История иконописи материал для проведения уроков по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Шмакова Татьяна Викторовна

История иконописи материал для проведения уроков по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon istoriya_ikonopisi.zip2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Девизы урока

«Красота  и  цвета образов зовут меня к молитве.

Это праздник глазам моим».

Иоанн Дамаскин

Тема урока: «Икона»

Цель урока: познакомить обучающихся  с  православной иконой – образцом духовной живописи.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с особенностями иконописного изображения; помочь им понять отличия между  иконой и картиной.

Развивающая – выяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир; развивать навыки общения в парах; развитие навыка отбора текстовой информации; развитие навыка публичного выступления.

 Воспитательная – способствовать формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей; помочь формированию отношения к иконам как к изображению священных для православных христиан образов.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей.

Отдельные учащиеся совместно с родителями выполняли опережающее задание  –  подготовили выступления по теме урока.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран для проекции, презентация PowerPoint, раздаточные материалы из рабочей тетради по ОПК, иллюстративный материал, аудиозапись «Казачьей колыбельной песни» М. Ю. Лермонтова в исполнении В. Рябковой.

                                                       

                                                               Ход урока.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги - гости  мне очень приятно всех вас видеть сегодня на уроке ОПК. Ребята могут занять свои места.

 

1. Эмоциональный  настрой на урок.

 Оформить слайд урока.1-2

Говорят, улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка  порождает атмосферу доброжелательности . Посмотрите друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим одноклассникам.  Пусть такое настроение сохраниться у вас в течение всего урока.

Предмет ОПК мы начали  изучать  в этом учебном году. И так получается, что каждый урок мы изучаем что-то новое, интересное. Вы не только получаете знания, но и делитесь своим жизненным православным опытом. И сегодня на уроке мы это покажем. Итак, я приглашаю вас к сотрудничеству.

Работа уч-ся

1.Кроссворд (карточки)

Чем мы будем заниматься  сегодня на уроке? Для начала мы определим тему?

Попробуем это сделать с помощью  вопросов.

У каждого  из вас есть на парте карточка с кроссвордом. Запись слов ведем по горизонтали.

Я читаю вопрос, вы пишете ответ…

1.Священная книга христиан. (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)

3.Как называется обращение к Богу? (Молитва)

4.Книги, написанные апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

 6.Какое слово получилось по вертикали? (Икона)

Для выполнения работы дается несколько минут, а потом мы сделаем коллективную проверку.

Вывод темы и задач урока.

Тема

Прочтите слово по вертикали: ИКОНА  это тема нашего урока.

Итак, какие поставим задачи, с чем будем работать на уроке?

Формулируем вместе.

Задачи:

1.Познакомиться с понятием икона,  с особенностями иконописного изображения; узнаем, чем отличается  икона от картины.

2.Развивать навыки работы с текстом и навыки публичного выступления. (делать сообщения)

3. Повышать свой духовно-нравственный уровень, формирование положительное отношение к иконам как к изображению священных  православных образов.

План урока.

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю. В этом нам поможет образовательный маршрут.

1.Образ православия.

2.Музыкальная шкатулка.

3.История русской иконы. Великие иконописцы.

4.В мастерской художника.

5.Виды икон.

6.Отличие иконы от картины.

7.Исследование «Судьба одной иконы».

  1. Образ православия

   Учебник  -  выборочное чтение, выбираем нужную информацию и читаем.

Значение слова ИКОНА?

Работа учащихся.

Работа со словарем.

-Что такое икона в вашем понимании? Выслушиваются ответы детей….

-Что написано в нашем учебнике? Учебник с.52 (1 абзац) выборочное чтение икона – 

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка:

еikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания.

Значение слова икона по словарю.

1.Д.Ушаков

Икона - живописное изображение бога или святых, являющееся предметом 

почитания у христиан; образ.

2.В.Даль.  Икона - это женский образ, изображение лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. 

2. Музыкальная шкатулка.

Об иконах говорят не только книги, но еще и музыка, песни.

Например, стихотворение великого русского поэта М.Ю. Лермонтова  «Казачья колыбельная».

К данному тексту написали музыку и сейчас  мы прослушаем фрагмент этой  песни. Прошу выйти девочек и исполнить фрагмент колыбельной песни.

Ребята, представьте сейчас, как мама укладывает спать своего малыша, напевает ему колыбельную песню.

Вы должны не просто слушать, но и выполнить задание. Внимательно послушайте самый второй куплет песни и подумайте над вопросом: «О чем поет мать?

Исполнение фрагмента песни.

