Рабочая программа по ОРЭКС. 4 класс. ФГОС
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от « » сентября 2017 г. | Утверждена Приказом № -ОД от « » сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ – ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
4 КЛАСС
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
ОРКСЭ, автор А.Я.Данилюк
Симчишиной Т.О., учителем начальных классов
г. Оха
2017 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской само идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.
Праздники календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов праздничного проекта. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божьем суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | ||
план | факт | |||||
Введение. 1 ч | ||||||
1 | 1.1 | Этика-наука о нравственной жизни человека | 04-08.09 | |||
Этика общения. 4 ч. | ||||||
2 | 2.1 | Добрым жить на белом свете веселей | 11-15.09 | |||
3 | 2.2 | Правила общения для всех | 18-22.09 | |||
4 | 2.3 | От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен | 25-29.09 | |||
5 | 2.4 | Каждый интересен | 02.10-06.10 | |||
Этикет. 4 ч. | ||||||
6 | 3.1 | Премудрости этикета | 09-13.10 | |||
7 | 3.2 | Красота этикета | 16-20.10 | |||
8 | 3.3 | Простые школьные и домашние правила этикета | 23-27.10 | |||
9 | 3.4 | Чистый ручеёк нашей речи | 07-10.11 | |||
Этика человеческих отношений. 4 ч. | ||||||
10 | 4.1 | В развитии добрых чувств – творение души | 13-17.11 | |||
11 | 4.2 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 20-24.11 | |||
12 | 4.3 | Чувство Родины | 27.11-01.12 | |||
13 | 4.4 | Жизнь протекает среди людей | 04-08.12 | |||
Этика отношений в коллективе. 4 ч. | ||||||
14 | 5.1 | Чтобы быть коллективом. | 11-15.12 | |||
15 | 5.2 | Коллектив начинается с меня | 18-22.12 | |||
16 | 5.3 | Мой класс – мои друзья | 25.12-12.01 | |||
17 | 5.4 | Скажи себе сам | 15-19.01 | |||
Простые нравственные истины. 4 ч. | ||||||
18 | 6.1 | Ежели душевны вы и к этике не глухи.. | 22-26.01 | |||
19 | 6.2 | Жизнь священна | 29.01-02.02 | |||
20 | 6.3 | Человек рождён для добра | 05-09.02 | |||
21 | 6.4 | Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим | 12-16.02 | |||
Душа обязана трудиться. 4 ч. | ||||||
22 | 7.1 | Следовать нравственной установке | 19-22.02 | |||
23 | 7.2 | Достойно жить среди людей | 26.02-02.03 | |||
24 | 7.3 | Уметь понять и простить | 05-09.03 | |||
25 | 7.4 | Простая этика поступков | 12-16.03 | |||
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 ч. | ||||||
26 | 8.1 | Общение и источники преодоления обид | 19-23.03 | |||
27 | 8.2 | Ростки нравственного опыта поведения | 02-06.04 | |||
28 | 8.3 | Доброте сопутствует терпение | 09-13.04 | |||
29 | 8.4 | Действия с приставкой «со» - вместе | 16-20.04 | |||
Судьба и Родина едины. 4 ч. | ||||||
30 | 9.1 | С чего начинается Родина… | 23-27.04 | |||
31 | 9.2 | В тебе рождается патриот и гражданин | 30.04-04.05 | |||
32 | 9.3 | Человек – чело века | 07-11.05 | |||
33 | 9.4 | Слово, обращённое к себе. | 14-18.05 | |||
Резерв. 1 ч. | ||||||
34 | Резерв | |||||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...
Рабочая программа "Технология" 2 класс ФГОС Школа России
Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами, календарно-тематическое планирование с деятельностью учащихся и УУД....