«Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы»
план-конспект занятия по орксэ (2 класс)

Пилюкова Наталья Викторовна

На занятии раскрывается смысл понятий «добро» и «зло». У детей  формируется представление о нравственной ответственности человека за содеянное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_opk_2_klass_dobro_i_zlo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пилюкова Наталья Викторовна

Внеурочное занятие по ОПК во 2 классе

Тема: «Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы»

 

Цели:

Задачи:

Сформировать чёткое представление учащихся о понятии добра и зла, о возникновении зла в мире.

Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; познакомить с понятием «грех», формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное.

Воспитывать стремление делать добро, противостоять злу.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

-  Регулятивные УУД: формулировать тему и учебную задачу урока с помощью учителя, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.

- Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе.

- Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Планируемый результат

Предметные: получат представления о добре и зле, научатся применять их в различных жизненных ситуациях.

Оборудование

Мультимедиапроектор, интерактивная доска. Презентация. Карточки со словами.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Сегодня у нас несколько необычное занятие, потому что на нем присутствуют гости. Когда приходят гости, их всегда хочется чем-то порадовать. Ведь так? Надеюсь, что наших гостей вы порадуете отличными знаниями и прекрасной работой на занятии.

- Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнем наше занятие.

2.Актуализация знаний, формулирование темы и целей.

- Вспомните прошлые уроки и ответьте на вопрос: «Какой бывает мир?» (внешний, духовный и внутренний)

-А из чего складывается внутренний мир человека?

(чувства, эмоции, человеческие качества, характер, настроение, желания)

Наше занятие сегодня будет связано с внутренним миром человека, с его желаниями, настроением, мыслями и чувствами.

- Посмотрите на слайд (детям предлагается рассмотреть слайды с изображением героев известных сказок с добрым и явно выраженным злым выражением лица).

- Что можно сказать об этих героях?

(Одни - добрые, другие - злые)

- Предположите тему нашего занятия. (добро и зло)

- А какую учебную задачу мы поставим на занятии?

(разобраться, что такое добро и зло, каким лучше быть добрым или злым)  

 - Ребята, сегодня на занятии мы выясним, что такое добро и зло, разберемся, откуда появилось зло, что такое грех, к чему должны стремиться люди.

3. Вводная беседа. Работа в группах

- Давайте попробуем разобраться, из чего складывается добро, а из чего зло.

- У вас на столах лежат карточки со словами, распределите их на две группы.

Нежность, зависть, предательство, забота, внимание, месть, жадность, верность, дружба, жестокость, мир, эгоизм, любовь, ненависть, трусость, война, сострадание, ласка.  

- Соблюдайте правила работы в группах.

В группе должен быть ответственный.

Один говорит, другие слушают.

Работать должен каждый на общий результат.

Если не понял, переспроси.

Свое несогласие высказывай вежливо.

(Зачитывают слова)

- Давайте прочитаем в словаре, что такое «добро» и «зло». (Ищут в словаре по группам)

4. Работа по учебнику.

- А как вы думаете, всегда ли на Земле было добро? А зло? А как оно появилось?

- Перед нами возникла проблема! Что делать? Где мы можем найти ответ на   интересующую нас проблему?

- Нужную информацию мы можем найти в нашем учебнике. Откройте учебник на стр. 29. Прочитаем текст с первого абзаца.

-  Что утверждает Библия, всегда ли было зло? (зло было не всегда)

- Какая причина зла? (грех)

- Что такое грех? (нарушение человеком Божьих заповедей)

- А знаете ли вы, какие есть Божьи заповеди?

- Что может происходить по вине грехов человека? (природные бедствия, например, ураганы, наводнение, землетрясения….)

 - Есть еще один неизвестный вам вопрос «Как возникло зло в мире природы и людей?». Об этом расскажет Анжела (заранее подготовленная, стр.30-33).