1.Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
2.Дам тебе я на дорогу
Образок святой
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Показать маленький образок.

Беседа с учащимися.

Учитель:

-Почему мать поет эти строчки своему ребенку, ведь он ещё такой маленький? (выслушиваются ответы детей)

-Что такое икона для христианина?

Вывод: Мать рассказывала  ребенку с самого рождения о святом образе – иконе, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения до смерти. Икона - символ христианства.  -А  вашем доме есть иконы? 

Показать маленький образок.

Иконы в доме располагались в углу, а вам что-нибудь известно, как назывался этот угол. А что такое красный угол?

Красный угол дома – это как бы домашний иконостас. Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы, иконы Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других святых.

Составим синквейн к слову икона.

Синквейн икона.

Икона        

Древняя русская

Осуждает, милует, защищает

Икона помогает в невзгодах

Образ

3). История русской иконописи. Великие иконописцы. Слайды.

- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых.

1.Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья  преподобный Кирилл и Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем.

2.Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука.

3.В России наиболее известные иконописцы были  преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек.

Выполнение опережающего задания. Итак, о каких иконописцах вы делали сообщения? (1-2)

Выслушиваются сообщения детей об иконописцах.        

4.В мастерской художника.

Как создавались иконы?

Заглянем в мастерскую иконописца (художника)

Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, одеал чистую одежду. Приступая к работе, иконописец читал молитву как бы и спрашивал у Бога благодати за свои труды.

Демонстрация на иконе Параскевы пятницы.

Кластер. Создание иконы. (на доске на магнитах)

Паволока, левкас,  темпера, оклад.

1).Начинали рисовать иконы на холстах. Паволока – льняная ткань, которая наклеивается на лицевую часть доски. 
2). Иконы писали на деревянных досках. Из всех пород предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску долго высушивали, шлифовали, затем плотник передавал её иконописцу.

3).На деревянное полотно накладывался левкас, грунт из клея, смешанного с толчёным мелом. Далее полотно высыхало, зачищали, делали гладким. Затем переходили к рисованию красками.

4). Писали иконы темперными красками.  Для красок использовали  высушенные травы, цветы, полудрагоценные камни, так например янтарь.  Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали  с яичным  желтком.

- Каждый цвет имеет свой символ. Посмотрите на значение основных цветов

Золото -символизирует свет.

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.

Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.

Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения.

Оклад - накладное украшение на иконах. Они выполнялись из металлов, тканей с шитьём.

5.Виды икон - презентация.

Мерная икона - к дню крещения младенца писалась особая икона, соответствующая его росту на момент рождения. Причем изображался на ней святой, в честь которого назван ребенок - его Небесный Покровитель. В день крещения на младенца надевали нательный крестик, а над кроваткой помещали его мерную икону.

Мерная икона пишется по росту новорожденного младенца.

Издревле была традиция заказывать и писать такие иконы специально "на рождение" ребенка. Такая икона будет путеводителем новорожденному человеку на протяжении всей его жизни.

Я, думаю, что эта икона была написана для младенца рожденного 10 ноября.

Образ иконы обладает  чудодейственной силой, выполним задание кластер Чудеса иконы. Какие чудеса творят иконы?

_______________________________________________________________                                  

                                         Чудеса   икон

Помогает         исцеляют        укрепляют веру

        защищает

__________________________________________________________________________________

Прием «Кинозал».  Мультфильм Тихвинская икона.

17 век. В маленькой деревеньке недалеко от Тихвинского монастыря живут деревенский иконописец дед Петр, его внучка Маша и соседский мальчишка Гриша. Дед Петр пишет иконы и работает над образом Тихвинской Божией Матери для деревенской церкви.

Непредвиденные обстоятельства мешают иконописцу к сроку закончить работу. Дети пытаются помочь ему и сталкиваются с испытаниями.

Чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери своим заступничеством спасает их.  Смотрим  фрагмент мультфильма.

Колокольня

Колокольня – это башня, где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних на духовные дела.

Поднимают руки вверх, покачивают синхронно обеими руками вправо-влево;

И в небо стая голубей взметается стрелой,

И крыльями меня обнял Хранитель-Ангел мой.

выполняют маховые движения руками/, обеими руками обхватывают себя.

6). Отличия  иконы от картины. 

Чем отличается икона от картины?

(Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.)

- Что такое картина? (Изображение предметов, людей, событий.)

Презентация «Отличие иконы от картины».

Опорные слова

 Тень

Свет

Фон

Нимб (от лат. nimbus — облако, туча)  - условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий  находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию передает через гармонию внешнюю. 

