Урок по ОРКСЭ "По дорогам войны с Божией помощью"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Яганева Людмила Леонидовна

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ. Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения.

   Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами. Способствует развитию интереса к знаниям о Великой Отечественной войне, о роли православной церкви в годы войны,  повышении мотивации к изучению православной культуры, воспитанию патриотических качеств учащихся.

Этот материал формирует духовно-нравственные, эстетические и этнические качества личности у младшего школьника. Учащиеся  получают представление о том, что Победа завоевана высокой ценой жизни миллионов людей и с помощью Божией силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_dorogam_voyny_s_bozhiey_pomoshchyu_novyy.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хузангаевская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Республиканский этап  XV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2020 году.

Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету основы религиозных культур и светской этике (ОРКСЭ)».

Тема урока: «По дорогам войны с Божией помощью»

                                                  Разработала Яганева Людмила Леонидовна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                                       МБОУ «Хузангаевская СОШ»

                                                                       Алькеевского муниципального района

                                                                       Республики Татарстан

                                                                   

                                                                2020 год

Тема: «По дорогам войны с Божией помощью.»

(посвящён  75–летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

Цель: формировать  понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира,  показать   роль православной церкви в годы войны.

Задачи:

Формировать историческую  память и преемственность поколений на основе углубления знаний об участниках Великой Отечественной войне (на примере священнослужителей).

Воспитывать духовно-нравственные качества патриотизма, чувства гордости за победу русского народа в ВОВ, любви к своему Отечеству,  своей родной истории, уважительное отношение к старшему поколению. 

Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины.

Развивать личность учащихся путем прививания чувств пиетета (желание и готовность выражать почтение (в том числе религиозное) кому-либо), благодарности и сопереживания.

Развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности: декламация, изобразительное искусство, подготовка и проведение мероприятия, сообщениях о священнослужителях – фронтовиках.

Планируемые результаты:

личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к их культуре, истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом,  понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; готовить небольшие сообщения из жизни людей.

метапредметные:

познавательные УУД:  осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы  на вопросы используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;

коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

1. Выставка книг о Великой Отечественной войне.

2. Фотографии ветеранов войны с.Старая Хурада.

3. Презентация о священниках – участниках ВОВ: «По дорогам войны с Божией помощью».

4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.

5. Выставка рисунков учащихся о Великой отечественной войне.

Мультимедийное оборудование:  проектор, экран,  колонки, презентация, запись песни «Священная  война» (музыка А.  Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей:  подготовить проекты :

1.«Ветераны Великой Отечественной войны села Старая Хурада».

 2. «Священнослужители в годы Великой Отечественной войны.»

План   урока с хронометражем:

Организационный момент                                                            - 2 мин.  

 Актуализация усвоения  знаний  учащихся                               - 3 мин.                                                                                                                                                

Подготовка к восприятию нового материала                             - 5 мин.                                                          

Изучение нового материала                                                          - 25 мин.    

Физкультминутка                                                                          - 1 мин.

Первичное закрепление изученного  материала                         - 5 мин.                            

Итог урока. Рефлексия                                                                    - 2 мин.                            

Домашнее задание                                                                           - 2 мин.                            

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята.  Давайте  улыбнемся светлому дню, одноклассникам и пожелаем друг другу удачи на уроке.

II. Актуализация  усвоения знаний учащихся.

Учитель: Прослушайте фрагмент песни «Священная война».

О какой войне  поется в песне?

 Почему же эта война была названа народной?

Дети: Весь народ поднялся на защиту своей Родины.                                      

Учитель. А как вы понимаете словосочетание "Священная" война?  Подберите близкие по значению слова.                                                                                                                       Дети: Святость, освятить, священная, святой, церковь.                                    

Учитель: Ребята, Церковь объединилась с советской властью в борьбе с врагом. Вот, наверное, еще, и поэтому войну объявили священной, освободительной, и церковь благословила на эту войну.( Слайд 2)

 III. Подготовка к восприятию нового материала

 Прослушайте стихотворение «Простой вопрос.»  Автор Монах Варнава(Санин).

