Гостеприимство как традиция народа.
план-конспект урока по орксэ (3 класс)
Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gostepriimstvo_kak_traditsiya_naroda.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гостеприимство как традиция народа.
Цель урока: Ознакомление учеников с понятием «гостеприимство», конкретизацией полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты.
Задачи урока:
Личностные: Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения.
Метапредметные: Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
Предметные: Формировать знания о правилах хорошего тона гостеприимного хозяина. Познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями.
Оборудование: презентация, аудиозапись по теме, иллюстрации картин, раздаточный материал.
Сценарий урока.
Организационный момент.
Учитель: Добрый день. Мы рады приветствовать наших гостей.
Ребята, чтобы определить цель нашего урока, мы прочитаем высказывания знаменитых людей разных стран мира (на партах заранее подготовлен раздаточный материал).
(Дети зачитывают)
Гостеприимство – качество, которое складывается из первобытной простоты и античного величия. Сара Бернар
Нельзя обижать гостя. Юлий Цезарь
Проявляя гостеприимство, не делайте этого только на словах; пусть ваши сердца преисполнятся радушием и любовью ко всем, с кем пересекутся ваши пути. Абдул-Баха
Учитель: Какова цель нашего урока?
(Предполагаемые ответы: О гостеприимстве. Гостеприимство как традиция народа.) (Слайд2)
- А вы любите ходить в гости?
- Любите ли вы принимать гостей?
- Кого вы приглашаете в гости?
Наш русский народ всегда славился гостеприимством. Давайте зачитаем народные традиции. (Приложение 1)
Не просто принимать гостей в своем доме. Иногда бывают и неприятности.
Вот какие шуточные советы дает поэт Самуил Маршак во избежание неприятностей.
Будь вежлив с каждым воробьем,
Не будь заносчив с муравьем,
А в обществе курином
Не замыкайся о своем
Пристрастии к перинам.
Когда навстречу бык идет,
Давай свернем с дороги,
Поскольку он – рогатый скот,
А мы с тобой - безроги.
Какие уроки вы извлекли для себя из шуточных советов поэта? (Дети: самое главное – быть вежливыми всегда и со всеми.)
Учитель: Доброму делу можно учиться на ошибках других. Поэтому мы с вами понаблюдаем один «прием гостей» и проанализируем, в чем были допущены ошибки общения. Перед вами сказка Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом».
(Чтение эпизода из пьесы или просмотр мультфильма)
Какую же главную ошибку допустила кошка? (Дети: она забыла о правилах гостеприимства)
Истоки гостеприимства заложены в ветхозаветной и евангельской историях. (Слайд4)
Посмотрите внимательно на картину К. П. Брюллова и скажите, о ком пойдет речь? (Дети: об Аврааме)
Учитель: спустя долгое время после Ноя, жил такой же благочестивый человек. Его звали Авраамом. Он старался делать добро, чтобы благодарить Бога за Его милосердие. Но благочестивый и богобоязненный Авраам жил между людьми нечестивыми и злыми. Вот однажды явился ему Милосердный Бог и сказал: «Послушай, мой возлюбленный Авраам, уйди с земли, на которой ты теперь живешь. Я отведу тебя на большую, прекрасную землю, которую отдам твоим детям. Из твоих потомков образуется большой народ. И в этом народе родится обещанный Адаму и Еве Спаситель, через которого все народы земные будут благословенны».
Авраам послушался и пошел на землю, которую указал ему Господь Бог. Эта земля называлась Ханааном. Там было хорошо. Авраам сейчас же сделал алтарь, или жертвенник, на котором можно было приносить Богу жертву, и начал рассказывать другим людям о Милосердном Боге, чтобы все люди знали, как добр Господь Бог. (выдержка из Библии для детей)
А сейчас мы узнаем, как Авраам принимал у себя в гостях трех странников. (Приложение 2)
Учитель: по своей старости Сарра сочла, что это невозможно, и потому рассмеялась. (Аврааму было 100 лет, а Сарре-90 лет.) Господь, который видит не только то, что делается за стенами, но и то, что делается в душе нашей, сказал Аврааму: «Почему Сарра смеется? Разве для Бога трудно дать дитя родителям и в старости?» Тут Сарра в испуге стала отказываться и говорила, что она не смеялась. Но Господь сказал ей: «Нет! Ты рассмеялась».
