"Дружба"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Методическая разработка по ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса. Занятие построено в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_druzhba.docx | 787.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Пояснительная записка
Тема дружбы достаточно актуальная для детей всех возрастов, особенно сейчас в век информационных технологий и социальных сетей.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, способов разрешения социальных ситуаций. Особого внимания заслуживает вопрос дружбы, так как дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радости и огорчения.
Урок по данной теме проводится в 4 классе, возраст детей 9-10 лет. Стоит отметить, что в 10 лет в настоящее время у ребят уже начинается первый этап подросткового возраста. Ведущей деятельностью в этом возрасте как раз является общение и где же, как не в школе получить первые ответы на все эти сложные для ребенка, а тем более подростка, вопросы о взаимодействии со сверстниками и дружбе.
Целью урока: создание представлений у учащихся о понятии «дружба» и «настоящем друге» как о нравственной ценности.
Задачи:
Знакомство с базовыми понятиями урока, осознание их ценностной принадлежности;
Формирование позитивных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, сверстниками, взрослыми людьми;
Развитие навыков анализа собственных поступков и суждений.
Данная методическая разработка способствует воспитанию толерантного отношения учащихся друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми; формированию нравственных качеств: умение дружить, ценить дружбу.
Занятие выстроено в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности: расшифруй слово, подобрать человеческие качества сказочным героям, определить качества, которыми должен обладать друг, создать конфликтную ситуацию, разрешить конфликтную ситуацию.
Для достижения целей и задач урока были использованы следующие методы и технологии обучения: проблемно – поисковая работа, работа в группах.
На занятии используется презентация. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.
Ожидаемым результатом после проведения урока станет:
- формирование понимания основных терминов урока (дружба, конфликт, качества, которыми должен обладать друг), как ценностных категорий;
- повышение коммуникативной культуры учащихся: проявление более внимательного отношения к одноклассникам, взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу;
- формирование у учащихся навыков работы в команде.
Тема урока: «Дружба».
Тип урока: «Открытие новых знаний».
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их
значения в жизни общества
Задачи:- познакомить с новыми понятия «дружба», «конфликт»;
-показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной
и общественной жизни человека;
-развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с
общими человеческими ценностями;
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
-воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.
Метапредметные:
- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;
Личностные :
-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием, презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока
Сегодня у нас с вами необычный урок. Но прежде, чем приступим работать по новой теме, давайте повторим домашнее задание. Для этого разделитесь на три команды. Выберите капитанов. (Дети делят на 3 команды и самостоятельно выбирают капитанов).
-Давайте повторим правила работы в группе. |
-Но прежде, чем вы получите задание, давайте вспомним что такое альтруиз и эгоизм. ( Дети с места дают определение что такое альтруизм и эгоизм).
Альтруизм- готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не счи-
таясь со своими интересами.
Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Каждая команда получит задание на карточке. Капитаны возьмите конверты № 1. Задание: определите человеческие качества у сказочных героев.
Команда № 1- Золушка и мачеха.
Команда № 2-Чиполлино и сеньор Помидор.
Команда № 3-Герда и Снежная королева.
(Капитаны озвучивают качества, которые выбрали для сказочных героев).
- Определение темы урока.
-Тему сегодняшнего урока вы определите самостоятельно. Для этого капитаны возьмите конверты № 2. (Дети расшифровывают тему урока и озвучивают что у них получилось).
Команда № 1. Задание: расположи буквы в порядке возрастания чисел. Отгадайте слово.
2 | 4 | 6 | 3 | 5 | 1 |
Р | Ж | А | У | Б | Д |
Команда № 2. Задание: убери лишние буквы. Отгадайте слово.
RSДWРQУVЖDБFА |
Команда № 3. Задание: отгадай загадку по первым буквам.
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
-Ребята, какое получилось слово?
-Как звучит тема нашего урока?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Дети озвучивают свои предположения).
-Сегодня на занятии мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций?
- Изучение новой темы.
-Ребята, как вы думаете, что такое «дружба»?
(Дети самостоятельно озвучивают своё определение так, как они его понимают).
-Для точного определения, мы с вами обратимся к словарям С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля.
Капитаны возьмите конверт № 3. Задание: найдите и озвучьте определение что такое «дружба».