Читает Илюхина Камилла.

Как-то возьми и спроси я

У карты страны на стене:

«Кто спас тебя, мать-Россия,

В последней Великой Войне?»

Когда занимали с марша

Деревни и города,

Кто спас тебя, воин? маршал?

От смерти, родная, тогда?

В огне полыхала Волга

Москва  была к сдаче близка…

Но сдюжили мы, и долго

На запад шли наши войска.

Ах,  милая пыльная  карта,

 В морщинах старинных дорог!

От гибельного штандарта

Кто спас нас?

«Конечно,же Бог!                                                                                                  

Учитель: Вы прослушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело?   Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Кто может сформулировать тему нашего урока?                                      

Дети: Великая Отечественная война 1941-1945гг., вера в  Бога на войне…(Слайд 3)

IV. Изучение  нового материала 

Учитель: Да, сегодня мы на уроке будем говорить о борьбе русского  народа с фашистскими захватчиками. Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли, само понятие – Россия. Во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте .  В конце урока вы должны будете  ответить на вопрос: Какова же роль православной церкви в Великой Отечественной войне? (Повесить на доску знак вопроса)В первый день войны Митрополит Сергий одним из первых обратился ко всему народу, ко всему православному люду с посланием, с призывом встать на защиту Родины, на защиту православия, на защиту нашей культуры. И это послание нашло отклик в сердцах советских людей, и уже на следующий день прозвучала эта великая песня «Священная война».                                                              

Великая Отечественная война не обошла ни одну семью, ни одно даже маленькое село. Война пришла в каждый дом, во все семьи и жителей  и нашего села. И с благословением божиим на защиту своей Родины поднялись и наши односельчане.

Вам было задание:  1 группе -собрать информацию об участии наших односельчан в Великой Отечественной войне.

- Ученик: Я знаю, что на фронт из нашего села ушло 135 человек, из них не вернулось 80 жителей, они погибли,  защищая родину от фашистов. Мы расскажем только о некоторых фронтовиках.

1. Стратонов Артем 

Шатунов Николай Петрович родился в 1923 году

В армии с 1942 по 1969 г. Подполковник. На фронте с 1942 г. по 1945 г. Освобождал города Рославль. Кричев, Котбус. Под Берлином был ранен во второй раз. Командовал стрелковой ротой. Награжден орденом «Красной Звезды»,медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», юбилейные медали. После войны командовал ротой, батальоном. Работал военкомом в г. Незепетровск в Челябинской области.  (Слайы 5,6)

2 Пастухов Кирилл

Линеев Александр Матвеевич родился в 1926 году. 

В армии с 7 ноября 1943 года по 1945 г. Рядовой. Александр со своими однополчанами участвовал в операции «Багратион», связанной с освобождением городов Минск, Витебск, Полоцк. … По болотистому лесу шли вперед, вышли на окраину леса и увидели впереди, на холме, под сиянием солнца светились купола церкви. Это был город Полоцк.( Из воспоминаний Александра Матвеевича.  

  Во время одной из атак в ногу Александра попал осколок. Рана была тяжелая. 10 месяцев пролечился в Московском госпитале.  Имеет награды: орден Славы III степени, медаль « «За победу над Германией», юбилейные медали.  После войны без одной ноги проработал в школе 48 лет. Это наш земляк из породы Маресьевых. Мы очень дорожим памятью о нем,  стараемся брать с него пример. ( Слайд 7)

3 Илюхина Камилла

Питеркин Иван Петрович родился в 1923г. 