Радушному Аврааму жаль было расставаться со своими гостями, и он пошел провожать их.
Вскоре действительно у Авраама от Сары родился сын. Этого младенца назвали Исааком. Маленький Исаак рос и был так же добр и благочестив, как его отец. Но послушайте, что случилось!
Однажды Бог сказал Аврааму: «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в страну Мориа на гору, которую Я тебе укажу. Там ты должен принести Исаака в жертву». Удивительно, непостижимо, чего потребовал Бог!
Авраам сейчас же подумал: «Бог сказал это. Он хочет этого, и я должен исполнить Божью волю, а Господь может воскресить умерщвленного мною сына для исполнения Своего обещания о многочисленном потомстве и о будущем Спасителе всего мира». (Выдержка из Библии для детей)
Учитель: расскажите, как Авраам принимал незнакомых ему гостей?
Варианты ответов детей.
Учитель: так что же такое гостеприимство? (Работа со словарем.)
Дети зачитывают: Гостеприимство – радушное отношение к гостям, это готовность и желание принимать гостей, угощать их.
Как вы думаете, из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать».
Учитель: гостеприимство Авраама отражено на иконе 15 века «Троица» кисти великого русского иконописца Андрея Рублева. (Слайд) (На фоне представлены дом- палаты Авраама, дерево-дуб Мавританский - древо жизни, гора Мориа. Небесный свет струится от иконы. Три ангела, склонившись друг к другу, сидят рядом. Взгляды их устремлены в вечность. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. А на престоле посередине стоит чаша- символ Евхаристии. На столе нет еды, только чаша с головой тельца-символ будущей жертвы Христа.
Закрепление материала.
Учитель: ребята, а как же в наше время встречают гостей? (ответы детей).
Учитель: как и прежде, встречать гостя необходимо, как самого близкого человека.
Встречайте гостей не с лестью, а с честью гласит народная мудрость. Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев - самое главное при встрече гостей.
Наверняка все вы ходили в гости. А кто-то и приглашал гостей, давайте обсудим вместе, как это должно происходить. Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны правила поведения гостей и хозяев, используйте при ответах на мои вопросы. Ваша задача в нужный момент поднять руку и правильно применить вашу карточку так, чтобы всем стало понятно, как хозяин встретил гостей, а гость вел себя в гостях. Выберите те нормы и правила, которые общеприняты в обществе.
- Как правильно пригласить гостей? Можно по телефону, письменно или лично за несколько дней до торжества.
- Как встретить гостей? Встречаем гостей у дверей, приветливо, с улыбкой. Помогаем раздеться, провожаем в комнату и рассаживаем удобнее.
- Кто первым садится за стол? Первым за стол садится хозяин, т.к. его задача следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми. Угощаем всем, что есть на столе.
- Чем и как развлекаем гостей? Придумываем игры, конкурсы, сюрпризы. Можно завести разговор, в котором может принять участие каждый
- Как правильно себя вести при уходе гостей. В обязанности каждого хозяина входит проводить гостей до дверей и помочь одеться.
- Что нужно сделать, если вас пригласили в гости. Поблагодарить и готовиться к визиту, готовить подарки и продумать свой наряд.
- Когда надо прийти в гости? Прийти вовремя, приходить раньше или опаздывать – бестактно.
- Что необходимо при вручении подарка? Сказать несколько теплых слов.
- Как правильно вести себя за столом? Не следует садиться к столу, положа ногу на ногу, класть локти на стол, тянуться за едой через весь стол, выбирать лакомые кусочки. Не принято за столом громко разговаривать, а также разговаривать с полным ртом. Во время еды не следует громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке. Не есть ложкой то, что можно есть вилкой. Закончив еду, столовые приборы положить на тарелку, рот и руки вытереть салфеткой.
- Как правильно выходить из-за стола? Закончив есть, приборы кладут параллельно друг другу с правой стороны тарелки. Встав из-за стола, поблагодарите хозяев.
