас лежат карточки с текстами и заготовки, на которых написаны различные ценности. Прочитайте свои истории и подготовьте ответ на вопрос: «Какая ценность важная для сохранения дружной христианской семьи, раскрывается в рассказе?»
Выберите нужное слово и объясните свой выбор
(послушание, терпение, дружба, взаимопонимание, забота, традиции)
Чтение и анализ текстов
1 вариант
Я больше не буду
Весной пятиклассники помогали в селе сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.
И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:
– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…
Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:
– Тату, больше этого не будет, извините, тату…
Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.
Василий Сухомлинский
2 вариант
Сарафан
Девочке на день рождения родители подарили яркий летний сарафан, сказавпри этом, что она может надеть его в воскресенье, когда вся семья пойдёт вхрам на Божественную Литургию.
В их семье продолжала жить, передававшаяся из поколения впоколение православная традиция – в церковь всегда одеваться во всё лучшее, а если куплена или подарена кому-то новая красивая вещь, то и её в первый раз надевают, когда идут в храм.
Девочка с нетерпением ждала воскресного дня, представляя, какнарядится в новый сарафан, возьмёт за руку младшего братика и пойдёт вместес ним и родителями в церковь.
И вот, наконец, этот день наступил. Солнечное раннее утро показалось ей
каким-то особенно радостным – может, из-за нового сарафана, а может,оттого, что снова дружно всей семьёй они идут в храм.Когда девочка стояла в храме на молитве, она благодарила Господа за то,что у неё есть родители, младший братик, что у них всё хорошо и что онаможет снова и снова бывать в таком уютном и красивом Божием доме.
После службы вся дружная семья возвратилась домой. Там их ждал праздничный вкусный обед, за которым счастливаядевочка сидела среди своих родных в своей новой обновке – сарафане.
Елена Насеко
3 вариант
Кто кого ведет домой
В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.
Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:
– Пойдем, Василько, домой.
А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:
– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.
Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.
Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.
Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.
В тот же день заболела и Толина мама.
Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.
Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:
– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.
А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.
Василий Сухомлинский
– Давайте добавим в наш кластер те ценности, которые вы назвали «Послушание», «Забота», «Традиции». (Слайд 15. Щелчок)
– Посмотрите, какой цветок напомнил наш кластер?
Ответы учащихся
– Кто знает символом,какого праздника является ромашка?
– Давайте, посмотрим на экран. (Слайд 16.)
– Почему день Семьи, любви и верности отмечают 8 июля?
– Какие Святые особенно почитаются в этот день?
- Рефлексия
Цели и задачи: суммировать и систематизировать новые знания, ответы на поставленные вопросы, постановка новых целей учебной деятельности.
Результативность: знания, «пропущенные» через себя, т.е. понятые; ситуация свободы выбора, принятия самостоятельных решений, дальнейшее целеполагание.
– Исследованию какой темы был посвящён наш урок?
– Что же такое христианская семья? На каких ценностях она строится?
– С какими понятиями мы познакомились на уроке?
– Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…»
Ответы учащихся
(Слайд 17.)
– Христианская семья основывается на любви, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним. Настоящая любовь живёт вечно и на этом строится семья. А рождение детей всегда наполняет семейную жизнь особым смыслом, радостью, светом.
– Семья такой должна сохраниться на протяжении всей своей жизни.
– Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.
Домашнее задание. Стр. 86-87
Для всех: (базовый уровень)
1.С помощью учебника вставь пропущенные слова.
________ -это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.
Вступление в брак в православии называется ___________ .
Умение заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку называется ____________ .
2. Напиши, какие общие семейные праздники важны для сохранения дружной семьи.
По желанию: (повышенный уровень)
4. Выбери правильный ответ
По – настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам готовы:
- всё претерпеть ради своего счастья
- всё претерпеть ради сохранения семьи
- всё претерпеть ради материального благополучия
Объясните значение слов.
Мученик-_________________________________________________________
Претерпеть- ______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Христианская семья и ее ценности
Тема урока: Христианская семья и ее ценности...
Конспект урока "Христианская семья"
Урок помогает детям и их родителям взглянуть изнутри на семейные ценности, которые передаются в семье.Учащиеся дают определение , что такое семья.Способствует выявлению знаний у детей по изученной ран...
Презентация к уроку "Христианская семья"
"Христианская семья"...
конспект урока "Христианская семья"
Конспект с использованием презентации....
Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.
Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....
Конспект урока Христианская семья
Тема: Христианская семья.Цель занятияСформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценност...
Конспект занятия «Христианская семья и ее ценности»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Христианская семья и ее ценности»...