В январе 1942 года  Ивана Петровича отправили в г. Новокузнецк в пехотное училище. В мае их перебросили на фронт. Он оказался в 1245 стрелковом полку. Через месяц при взятии «языка» Иван Петрович был ранен. Сражался на Калининском фронте, г. Ржев-Калинин.  Имеет   награды: медаль Жукова «За боевые заслуги» « За Победу над Германией», орден «Знак Почета», орден «Октябрьской Революции», орден «Отечественной войны III степени», юбилейные медали. После войны работал секретарем сельского Совета, председателем колхоза имени Ленина.  Церковь к тому времени в селе была разрушена. (Слайд 8)

 Мы очень благодарны его дочери, Питеркиной Ольге Ивановне, которая на свои средства, на средства прихожан, с помощью благотворителей построила в нашем родном селе Старая Хурада церковь. Церковь, которая названа в честь святых Косьмы и Дамиана. По большим церковным праздникам в селе отец Андрей проводит службы. Мы, учащиеся начальной школы, посещаем литургии в Храме. (Слайд 9)

Кроме церкви Ольга Ивановна построила и воскресную школу. Дети по субботам посещают занятия в этой школе. Занятия ведет сама Ольга Ивановна.

Вечная слава героям, погибшим за свободу и независимость нашей Родины!

В центре села Старая Хурада стоит памятник воинам-землякам, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Имена Старохурадинцев  высечены на гранитных плитах памятника односельчанам. (Слайд 4)

Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями "За оборону Ленинграда" и "За оборону Москвы", более пятидесяти – "За доблестный труд во время войны", несколько десятков – медалью "Партизану Великой Отечественной войны". А скольких еще награды обходили стороной? (Слайд 9)

Учитель. 2-группа учащихся работала над исследовательским проектом

 « Священнослужители, монахи, матушки ТАССР в годы войны»

1 Кузнецов Игнат:

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина.)

Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина)

.… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!… Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!» И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю.

( Слайды 10,11)

 2 Фомин Арсений:

Андрей Комаров. В 1939—1941 годах архиепископ Андрей был единственным служившим архиереем на обширной территории, включавшей Куйбышевскую и Ульяновскую области, и Татарскую АССР.

В начале 1941 года стал настоятелем Покровской церкви.

Возрождение церковной жизни в Куйбышеве, связанное с деятельностью архиепископа Андрея, вызвало резкое недовольство местных властей. 13 июля 1941 года последовал арест. Благодаря заступничеству митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Андрей 7 сентября 1941 года был освобождён.

8 декабря 1941 года был награждён правом ношения креста на клобуке.

9 декабря 1941 года перемещён на Саратовскую кафедру, после чего начал хлопотать об открытии Саратовского собора, но до сентября 1942 года в епархию не приезжал: действовавших храмов там не было.

28 мая 1942 года перемещён на кафедру Горьковскую и Арзамасскую.

13 июня 1942 года за оставлением архиепископа Сергия (Гришина) в Горьком, согласно Указу, оставлен Саратовским.

26 августа 1942 года назначен архиепископом Казанским, но назначение было получено одновременно с телеграфным вызовом Саратовского Горисполкома принимать собор. В ответ на телеграфный запрос куда ехать, Митрополит Сергий (Страгородский) ответил телеграммой: «Саратов». Открытие собора потребовало колоссальной затраты сил, духовных и физических. Собор был открыт 8 октября, а 14 октября в Ульяновске был рукоположён для Саратова новый епископ Григорий (Чуков).

Архиепископ Андрей получил распоряжение ехать в Казань, где и прослужил до 1944 года.

За патриотическую деятельность во время Великой Отечественной войны имел ряд благодарностей от Правительства, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». ( Слайд 12)

Физкультминутка.

Учитель:  Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. Не удивительно, что с началом войны вера в Бога только усилилась. В трудную минуту люди обратились за поддержкой к небу, молитвы выступали в роли душевного успокоения. В тылу оставались старики, женщины и дети. Они переживали за близких, которые были на фронте, но уберечь их от смерти не могли. Оставалось молиться, просить Бога, чтобы Он защитил и уберёг. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения.( Слайд 13)

Учитель: Ребята, может кто-то из вас вспомнит  и расскажет интересный эпизод о том, как власти обратились за божьей помощью при Обороне Москвы.

