Конспект урока ОРКСЭ на тему: "В развитии добрых качеств - творение души"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока ОРКСЭ на тему: "В развитии добрых качеств - творение души"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 925.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.11.2019 ФИО учителя: Ходыкина Марина Юрьевна
Школа: МАОУ СОШ 152 ФИ студента: Столбова Валерия, Валеева Анастасия
Класс: 4-В ФИО методиста: Мухина Ирина Георгиевна
Кабинет: 219
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Тема: В развитии добрых качеств - творение души
Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека, духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Планируемые результаты
Предметные
знать: определение понятий «душа», «дух», «духовность»;
уметь: различать понятия «душа» и «дух», «духовность» и «нравственность»;
Личностные: иметь представление о духовно-нравственных качествах, системе духовных ценностей; проявлять чувства сопереживания.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Шемшурина А.И. 4 кл. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник. – М: Просвещение, 2017. – 159 с.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: монолог учителя Наглядный: презентация | 1 мин | Парная форма работы Приветствие -Здравствуйте, ребята. Нас зовут Валерия Александровна и Анастасия Николаевна. Мы сегодня проведем у вас урок ОРКСЭ. Мы считаем, что каждый урок должен начинаться с улыбки. Поэтому подарите свои улыбки нам и своему соседу по парте. Присаживайтесь. За активную работу на уроке будете получать ромашки. В конце урока определим самого активного в классе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: чтение стихотворения под музыку Наглядный: учебная презентация Словесный: обсуждение стихотворения | 2 мин | Фронтальная форма работы Чтение стихотворения. Подведение к теме (Звучит музыка Л.В.Бетховен «Лунная соната», в этот момент читается отрывок из стихотворения) -Послушайте стихотворение – приготовьтесь ответить на вопросы: 1)о чем идет речь в стихотворении? 2) что этими словами хотел сказать автор? Птице невозможно жить без крыльев Человеку – невозможно без души! Кто ни разу не мечтал о звёздах, Не поймёт, чем звёзды хороши. Человеку многое по силам! И не зря душа ему дана. Он способен стать счастливым! Он способен делать чудеса! Все свои тревоги и сомненья Человеку просто разрешить: Надо оставаться человеком! И в ладу с Душою своею жить! Когда душою человек живёт, Ему доступны чудеса любые! Он свет души другим несёт И с ним становится Светлее в этом мире! (Маргарита Дементьевна) -О чем же идет речь в произведении? -Что хотел сказать автор этих слов? |
Слушают стихотворение. Готовятся отвечать на вопросы. -О душе человека -Внутри у человека есть душа. | П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; | |
III. Постановка учебной задачи Практический: составление фразеологизмов Словесный: объяснение значения фразеологизмов Наглядный: учебная презентация | 4 мин | -На слайде написаны слова. Составьте фразеологизмы из этих слов. -Вспомним, что такое фразеологизмы? 1. Душа пятки в ушла. 2. Душе на скребут кошки. 3. Душа душу в. 4. Камень души с свалился. -Расскажите, как вы понимаете эти фразеологизмы. -Какова тема урока? Какие цели поставим? -Как вы понимаете слова «В развитии добрых качеств – творение души»? | Фразеологизм – это устойчивое выражение.