Команда № 1- словарь С.И. Ожегова.
Команда № 2- словарь Д.Н. Ушакова.
Команда № 3- словарь В.И. Даля.
Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности общности интересов. (С.И. Ожегов)
Дружба- близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. (Д.Н. Ушаков)
Дружба-взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении. (В.И. Даль)
Ребята, а кто может быть для вас другом? (Дети сами называют с кем можно дружить).
-А какими качествами должен обладать друг? На этот вопрос вы постараетесь ответить сами. Капитаны возьмите конверт № 4. Задание: выберите из списка качества, которыми должен обладать друг. (Дети заполняют схему).
- Физминутка.
(Физминутка в презентации).
Список качеств Злой, внимательный, понимающий, жадный, справедливый, завистливый, умелый, весёлый, хвастливый, отзывчивый, капризный, любознательный, ленивый, не выдающий секреты, лживый, добрый, трусливый, не ябеда. |
-Иметь друзей – это может быть одним из самых приятных и вознаграждающих переживаний, которые мы испытываем жизни. Дружба и улучшает, и обогащает нашу жизнь. В детстве и юности дружеские отношения играют важнейшую роль, поскольку сопутствуют ключевым стадиям развития человека. Дружба не только учит нас ценным коммуникативным навыкам, но и формирует наш жизненный «сценарий».
-Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у пародов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разнос воспитание, мнение людей едино в том. что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять правил дружбы. ( Дети читают и озвучивают 10 правил дружбы).
- Разбор конфликтных ситуаций.
-Ребята, послушайте отрывок из рассказа А. Моргунова «Мой друг Вовка».
-Мир? – спросил Вовка.
-Мир, - сказал я.
Постояли, помолчали, потом Вовка сказал: «У нас очень хорошая учительница. Лучше ее на свете нет». «Еще чего! – возразил я. – Вот наша Зоя Ивановна – это да! Так объяснит – самый глупый поймет». «Самый глупый – это ты?» - спросил Вовка.
Мы поссорились, разошлись. На другой день встретились.
-Мир? – спросил я.
-Мир, - ответил Вовка.
- Можно сказать, что между участниками возник конфликт?
-Чтобы ответить на вопрос, что такое «конфликт», давайте сначала создадим эти конфликты.
Капитаны возьмите конверты № 5.Задание: обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт.
Команда № 1-Два медвежонка не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.
Команда № 2-Два зайца делят морковку.
Команда № 3-В магазине куклы выбирают подарки для своей подруги на день рождения. Не могут прийти к согласию.
- Давайте попробуем определить сущность конфликта. Скажите своими словами, что такое конфликт?
Конфликт – это когда дерутся.
Конфликт – это непонимание.
Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.
Конфликт – это когда люди что-то не поделили.
Конфликт – это когда люди спорят.
Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.
-А теперь, ребята, разыграйте эти ситуации без конфликта. (Команды разыгрывают ситуации).
-Можно ли всегда выйти из ситуации не создавая конфликта? (Дети самостоятельно отвечают на вопрос).
- Рефлексия.
-Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?
-Назовите 10 правил дружбы.
-А теперь подведем итоги нашего урока.
Капитаны возьмите конверты № 6. В конверте лежат для каждого мобильные телефоны. Ваша задача написать мне сообщение: как прошёл урок, было ли интересно, что ещё вы хотите узнать по этой теме, всё ли у вас получилось на уроке.
- Ребята, сегодняшний урок хочу закончить одной пословицей:
«Дружба, что стекло, сломаешь- не починишь».
- Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ о своём лучшем друге.
Список литературы
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка» ./М.: Рус.яз, 1990г...
- Даль В.И. «Толковый словарь/ Иллюстративное издание 2012г.
- Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»/ современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва .2008 г.
- Бакулина Г.А. «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка»
- https://infourok.ru/priemi-refleksii-na-urokah-klassi-3262048.html
- https://yandex.ru/search/?text=правила%20работы%20в%20группе%20на%20уроке%20в%20начальной%20школе%20памятка%20картинки&clid=1985551-216&win=212&lr=23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго" и фильмом "Мы вмес...
урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....
«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе....
"Друг,дружба,законы дружбы"
Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....
Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....