Гармония линий

Нет заднего плана и линии горизонта

картина – это художественный образ.

Икона -  это святой образ.

Рабочая тетрадь с.57 № 3  учебник с.52-53

Отличие иконы от картины – это соблюдение канона.

Канон – система правил создания изображений. 

В канон входят правила о технике написания икон:

-пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под одеждой),

-овал лица удлиняется,

-лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими;

Прочитать  с.54  2-й  абзац лицо и глаза на иконе

Самостоятельная работа на карточках.

Давайте рассмотрим несколько изображений Богородицы, поскольку именно  она является покровительницей, заступницей и иконы с изображением Богородицы больше всего почитали на Руси.

_________________________________________________________

1http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/177/103177860_large_f_kazanskayaikonabojieymateri_roshchinaegorova_oksana_1283878986.jpg.  2.Новое изображение  3http://img-fotki.yandex.ru/get/9805/96386024.356/0_119745_a93bae6c_XXL.jpg 4. http://www.mos-ikona.ru/database/958452840.jpg  5.  http://opisanie-kartin.com/uploads4/image030.jpg

   Выпишите номера икон__________________________________

   Выпишите номера картин________________________________

Работа в парах. Найдите отличие иконы от картины.

вопросы

картина

икона

1.Какова главная задача?

1.Может быть любая.

2.Показать мир души святого.

1.Может быть любая.

2.Показать мир души святого.

2. Как показан свет?

1.Падает на человека, образуя тень.

2.Проступает через фигуру святого.

1.Падает на человека, образуя тень.

2.Проступает через фигуру святого.

3. Каким бывает фон?

1.Золотой фон - символ божественного света.

2.Фон может быть любого цвета.

1.Золотой фон - символ божественного света.

2.Фон может быть любого цвета.

4. Нимб - золотой круг вокруг головы.

1.Есть. Это знак  вечности и Божией благодати.

2.Нет.

1.Есть. Это знак  вечности и Божией благодати.

2.Нет.

5. Задний план и линия горизонта.

1.Есть.

2.Отсутствуют.

1.Есть.

2.Отсутствуют.

Икона приглашает людей к молитве, а, главное, - к подражанию жизни святых. То есть - к такой жизни, в которой главное не  эгоизм, а любовь.

Однако, в истории нашей страны, было - смутное время – это революция 1917 г., когда  разрушались храмы, монастыри, сбрасывали колокола, сжигали иконы.

Многие иконы из Храмов прихожане забирали домой. Но  и дома поставить икону на видном месте было опасно. Советская власть объявила в стране борьбу с религией.

Посмотрим фрагмент мультфильма Свет неугасимый. Иверская икона Божьей матери.

7.Проектно-исследовательская деятельность «Судьба иконы Деисус».

Подведение итогов.

Закрепление.    

 

-Сегодня мы говорили с вами об иконе. Икона – это светлый и чистый мир, прикосновение к которому дает человеку ощущение надежности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного.

-Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?  (Они молятся изображениям святых  на иконе).

- Когда люди обращаются к иконе, молятся перед ней? (К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда предстоит сделать трудный жизненный выбор).

- Что чувствует человек, помолившись перед иконой? ( На сердце становится легче, она дает нам силы)

Д/з в р.т творчекая работа вклеить и рассказать об этой иконе.

Рефлексия на слайде.

Выберите и продолжите любое предложение….

  • Сегодня на уроке  я:
  • -познакомился…
  • -было интересно узнать…
  • -больше всего понравилось…
  • -этот урок дал мне для жизни…

Итог

 Сегодня мы заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона.

 Притча:

-На стене в музее  висели картины  и икона.

Картины говорили:

И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения.      Ну,  просто черный квадрат! 
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою мудрость  и таинственность. Однако, сама  икона была очень огорчена. Но совсем не этими пересудами в свой адрес.  А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.        

Сделайте вывод и продолжите притчу….

Иконы созданы, чтобы на них не смотрели, а молились!

Сегодня мы заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона.

Первая группа  -

Икона «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его дружину на бой с татаро-монголами»

и картина А.Д. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского».

 Вторая группа –

Икона А. Рублева «Святой  апостол Павел»,

15 век  и картина Эль Греко «Апостол Павел.

Третья группа –

Икона « Тайная вечеря»,15 век и картина С.А.Живаго « Тайная вечеря».

Блиц опрос.

-Первый слой иконы на деревянном полотне?

-Человек, пишущий иконы?

-Краски, приготовленные на основе сухих трав и  яичного желтка?

