Урок ОМРК 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предмет ОРКСЭ. Модуль "Основы Мировых Религиозных культур" . Технологическая карта урока в 4 классе, по учебнику Беглова А.Л., Саплиной Е.В. Тема урока "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_omrk.docx | 50.01 КБ |
Презентация к уроку | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Краснодонская основная общеобразовательная школа
Волгодонского района Ростовской области
Конкурс методических материалов «Педагогическая идея»
Технологическая карта
Урок ОМРК
Учитель начальных классов Лузина Ирина Александровна
февраль 2020г.
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики 4 класс
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: «Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях»
Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений.
Цель урока: дать представление об отношении к семье традиционных религий; показать значение семьи в жизни каждого гражданина.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях;
умение объективно оценивать себя и других.
Развивающие:
- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации;
- развивать познавательный интерес к предмету;
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к семье;
- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;
- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».
Ресурсы:
Компьютер, проектор, презентация, учебник Беглова А.Л., Саплиной Е.В. «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь Ожегова С.И., Ушакова Д.Н., раздаточный материал для работы в парах, в группах, цветы для рефлексии.
Технологическая карта урока
Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, универсальные учебные действия |
Задача: создать внутреннюю потребность включения в учебный процесс | - Добрый день! Ну а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт нам удачу. Звучит «Гимн Семье» (Приложение №1) (Дети сидят по группам) | Психологический настрой к учебной деятельности Учащиеся слушают гимн | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Задача: организация деятельности по определению темы, цели урока. | Повторение материала. - Ребята, вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на наших уроках? - Какие качества вам бы хотелось видеть в человеке, людях живущих рядом с вами? Почему? - Ребята, перед вами лежат конверты. В каждом из них задание: собери загадку и отгадай отгадку. Загадка для 1 группы «Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) Загадка для 2 группы «Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна» (семья) - Как вы понимаете, что такое семья? - Для чего люди создают семью? - Послушайте стихотворение: Как появилось слово «семья»? «Когда - то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: -Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила: "Я". Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос, подруга моя..? - «Я, я, я» - Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья». -Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». - Как вы думаете почему? Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.
- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. Прочитайте толкование данного слова в словаре: 1 группа Словарь Ожегова С.И.: 2 группа Словарь Ушаков Д.Н.: (Приложение №2, слайд 4) - Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами. А самое главное – они родные друг другу. «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. -Это связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. (Приложение №2, слайд 5) | Ответы учащихся. (Любовь, доброта, милосердие.) Выполнение задания Работа в группе Отгадываю загадки Высказывают свои предположения без научного объяснения. Повторим правила работы в группе:
| Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: обоснование своего суждения. Личностные: уважительное отношение к мнению одноклассника. Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, планировать работу. Познавательные: извлечение из памяти сохранённой информации, устанавливать причинно-следственные связи. |
Задачи: сформулировать и согласовать цель урока, определить средства достижения результата. | - Чтобы понять тему нашего урока послушайте древнюю легенду: «Когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети». Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Итак, какая же тема урока? (Семья.). - Какие цели мы поставим на уроке? Что же такое семья? Какое определение вы могли бы дать этому понятию «семья»? И сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. Послушайте притчу, которую вам расскажет Данил. Подберите слова, характеризующие счастливую, на ваш взгляд, семью. Посмотрите мы все разные, но все хотим жить в счастливых семьях. На чём основывается счастливая семья? Какие нравственные ценности способны укрепить её? (Приложение №2, слайд 6) Дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая | Учащиеся высказывают свои предположения. Ученик рассказывает притчу «Как появилась дружная семья». Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) Ответы детей | Познавательные: анализ текста, извлечение необходимой информации, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательной задачи. |
Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает о добре и зле. | (Приложение №3) У вас на партах лежат лепестки. Мы сейчас должны с вами составить на магнитной доске ромашку. Есть только сердцевинка, а лепестков нет. Давайте вместе назовём семейные качества. (Учитель организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта) Дети называют качества и пишут их на лепестках, потом выходят, и прикрепляет лепестки с названием качеств к ромашке. А теперь давайте попробуем на основании этих качеств составить, какие правила должны быть в семье? Давайте посмотрим, на чём держатся лепестки? К чему они крепятся? - Что же символизирует сердцевинка? Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? (Она разрушится) (Приложение №2, слайд 7) Это символ прочной, крепкой и большой семьи. - Ромашка считается символом семьи. (Приложение №2, слайд 8) В России с 2008 года 8 июля – отмечается праздник «День Семьи, Любви и Верности». В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. (Приложение №2, слайд 9) Они были мужем и женой. Эта супружеская чета княжила в городе Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни. - Ребята, я была в этом городе и в этом храме, видела, где хранятся мощи святой пары. А также видела памятник этой супружеской паре. И у меня остались впечатления на всю жизнь. (Приложение №2, слайд 10) - О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке? - Как вы считаете, одинаково ли религии относятся к семье? - Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах? Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить и доказать. Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье? (Приложение №2, слайд 11-12) -Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно самостоятельно поработать с учебником стр. 103-104 Каждая группа представляет религиозную культуру. На листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой работает ваша группа. И заполнить таблицу (см.Приложение № 4) | Дети записывают качества: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба. 1.Уважайте мнение всех членов семьи. 2.Старайтесь понять каждого и если надо простить. 3.Никогда не смейтесь над кем-то. 4.Уважайте родственников. 5.Почитайте родителей, и т. д. Ответы детей. Дети в каждой группе распределяют роли Работа в группах. (Учебник стр. 103-104): Найти в учебнике ответ на вопрос – Как должны жить люди в христианском браке? – Какое значение имеет брак в иудаизме? – Какое значение имеет брак в исламе? – Какое значение имеет брак в буддизме? | Познавательные работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать. Регулятивные: развивать навыки анализа текста, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат. Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, умение предлагать помощь. готовность слушать собеседника, вести диалог, работать в группах, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Личностные: формировать отношение к семье как значимой ценности. |
Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний о семье, об отношении основных мировых религий к понятию «семья», развития умений находить ответы на проблемные вопросы; определение основных семейных ценностей. | - Учитель обобщает высказывания детей: Иудаизм: В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой. Христианство: Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Семья – это школа любви. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Буддизм: В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах. Ислам: Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство –это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. - Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? - Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? | Ответы детей. Семья – это величайшая ценность. Почитание родителей, уважительное к ним отношение, забота о детях. | Познавательные работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать. Регулятивные: развивать навыки анализа текста, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат. Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, умение предлагать помощь. готовность слушать собеседника, вести диалог, работать в группах, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Личностные: формировать отношение к семье как значимой ценности. |
| Организация подводящего диалога. Учитель организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта. Сейчас я каждой группе раздам по 2 карточки. Вы должны будете вписать, т.е. закончить высказывание. - Содержание карточки: 1.В Христианстве семья - это школа…. (любви) 2.Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым) 3.В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни) 4.В иудаизме брак и рождение детей считается выполнением одной из… (главнейших заповедей). | Дописывают слова (любви, неженатым, жизни, главнейших заповедей). Идёт обсуждение в группах с последующим озвучиванием. | Личностные: воспитание доброжелательности Познавательные: расширение представления детей о семье Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении |
Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельностью. | Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира? Какую семью можно назвать дружной, счастливой? (Приложение №2, слайд 13-16) Организует рефлексию. «Букет настроения» –Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Давайте цветочки соберем в одну большую, крепкую семью. Возьмите ромашки, которые лежат на вашем столе, давайте соберём их в букет. Пусть наша школьная семья будет такой же дружной, крепкой. Чтобы было понимание, уважение, взаимовыручка и конечно любовь. (Приложение №2, слайд 17) А ваша семья пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна. (Приложение №2, слайд 18) | Учащиеся делают вывод. Ответы детей. | Регулятивные: самооценка |
8. Домашнее задание. | Домашнее задание: - Расскажите о своей семье. Составьте устно небольшой рассказ о своей семье. - Подберите пословицы народов России о семейных ценностях. - А закончить наш урок я хочу вот такими строками: Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! Спасибо за урок! (Приложение №2, слайд 19) | Высказывание детей. | Познавательные: работа с информацией. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях
Семья в православии и исламе
Определение семьи Семья –группа, основанная на кровном родстве, любви и ответственности. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе .
Особенности семьи Радость от любви и общения друг с другом. Все члены семьи любят друг друга. В семье царит дух уважения, доброты.
Обязанности членов семьи Мужчина, муж, отец – глава семьи, ее защитник. Заботится о своей жене и детях. Жена уважает, почитает мужа, боится оскорбить неправильным поступком, дабы не внести разъединения. Мужчина — кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым. Женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях.
Семейные традиции почитание старших; забота о младших; любовь к ближнему; помощь и поддержка друг другу; приобщение к труду. «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших». Пророк Мухаммад
Город Муром, памятник Петру и Февронии
Семья является основой жизни и в православии, и в исламе
Моя семья
Дружная, любящая, веселая, заботливая.
Понимание, любовь, уважение, забота, согласие, выручка.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, помогаем, прощаем, терпим, любим.
Поддержка, уважение, взаимопомощь, честность, доброжелательность.
Согласную семью и горе не берет. Семья в куче – не страшна и туча. На что клад, когда в семье лад .
Крепкая семья – сильная страна
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...
урок ОМРК "Широкая Масленица"
в архиве сценарий урока - праздника "Широкая Масленица", презентация...
Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре".
Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре"....
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...
- Мне нравится (1)