1 Ученик (О И.В. Сталине) 

Суровая зима 1941 года. Немцы- уже на подступах к Москве. Из личных биноклей немецкие командиры хорошо просматривают окраины города. Им даже видны звезды Кремля. Вопреки бытующим утверждениям Сталин не покидал столицу. И доподлинно известно, что накануне знаменитой битвы личный самолет Сталина, пилотируемый его же личным пилотом, поднялся ночью в воздух и совершал облеты столицы с Иконой Казанской Божьей Матери на борту. В годы Великой Отечественной войны Сталин трижды отдавал приказы о применении Иконы для защиты отечественных городов. В блокадном Ленинграде был совершен Крестный Ход с Иконой Божией Матери Казанской. А при обороне Сталинграда Икону привозили на самые опасные участки фронта. Москву немцы не взяли. Были отброшены на расстояние в среднем до 130 километров. Не взяли и Ленинград, хотя жителям города пришлось пережить ужасы блокады. Несмотря на ужасные разрушения, отстояли и Сталинград. (Слайд 14)

2 Ученик (О маршале Г.К.Жукове)

В жизни маршала Георгия Константиновича Жукова была чудесно явлена Божия помощь. Во время битвы под Москвой Жуков не спал 11 суток подряд, но был бодр и решителен. Милостью Божией ангел-хранитель и святой великомученик Георгий Победоносец не оставляли его и являлись ему во сне. И, конечно, Матерь Божия, Казанский образ которой он возил с собой по всем фронтам, помогала ему в деле защиты Отечества. Накануне Сталинградского наступления был отслужен молебен перед иконой Казанской Божией Матери. Окончательная победа над фашистами пришлась на Пасху, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, 6 мая 1945 года. И акт о безоговорочной капитуляции Германии Господь судил подписать маршалу Георгию Жукову. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов. Священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался о том, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну - три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день. ( Слайды 15,16)

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку рисунков, книг о Войне. Среди множеств книг выделим   одну книга  Протоиерея Николая  Агафонова, члена  Союза писателей России  « Преодоление земного притяжения». В этом сборнике есть рассказ «Нерушимая стена». Давайте прочитаем отрывок по ролям.

… Николай Иванович, проходя мимо иконы в церкви на стене, спросил:

-Это что за икона?

-Это икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена».

-Теперь мне все ясно, именно она была с нами на Курской дуге, под Прохоровкой.

 … Во время боя оглядываюсь назад, вижу-стоит женщина с поднятыми руками. Опять оглянулся-стоит. Да не просто стоит, а как бы своими ладонями, повернутыми к врагу, стену невидимую воздвигла. Вроде как бы немцы на эту стену натыкаются и назад откатываются.…

Теперь каждый раз, когда прохожу мимо иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» поминаю всех воинов, вставших нерушимой стеной на пути врага нашего Отечества под благодатным покровом Царицы Небесной. (Слайд 17)

V. Первичное  закрепление материала урока

Учитель: Дети, чтобы проверить ваши знания по теме урока, я предлагаю выполнить тест по теме «Великая Отечественная война». (Приложение)

VI.  Итог урока. Рефлексия 

Учитель: На полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками поисковики находят нательные крестики, и спрятанные в нагрудные карманы, иконочки  Божией Матери, с  молитвой» Живые помощи». Это еще раз говорит о том что люди шли в бой с верой , с молитвой о помощи. 

Учитель: Какова же роль Русской Православной церкви в истории ВОВ?

 Дети: Для нашей страны Великая Отечественная война завершилась славной Победой. В эти страшные военные годы для всех стало очевидным, что кроме оружия в руках защитникам Отечества и труженикам тыла нужна вера: вера в себя, вера в близкого, вера Бога. Без веры в помощь божию выстоять нашему народу и победить в этой кровопролитной войне было бы невозможно.  С началом войны вера в Бога только усилилась. В трудную минуту люди обратились за поддержкой к Богу.  Молитвы выступали в роли  душевного успокоения, вся православная церковь поднялась на борьбу с врагом.)  И сбылись последние слова, звучащие в послании митрополита Сергия « Господь дарует нам победу»( Слайд 18)

Учитель: Мы не должны забывать, какой ценой была завоевана Победа. Почему? Наш с вами долг — сберечь память о подвиге отцов и дедов. быть достойными их, помнить об этой жестокой войне, чтобы больше такого ужаса не допустить никогда. А что вы уже сейчас должны делать для того, чтобы вырасти достойными защитниками своего Отечества?