- Кто совершил первый грех? (Адам и Ева)

- Как они это сделали? (съели запретный плод, нарушили правила, заповеди)

- Кто убедил Еву съесть запретный плод? (Падший ангел - дьявол Денница)

- Грех первых людей называется первородным. Он изменил природу человека, страх и смерть вошли в мир, люди стали смертными. Однако душа остается бессмертной. Она может попасть в рай, или в ад. Ад – это место вечных мучений для грешников, то есть людей, которые отвергли Бога и Его заповеди.

- Всё зависит от человека. Он может сам спасти свою душу. Как вы думаете, как это можно сделать?

- Кто хочет в рай, тот молится и пытается восстановить общение с Богом.

- Вот так появилось зло на нашей Земле.

5. Просмотр притчи про двух волков.

- Добро и зло может находиться не только вокруг нас, но и внутри нас. В нашем внутреннем мире. Предлагаю вам посмотреть притчу про двух волков.

Видео

Старый индеец рассказал своему внуку:

 - Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

 Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- О каких волках идет речь? Как вы поняли эту причту?

- Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, будет нести добро – станет добрым.

- На эту притчу мы можем ответить словами другой притчи. «Всё в твоих руках!»

- Ребята, но не всегда мы бываем добры. Бывает такое, что в нас вселяются совсем недобрые мысли и поступки, мы начинаем злиться, обижаться, кричать, обзываться. А как же можно справиться с собой и заглушить свою злобу?

6. Физминутка

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

- Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.

- Что вы сейчас чувствуете?

7. Работа в группах.

- Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?

- Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

 - А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?

- Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.

- Можно ли заставить человека быть добрым?

- Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям.

Недавно я была свидетелем такой ситуации.

 - Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

- Садись уж, раз едешь.

- Спасибо, милок.

- И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

- Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

 Вывод:   Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

- Что делает человека добрым или злым? (соблюдение правил, справедливость, милосердие и т.д.)

- Что можете сделать вы, чтобы доброты стало больше? Обсудите в группах.

8.  Правила доброты.

помогать там, где нужна моя помощь;

понимать другого;

заботиться о близких;

выручать друзей из беды;

не ссориться;

улыбаться тем, с кем общаешься;

сочувствовать.

- Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

9. Рефлексия.

- Подведем итог занятия.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?

- Как вы думаете, сегодняшнее занятие важно для нас?

- У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. Подумайте, и определите цвет доброты. Прикрепите лучики к солнышку с пожеланиями своим одноклассникам и гостям.  Почему выбрали именно эти цвета?

- Я желаю вам быть всегда добрыми, чтобы вас окружала только доброта.

- В заключении вам совет.

(читает ученик)

Давайте  поклоняться  доброте!  

Давайте  с  думой жить  о  доброте.                                                                                    

Вся  в  голубой  и  звёздной  красоте

Земля  добра:  она  дарит  нас  хлебом,          

Живой  водой  и  деревом  в  цвету.  

Под  этим  вечно  неспокойным  небом          

Давайте  воевать  за  доброту.

- Всем спасибо за занятие, за хорошую работу! До свидания!

война

мир

жестокость

внимание месть жадность верность дружба ложь   радость

эгоизм любовь ненависть трусость лень сострадание ласка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...

Презентация к игре по станциям "В мире природы" (ст. "Неживая природа")

Задание 1. Угадай явление по звуку (прибой, гроза, дождь)Задание 2. Отгадай загадку (град, гора, туча, радуга, море, туман)Задание 3. Третий лишний (вода - вещество, остальное -  явления)...

Рабство - феномен человеческого общества.

Данная презентация раскрывает тему рабства как системы общественных отношении на протяжении многих веков существования человеческого общества. История возникновения рабства, его развития и отмена. Раб...

Конспект урока окружающего мира «Происхождение человеческого общества» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом.Планируемые результаты:Предметные:Знать, что человек – часть природы и ...

технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование представления учащихся о природе как ...