Знакомство с учебником ОРКСЭ 4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)
Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)
- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков. Читают по цепочке.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?
- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.
Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.
(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)
- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)
- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)
- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!
Работа над новым материалом.
1. На слайде помещён рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (К. Д. Ушинский).
Задание: Прочитайте рассказ К. Д. Ушинского на слайде и абзац 2 учебника на странице 4. Обсудите в парах: Что общего у этих текстов? Что различного?
- Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)
- Почему Родину называют Отечеством?
- Почему Матушкой?
- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.
Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»
В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.
Слайд 4 «Составьте пословицы»
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.
Послушайте стихотворение о Родине.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти»
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
( Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов «Московский дворик» )
Вывод : родина у каждого своя.
- Работа с тетрадью.
(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.7-8 задание № 8)
- - Что вы можете сказать о территории России, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
« Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцатьморей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.
Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».
5. - Какие русские военачальники вам известны?
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
IV. Закрепление.
Самостоятельная работа.
1. Дети читают текст по абзацам. Выделяют главную мысль.
( В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.)
Продолжи фразу(слайд)
Тест(слайд)
2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6 задание № 6
V. Подведение итогов урока.
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6-7 задание № 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)
Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)
- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков. Читают по цепочке.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?
- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.
Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.
(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)
- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)
- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)
- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!
Работа над новым материалом.
1. На слайде помещён рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (К. Д. Ушинский).
Задание: Прочитайте рассказ К. Д. Ушинского на слайде и абзац 2 учебника на странице 4. Обсудите в парах: Что общего у этих текстов? Что различного?
- Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)
- Почему Родину называют Отечеством?
- Почему Матушкой?
- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.
Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»
В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.
Слайд 4 «Составьте пословицы»
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.
Послушайте стихотворение о Родине.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти»
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
( Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов «Московский дворик» )
Вывод : родина у каждого своя.
- Работа с тетрадью.
(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.7-8 задание № 8)
- - Что вы можете сказать о территории России, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
« Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцатьморей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.
Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».
5. - Какие русские военачальники вам известны?
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
IV. Закрепление.
Самостоятельная работа.
1. Дети читают текст по абзацам. Выделяют главную мысль.
( В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.)
Продолжи фразу(слайд)
Тест(слайд)
2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6 задание № 6
V. Подведение итогов урока.
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6-7 задание № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...
МИР ОБЩЕНИЯ (17 часов) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Урок освоения новых знаний и способов действий. Знакомство с письмом как разновидностью текста
- объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;- обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;- уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять ...
Конспект урока на тему: Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс...
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...
Знакомство с учебником по литературному чте¬нию. Система условных обозначений. Содержа¬ние учебника. Словарь.
Развитие критического мышления на уроке литературного чтения....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...
Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")
Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")...