- Как правильно уходить из гостей? При уходе попрощаться с хозяевами, поблагодарить их за прекрасно проведенное время.
Учитель: судя по тому, как вы отвечаете, вы у нас воспитанные и гостеприимные.
А сейчас мы с вами посмотрим прием гостей, описанный в Евангелии. Проанализируем эту историю.
Просмотр видеофильма евангельской истории «Марфа и Мария»
Учитель: в тексте (Приложение 3) найдите слова, как ответил Иисус Христос Марфе. Как вы поняли эту историю? Объясните. («Блаженны те, кто слышит слово Божие и хранит его.»)
«Мария же выбрала лучшее дело, от которого не следует ее отвлекать». Тем самым Иисус Христос хотел сказать, что она напрасно хлопочет об угощении. Разве он нуждается в нем? Для Него нужно только, чтобы слушали и исполняли то, чему Он учит.) (Выдержка из Библии для детей)
А закончить наш урок мне хочется такими словами: Хозяин должен выполнять каждую просьбу гостя, а гость не должен просить ни о чём. Тогда не будет недовольства ни дома, ни в мире.
Домашнее задание. Прочитать сказку С. Маршака «Кошкин дом», найти пословицы и поговорки о встрече гостей. (Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почет - хозяину честь. Гостю первое место и красная ложка.)
Приложение 1.
Народные традиции.
Русские люди радушно встречают гостей. Украшают дом к их приходу. Хозяева готовят и подают самую лучшую пищу. Приветливо встречают званных на торжество и внимательно к ним относятся. В доме звучат песни, играют на гармони, баяне, мандолине, балалайках, танцуют и пляшут, рассказывают веселые истории.
Приложение 2.
Библия для детей.
«Однажды, в знойный день, Авраам сидел под сенью дуба, у входа в свой шатер. И видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать гостей. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать к себе, чтобы дать им отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.
Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам приказал омыть им ноги. Сам же подал хлеб, тут же приготовленный его женой Сарой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели.
Вы, кажется, хотите спросить – зачем надо мыть ноги гостям? А вот зачем, дети: в жаркую погоду странники шли пешком по накаленной от солнца дороге. Ноги покрыты пылью, ноют от жары и усталости. Как приятно, когда их омоют их чистой, холодной водой! Поэтому в южных странах первым долгом гостеприимства было омовение ног с дороги, чтобы гости немного отдохнули. А затем уже следовало угощение.
оказалось, что Авраам удостоился принять Самого Господа и двух странников.
Когда Авраам, стоя перед гостями, сам прислуживал им за столом, Господь сказал ему:
«Авраам, в следующем году Я приду к тебе, когда у Сары, жены твоей, будет сын». Авраам и Сарра были старые люди, и у них не было детей…»
Приложение 3.
Евангельская история.
Марфа и Мария.
Близ Иерусалима была небольшая деревня. Там жил один благочестивый человек по имени Лазарь с двумя своими сестрами Марфой и Мари ей.
Иисус Христос по дороге в Иерусалим зашел в деревню. Марфа пригласила Его зайти к ним. Иисус вошел в дом и стал учить. Мария села у ног Иисусовых и слушала Его. Марфа же хлопотала по хозяйству, готовила обед. Гостеприимной Марфе все приходилось делать одной. Мария ей не помогала. Наконец Марфа не вытерпела и стала жаловаться Иисусу Христу на свою сестру: «Господи, разве Ты не видишь, что сестра моя оставила меня одну служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне». Христос отвечал ей: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (
Автор: Слепцова Саргылана Васильевна В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...
комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...
«Духовно-религиозные традиции народов России». Сценарий к Рождеству.
Цель: способствовать:расширению у детей знаний о празднике Рождества;знакомству с христианской культурой;воспитанию любви, доброты, справедливости; дать возможность ребятам раскрыть свои тв...
Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.
Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...
Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".
Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....
Презентация на тему“Национальные традиции гостеприимства у разных народов”
Презентация на тему“Национальные традициигостеприимства у разных народов&rdquo...
Презентация к уроку "Гостеприимство как традиция народа".
Ознакомить учащихся с понятием "гостеприимство"....