Рабочая программа по ОРЭКС. 4 класс. ФГОС
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Симчишина Татьяна Олеговна

Рабочая программа по ОРЭКС. 4 класс. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры  учителей

 Протокол № 1  

от «  »  сентября 2017 г.                                                                                    

Утверждена

Приказом  №     -ОД  

от «  » сентября 2017 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ – ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОДИН ГОД

4 КЛАСС

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

ОРКСЭ, автор  А.Я.Данилюк

Симчишиной Т.О., учителем начальных классов

г. Оха

2017 г.

I РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

 • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской само идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции  многонационального народа России;
  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.

Праздники  календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило  этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов праздничного проекта. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божьем суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь  уважение к Отечеству.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в разделе

Содержание

(раздел, тема урока)

Сроки проведения

Примечание

план

факт

Введение. 1 ч

1

1.1

Этика-наука о нравственной жизни человека

04-08.09

Этика общения. 4 ч.

2

2.1

Добрым жить на белом свете веселей

11-15.09

3

2.2

Правила общения для всех

18-22.09

4

2.3

От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен

25-29.09

5

2.4

Каждый интересен

02.10-06.10

Этикет. 4 ч.

6

3.1

Премудрости этикета

09-13.10

7

3.2

Красота этикета

16-20.10

8

3.3

Простые школьные и домашние правила этикета

23-27.10

9

3.4

Чистый ручеёк нашей речи

07-10.11

Этика человеческих отношений. 4 ч.

10

4.1

В развитии добрых чувств – творение души

13-17.11

11

4.2

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

20-24.11

12

4.3

Чувство Родины

27.11-01.12

13

4.4

Жизнь протекает среди людей

04-08.12

Этика отношений в коллективе. 4 ч.

14

5.1

Чтобы быть коллективом.

11-15.12

15

5.2

Коллектив начинается с меня

18-22.12

16

5.3

Мой класс – мои друзья

25.12-12.01

17

5.4

Скажи себе сам

15-19.01

Простые нравственные истины. 4 ч.

18

6.1

Ежели душевны вы и к этике не глухи..

22-26.01

19

6.2

Жизнь священна

29.01-02.02

20

6.3

Человек рождён для добра

05-09.02

21

6.4

Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим

12-16.02

Душа обязана трудиться. 4 ч.

22

7.1

Следовать нравственной установке

19-22.02

23

7.2

Достойно жить среди людей

26.02-02.03

24

7.3

Уметь понять и простить

05-09.03

25

7.4

Простая этика поступков

12-16.03

Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 ч.

26

8.1

Общение и источники преодоления обид

19-23.03

27

8.2

Ростки нравственного опыта поведения

02-06.04

28

8.3

Доброте сопутствует терпение

09-13.04

29

8.4

Действия с приставкой «со» - вместе

16-20.04

Судьба и Родина едины. 4 ч.

30

9.1

С чего начинается Родина…

23-27.04

31

9.2

В тебе рождается патриот и гражданин

30.04-04.05

32

9.3

Человек – чело века

07-11.05

33

9.4

Слово, обращённое к себе.

14-18.05

Резерв. 1 ч.

34

Резерв

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

рабочая программа технология 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...

Рабочая программа "Технология" 2 класс ФГОС Школа России

Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами, календарно-тематическое планирование с деятельностью учащихся и УУД....