-Накладное украшение иконы?

-Нимб – это ?

Задание 1.Разгадай кроссворд.

1.Священная книга христиан?

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди?

3.Как называется обращение к Богу?

1

2

3

4

5

4.Книги, написанные апостолами?

5.Место в храме, куда нет общего доступа?

________________________________________________________________

    2. Составить синквейн.

                                                                Икона

(2 прилагательных)________________________________

(3 глагола)    ___________________________________

(предложение)______________________________________

(как по-другому назвать икону?)________________________________

Задание 3. Запиши. Какие чудеса творят иконы?

                                         Чудеса   икон

__________________________________________________________________________________

Задание 4.      Выпишите номера икон___________________  

                        Выпишите номера картин_________________

1http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/177/103177860_large_f_kazanskayaikonabojieymateri_roshchinaegorova_oksana_1283878986.jpg.  2.Новое изображение  3http://img-fotki.yandex.ru/get/9805/96386024.356/0_119745_a93bae6c_XXL.jpg 4. http://www.mos-ikona.ru/database/958452840.jpg  5.  http://opisanie-kartin.com/uploads4/image030.jpg

Задание 4.  Работа в парах. Найдите отличие иконы от картины.

вопросы

картина

икона

1.Какова главная задача?

1.Может быть любая.

2.Показать мир души святого.

1.Может быть любая.

2.Показать мир души святого.

2. Как показан свет?

1.Падает на человека, образуя тень.

2.Проступает через фигуру святого.

1.Падает на человека, образуя тень.

2.Проступает через фигуру святого.

3. Каким бывает фон?

1.Золотой фон - символ божественного света.

2.Фон может быть любого цвета.

1.Золотой фон - символ божественного света.

2.Фон может быть любого цвета.

4. Нимб - золотой круг вокруг головы.

1.Есть. Это знак  вечности и Божией благодати.

2.Нет.

1.Есть. Это знак  вечности и Божией благодати.

2.Нет.

5. Задний план и линия горизонта.

1.Есть.

2.Отсутствуют.

1.Есть.

2.Отсутствуют.

Задание 4.  Работа в парах. Найдите отличие иконы от картины.

вопросы

картина

икона

1.Какова главная задача?

1.Может быть любая.

2.Показать мир души святого.

1.Может быть любая.

2.Показать мир души святого.

2. Как показан свет?

1.Падает на человека, образуя тень.

2.Проступает через фигуру святого.

1.Падает на человека, образуя тень.

2.Проступает через фигуру святого.

3. Каким бывает фон?

1.Золотой фон - символ божественного света.

2.Фон может быть любого цвета.

1.Золотой фон - символ божественного света.

2.Фон может быть любого цвета.

4. Нимб - золотой круг вокруг головы.

1.Есть. Это знак  вечности и Божией благодати.

2.Нет.

1.Есть. Это знак  вечности и Божией благодати.

2.Нет.

5. Задний план и линия горизонта.

1.Есть.

2.Отсутствуют.

1.Есть.

2.Отсутствуют.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/177/103177860_large_f_kazanskayaikonabojieymateri_roshchinaegorova_oksana_1283878986.jpg

Новое изображение

http://img-fotki.yandex.ru/get/9805/96386024.356/0_119745_a93bae6c_XXL.jpg

http://www.mos-ikona.ru/database/958452840.jpg

http://opisanie-kartin.com/uploads4/image030.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проведению урока в 1 классе по теме:"Увеличить на - уменьшить на".

Наглядный материал к проведению урока математики в 1 классе....

Материал к проведению урока Мира

Рекомендации к проведению урока Мира, целью которого является:  1) Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;·     ...

Материал к проведению урока Мира

Рекомендации к проведению урока Мира, целью которого является:  1) Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;·     ...

Наглядный материал для проведения урока на тему "День Святого Валентина" в начальной школе

Раздаточные материалы, на основе которых можно построить урок английского языка в начальной школе...

Методический материал для проведения урока обучения грамоте в рамках дистанционного обучения по теме "Гласные звуки и буквы"

Материал  для изучения темы "Гласные звуки и буквы" (по предмету Обучение грамоте , 1 класс,) подобран так, что обучающиеся, исходя из поставленных перед ними проблемных ситуаций изучаю...

Методический материал для проведения урока технологии в 4 классе. Тема урока: «Подснежник».

Презентация содержит пошаговую инструкцию по изготовлению работы....

Материал для проведения урока во 2 классе на тему "Приставка как часть слова"

Урок составлен в технологии критического мышления....