Дети: выбрать качества личности присущие патриоту своей родины смелым, ловким, сильным, дисциплинированным, уметь прийти на помощь товарищам.

Ученик:

Мы память нашу светлую

Навечно сохраним

О славном поколении участников войны.

Благословенье Божие

Храним в душе всегда:

Беречь Россию – Родину

Как веру во Христа

Учитель: Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня на уроке, и чтобы вы хотели еще узнать. Поэтому каждый из вас заполнит вот такие таблички и зачитает их всему классу.

Знал

Узнал

Хочу узнать





VII.  Домашнее задание

1. Прочитать рассказ  про войну.

2. Нарисовать рисунок про войну.

Литература:

1.Преодоление земного притяжения. Протоиерей Николай Агафонов. Самара 2011г.

2. Редакция портала «Православие и мир»  9 мая 2017г.

3.С. Л. К. "Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 359-360  http://www.pravenc.ru/text/115248.html

4.Газета «Алькеевские вести» от 21.04.2005г. статья «Наш земляк из породы Маресьевых»

5.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.

                                                                                                 

                                                                                                            Приложение

Тест по теме «Великая Отечественная война».

__________________________________________________________

1. В каком году началась Великая Отечественная война?

 а) 1941;                           б) 1841;              в) 2000;                  г) 2014

2. Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины?

 а) Германия;           б) Франция;           в) США;                 г) Япония

3. Кто возглавлял фашистскую армию Германии во время войны 1941-1945 гг.?

а) Врунгель;                   б) Гитлер;                   в) Черччиль

4. Кто наносил серьезный ущерб германской армии, избегая открытых и крупных столкновений с противником?

 а) солдаты;                           б) матросы;

 в) партизаны;                       г) подпольщики;          д) ветераны

5. Где жили партизаны?

 а) в избушках;                              б) в  землянках;

 в) в окопах;                                   г) в блиндажах

6. Когда закончилась Великая Отечественная война?

 а) 9 мая 1941 года;                       б) 1 сентября 1945 года;

 в) 9 мая 1945 года;                       г) 1 июня 1918 года

7. Что проходит 9 мая на Красной площади в Москве?

 а) концерт;                          б) олимпийские игры;

 в) парад;                               г) выборы президента;          д) эстафета

8. Город-герой, крепость, которая приняла первые удары немецко-фашистских захватчиков в первые дни войны, и более месяца держала оборону

а) Московский Кремль;                           б) Брестская крепость;

 в) Петропавловская крепость

9. Город-герой, который выдержал блокаду во время Великой Отечественной войны в течение 900 дней

а) Москва;                           б) Сталинград;                 в) Петроград;

 г) Ленинград;                    д) Севастополь

10. Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил СССР во время Великой Отечественной войны

 а) Жуков;                         б) Сталин;                     в) Рокоссовский;

 г) Буденный

11. Советская боевая машина периода Великой Отечественной войны наиболее широко известна под народным прозвищем

 а) Машенька;                    б) Катюша;               в) Тачанка

        12. Что помогло советским людям одержать победу?

 а) деньги;                            б)  вера в бога;

 в)  погодные условия.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященное Дню победы. Проводится в форме путешествия по станциям "Солдатский вещмешок", "Письмо с фронта", "На передовой", "Солдатская кухня", "На солнечной...

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

методическая разработка открытого урока " По дорогам войны"

урок по окружающему миру в 4 классе, посвященная 70-летию Великой победе....

фотографии с открытого урока по теме" По дорогам войны"

открытый урок для 2-4класов. Декада "Вахта памяти"....

Урок Мужества "Дорогами войны"

Урок Мужества «Дорогами войны». Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось важным аспектом воспитательного процесса в современных школах, ведь детство и юность - самая благодат...

Урок мужества "Дорогами войны"

Урок мужества посвящён празднику, который родился в далёком сентябре 1943 года, когда Велижане с несказанной радостью и со слезами на глазах воскликнули: «Наши пришли!» Как много они значили, эти...

Урок мужества "Дорогами войны"

Урок мужества "Дорогами войны"...