Основы православной культуры ОРКСЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса«Основы религиозных культур и светской этике»(модуль «Основы православной культуры»)составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями), (далее – ФГОС НОО);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15, в редакции протокола от 28.10.2015 №3/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010.№ 189 (с изменениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
-Авторской программой: Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики»,Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы –М.: Просвещение, 2012
- Учебником:«Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс. Кураев А.В.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Методические пособия для учащихся:
Учебник «Основы православной культуры» 4 класс - А.В.Кураев, М/ издательство «Просвещение»
Учебно-методические пособия для учителя:
1.Программа «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк, М. / издательство «Просвещение»
2.Электронное пособие «Основы православной культуры» для 4 класса М.: Просвещение,2014.
Согласно учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» города Симферополя на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») отводится в 4 классе 34 часа (1 час в неделю,34 рабочих недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ученик научится:
- объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Ученик получит возможность научиться:
- описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия – наша Родина (1ч.)
Богатство России. Малая Родина Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Культура и религия (1ч.)
Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.
Человек и бог в православии (1ч.)
Знакомство с основами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь
Православная молитва (1ч.)
Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва - славословие. Благодать
Библия и Евангелие (1ч.)
Знакомство с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.
Проповедь Христа (1ч.)
Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Установление взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей
Христос и Его Крест (1ч.)
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.
Пасха (1ч.)
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.
Православное учение в человеке (1ч.)
Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозныхпраздников и святынь православной культуры.
Совесть и раскаяние (1ч.)
Раскаяние. Совесть
Заповеди. (1ч.)
Заповеди. Моисей.
Милосердие и сострадание. (1ч.)
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.
Золотое правило. (1ч.)
Грех. Неосуждение.
Храм (1ч.)
Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомство с устройством храмов.
Творческие работы учащихся. (1ч.)
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Подведение итогов (1ч.)
Подведение итогов за первое полугодие
Икона (1ч.)
Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
Как христианство пришло на Русь (1ч.) Крещение. Святая Русь. Подвиг (1ч.) Подвиг. Характеристика подвигов. Заповеди блаженств (1ч.) Нагорная проповедь. Знакомство с творчеством Смоктуновского. Зачем творить добро? (1ч.) Знакомство с притчей о дикаре и царе. Чудо в жизни христианина (1ч.) Знакомство и анализ картины А. Рублева «Троица». Православие о Божьем суде (1ч.) Знакомство и анализ иконы «Успенской Богоматери». Таинство причастия (1ч.) Христианские таинства, их значение в жизни христианина. Монастырь (1ч.) Женский и мужской монастыри. Одежда монаха. Отношение христианина к природе (1ч.) Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Христианская семья (1ч.) Знакомство с таинством венчания. Защита Отечества (1ч.) Какие поступки недопустимы на войне. Христианин в труде (1ч.) Знакомство с репродукциями картин Нестерова. Любовь и уважение к Отечеству (1ч.) Государственные символы России. Итоговая презентация проектов обучающихся (4ч.) Подбор иллюстраций, материала для создания проекта. Защита проекта. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Человек и Бог в православии | 1 |
4 | Православная молитва | 1 |
5 | Библия и Евангелие | 1 |
6 | Проповедь Христа | 1 |
7 | Христос и Его крест | 1 |
8 | Пасха | 1 |
9 | Православное учение о человеке | 1 |
10 | Совесть и раскаяние | 1 |
11 | Заповеди | 1 |
12 | Милосердие и сострадание | 1 |
13 | Золотое правило этики | 1 |
14 | Храм | 1 |
15 | Творческие работы учащихся | 1 |
16 | Подведение итогов | 1 |
17 | Икона | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
19 | Подвиг | 1 |
20 | Заповеди блаженств | 1 |
21 | Зачем творить добро? | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 |
23 | Православие о Божием суде | 1 |
24 | Таинство Причастия | 1 |
25 | Монастырь | 1 |
26 | Отношение христианина к природе | 1 |
27 | Христианская семья | 1 |
28 | Защита Отечества | 1 |
29 | Христианин в труде | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
31 | Итоговая презентация проектов | 4 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание (тема урока) | Кол-во часов | Дата | Коррекция | |
по плану | по факту | ||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | |||
2 | Культура и религия | 1 | |||
3 | Человек и Бог в православии | 1 | |||
4 | Православная молитва | 1 | |||
5 | Библия и Евангелие | 1 | |||
6 | Проповедь Христа | 1 | |||
7 | Христос и Его крест | 1 | |||
8 | Пасха | 1 | |||
9 | Православное учение о человеке | 1 | |||
10 | Совесть и раскаяние | 1 | |||
11 | Заповеди | 1 | |||
12 | Милосердие и сострадание | 1 | |||
13 | Золотое правило этики | 1 | |||
14 | Храм | 1 | |||
15 | Творческие работы учащихся | 1 | |||
16 | Подведение итогов | 1 | |||
17 | Икона | 1 | |||
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | |||
19 | Подвиг | 1 | |||
20 | Заповеди блаженств | 1 | |||
21 | Зачем творить добро? | 1 | |||
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | |||
23 | Православие о Божием суде | 1 | |||
24 | Таинство Причастия | 1 | |||
25 | Монастырь | 1 | |||
26 | Отношение христианина к природе | 1 | |||
27 | Христианская семья | 1 | |||
28 | Защита Отечества | 1 | |||
29 | Христианин в труде | 1 | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |||
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | |||
32 | Презентация творческих проектов | 1 | |||
33 | Презентация творческих проектов | 1 | |||
34 | Презентация творческих проектов | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс
Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс (презентация)....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...
Технологическа карта урока ОРКСЭ «Бог, мир, человек» (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о Боге, вере и о создании мира БогомЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся ...
Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...