- В развитии добрых качеств - творение души -узнать, что такое «душа»; -узнать, какая бывает душа. -Если человек будет развивать в себе только положительные качества, то в и будет изменяться его душа, посыл к другим людям | Р: целеполагание К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания; | |
IV. Открытие нового знания Наглядный: демонстрация слайдов Практический: словарная работа; поиск определения Словесный: чтение определения понятия Практический: работа с учебником – поиск необходимой информации Словесный: постановка выводов Словесный: обсуждение вопросов учителя Практический: запись прилагательных на «ромашке» Словесный: чтение записанных прилагательных Наглядный: «ромашка» Словесный: обсуждение Практический: рисунок своей души Словесный: описание своей души, при необходимости – использование речевых опор | 2 мин 3 мин 5 мин | Фронтальная форма работы -Ребята, вот мы с вами все говорим и говорим про душу. А что же это вообще такое? -Для более точного определения, нам помогут словари. Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Словарная работа -Прочитай, пожалуйста, определения слова «душа». -Только посмотрите, сколько значений у слова «душа»! -Где ещё можно посмотреть определение? -Откройте учебники на стр.49 найдите определение слова «Душа» и прочитайте его. -Что нужно делать, чтобы душа была в порядке? -Чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее, совершать благие поступки. У каждого человека есть видимое тело, и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе. -Кто-то думает, что душа находится в пятках, в сердце, в теле или даже в голове. А где живет ваша душа? Групповая форма работы -Вспомним правила работы в группе. -Разделитесь на группы по 4 человека. -С помощью прилагательных заполните все лепестки ромашки и опишите, какая может быть душа у человека. Старайтесь не повторяться. -Отлично, все ромашки дошли до меня. Давайте узнаем, какая же должна быть душа, по вашему мнению. -Какие качества вы бы взяли для своей души? Почему? -Вы большие молодцы, я надеюсь, что у каждого именно такая душа: открытая, добрая, отзывчивая. -А сейчас попробуйте заглянуть в свою душу и представить, какая она. Придумайте небольшой рассказ про свою душу. Пример речевых опор на слайде – если хотите, можете ими воспользоваться. «Когда мне грустно…» «Когда я радуюсь…» «Мне на душе тяжело, когда…» «От всей души я …» «Моя душа поет, когда…» И т.д. -Кто готов поделиться рисунком своей души и рассказать о ней? | Ответы детей -Душа – 1.Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3. В религиозных представлениях: нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. -В учебнике - Душа – это суть человека, его внутренний мир. -Делать добрые поступки, позитивно мыслить и т.д. Ответы детей Записывают прилагательные на ромашке. У каждого ряда ромашка, на лепестках которой они их записывают. Например: отзывчивая, трусливая, огромная, открытая, жестокая, завистливая, добрая. Ответы нескольких детей . Составляют рассказ. Озвучивают свой рассказ про душу. Напр.: Моя душа светлая и добрая. Когда мне грустно, моя душа тоскует. Тогда я занимаюсь своим любимым увлечением: читаю книги, рисую или танцую. Когда я радуюсь – моя душа поет. Когда я вижу бездомных животных или людей без определенного места жительства – мне становится тяжело на душе. | Р: поиск информации в предложенных источниках; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: формулирование собственного мнения и позиции; П: выявление существенного К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; К: использование монологического высказывания; | |
Динамическая пауза. | 1 мин | -Ребята, сейчас мы немного разомнемся | |||
V. Первичное закрепление во внешней речи Наглядный: презентация Словесный: беседа Практический: работа в тетради | 5 мин | Фронтальная работа На слайде фразы: душа поёт, душа болит Как вы понимаете выражение «душа поет»? Как вы понимаете выражение «душа болит»? Как вы думаете, как связаны понятия душа и духовность? Найдите в тексте на с.49.Прочитайте. Человек душевный, т.е. с душой - это добрый человек. А что значит бездушный человек? Как вы понимаете выражение «близкие по духу»? (с.51) А что же такое духовность? Записываем это понятие в свою тетрадь. Духовность – это то, что скрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно. Такая душа вбирает в себя все доброе. | -Когда все здоровы, когда смог не солгать, т.е пересилил себя, очень хотелось, когда не пожадничал; -Когда уехал в командировку папа, когда заболела мама, когда злюсь, когда поступаю неправильно Записываем определения Неспособный к какому-либо чувству, бессердечный; Получается, что близкие по духу люди близки по своему внутреннему миру Духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни. | П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен); Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; К:формулирование собственного мнения и позиции; | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: работа со словами Словесный: ответы на вопросы | 4 мин | Индивидуальная работа На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, полнеть, любить, расти. Выберите из данных слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки. Если трудно одному, можете работать в паре. Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Как вы думаете, душа, как и тело растет до определённого возраста? Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. – Ребята, благодаря чему растет наша душа? | Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения. Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти. Тело: мерзнуть, питаться, полнеть, расти. Тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; П: анализ объектов с выделением существен-х признаков; К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной; П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; | |
VII. Включение в систему знаний Словесный:инсценировнаие сказки | 5 мин | Чтение сказки по ролям. 2 ученика разыгрывают, остальные внимательно смотрят и слушают. В конце сказки будут вопросы. «Где находится душа?»(Приложение 1) Ответы на вопросы О чём говорится в сказке? Кто главные герои? Душа и тело-одно и то же? Как нужно ухаживать за душой? А что будет, если не ухаживать за своей душой? | Слушают и смотрят внимательно О душе Бабушка и внучка Нет,с телом мы рождаемся, а душа появляется в течении жизни Помогать людям,впускать в свое сердце В душе появится сорняк и душа не будет расти | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: подведение итогов, самоанализ | 2 мин | Чтение рассказа В.А.Сухомлинского (с.50). О том, что значит быть человеком поговорим на следующем уроке. Домашнее задание: найти изречение мыслителя о красоте души и записать его в тетрадь. Давайте посчитаем ромашки, и узнаем кто самый активный. Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок. | Читают рассказ Считают ромашки, записывают домашнее задание | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
«Где находится душа?» — Где находится душа? — спросила внучка бабушку. — Душа находится внутри каждого человека, там она растет и развивается — ответила она ей. — Как растёт? Как цветы в нашем саду? — Да, милая. — А душа и тело - это одно и то же? — Нет, милая. Когда человек рождается, тело у него есть в любом случае. А душа - это то, что хранится глубоко внутри. Это семя, которое ты должна прородить, за которым ты должна ухаживать. — А если не ухаживать за своей душой? — Тогда внутри этого человека поселяется сорняк. Он обвивает человека изнутри, не давая ему расти. — Бабушка, а как надо растить и развивать свою душу? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем. — Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за душой внутри тебя. — Поливать ее водой? — засмеялась девочка. — Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Душа умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. И тогда душа расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков. | «Где находится душа?» — Где находится душа? — спросила внучка бабушку. — Душа находится внутри каждого человека, там она растет и развивается — ответила она ей. — Как растёт? Как цветы в нашем саду? — Да, милая. — А душа и тело - это одно и то же? — Нет, милая. Когда человек рождается, тело у него есть в любом случае. А душа - это то, что хранится глубоко внутри. Это семя, которое ты должна прородить, за которым ты должна ухаживать. — А если не ухаживать за своей душой? — Тогда внутри этого человека поселяется сорняк. Он обвивает человека изнутри, не давая ему расти. —Бабушка, а как надо растить и развивать свою душу? Цветы поливаю водой,чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем. —Ты,внучка,правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за душой внутри тебя. — Поливать ее водой? — засмеялась девочка. — Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Душа умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. И тогда душа расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло".
Ознакомить с понятием добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас уча...
Конспект урока ОРКСЭ "В развитии добрых чувств - творение души" 4 класс
Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика", 4 класс, тема "В развитии добрых чувств - творение души", автор учебника Шемшурина А.И....
Конспект урока "В развитии добрых чувств- творение души"
Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...
Конспект урока по ОРКСЭ " В развитии добрых чувств- творение души", 4 класс
Цели деятельности учителя: Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-гот...
Конспект урока по теме: «В развитии добрых чувств - творение души» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...
Конспект урока ОРКСЭ по теме «Человек рождён для добра».
Тема. Человек рождён для добра.Цель: Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.Задачи:- образовательные: - помочь осмыслить понятия «...
В развитии добрых чувств – творение души
ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...