Рабочая программа по основам светской этики 2 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10 2009 № 373 (ред. от 26.11 2010), в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-Ф.З.от 29.12.2012г.,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом Примерной основной образовательной программы НОО и авторской программы М.Т.Студеникина, с учетом Положения о рабочей программе, реализующей ФГОС второго поколения (приказ №65/6 от 331.08.2015), Основной образовательной программы НОО МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2018-2019 учебный год, требований к планируемым результатам начального общего образования. Программа ориентирована на использование учебника: «Основы светской этики» : учебник для 4-класса М.Т.Студеникин. М: издательство «Русское слово», 2012г, «Основы светской этики.»учебник для 5-го класса, М.Т.Студеникин, М:из-во»Русское слово»,2013г. имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.» ,утверждённый федеральным перечнем учебников (приказ №253 с последующими изменениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_svetskoy_etiki_4_klass.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10 2009 № 373 (ред. от 26.11 2010), в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-Ф.З.от 29.12.2012г.,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом Примерной основной образовательной программы НОО и авторской программы М.Т.Студеникина, с учетом Положения о рабочей программе, реализующей ФГОС второго поколения (приказ №65/6 от 331.08.2015), Основной образовательной программы НОО МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2018-2019 учебный год, требований к планируемым результатам начального общего образования. Программа ориентирована на использование учебника: «Основы светской этики» : учебник для 4-класса М.Т.Студеникин. М: издательство «Русское слово», 2012г, «Основы светской этики.»учебник для 5-го класса, М.Т.Студеникин, М:из-во»Русское слово»,2013г. имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.» ,утверждённый федеральным перечнем учебников (приказ №253 с последующими изменениями)
При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости) больничный лист, курсовая переподготовка, семинары.
В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездки на семинары уроки будет проводить другой учитель соответствующего профиля. в случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года, перенос каникулярных периодов в другое время.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2018 -2019 учебный год предмет «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 1 час в неделю в объёме 34 часов (34 учебные недели)
Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся третьего уровня. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный предмет ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного предмета ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
Задачи учебного предмета ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основного общего образования;
4.развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный предмет ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей по выбору родителей (законных представителей). В 4 классе выбран модуль «Основы светской этики»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
.
Содержание учебного предмета
№ темы | Тема | Количество часов |
Введение в предмет.. | 1 | |
Россия- родина моя. | 1 | |
Этика и этикет. | 1 | |
Вежливость. | 1 | |
Добро и зло. | 1 | |
Дружба и порядочность. | 1 | |
Честность и искренность. | 1 | |
Гордость и гордыня. | 1 | |
Обычаи и обряды русского народа. | 1 | |
Терпение и труд. | 1 | |
Семья. | 1 | |
Семейные традиции. | 1 | |
Сердце матери. | 1 | |
Правила твоей жизни. | 1 | |
Праздники народов России. | 1 | |
Защитники Отечества. | 1 | |
Гражданин России. | 1 | |
Порядочность | 1 |
19 | Совесть | 1 |
20 | Доверие и доверчивость | 1 |
21 | Милосердие и сострадание | 1 |
22 | Правда и ложь | 1 |
23 | Традиции воспитания | 1 |
24 | Честь и достоинство | 1 |
25 | Мужество | 1 |
26 | Равнодушие и жестокость | 1 |
27 | Самовоспитание | 1 |
28 | Учись учиться | 1 |
29 | Речевой этикет | 1 |
30 | Мои права и обязанности | 1 |
31 | Итоговое повторение | 3 |
Всего | 34 | |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Включение предмета«Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Мета предметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей;
Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Система оценивания:
. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Для учителя:
В.Н.Суслов «Этикет. Учусь правилам поведения . 1-4 класс.» Ростов-на-Дону «Легион»
2010.
М.Т. Студеникин; В.И.Добролюбова «Книга для учителя» к учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики. 4 класс»М : «Русское слово» 2013 г.
М.Т.Студеникин «Рабочая тетрадь. 4 класс» к учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики.» М: «Русское слово» 2015 г.
Для учащихся:
«Основы светской этики. 4 класс» М.Т.Студеникин , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М: « Русское слово» 201
«Основы светской этики.»5 класс.М.Т.Студеникин,учебное пособие для общеобразовательных учреждений.М.»Русское слово» 2013
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во часов | Дата по плану. | Дата по факту. | Содержание | Дидактические единицы стандарта | |
Введение в предмет. | 1 | 05.09.19 | Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. | Этика и её значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет.. | ||
Россия – Родина моя. | 1 | 12.09.19 | Понятия Родина. Древняя Русь Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина-Россия, её географическое положение, природа ,население Россия- многонациональное государство. Национальность и раса. Патриотизм. | Россия- наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Этикет. | ||
Этика и этикет. | 1 | 19.09.19 | _ | Понятие этика, мораль. Назначение этики, её категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Современные правила поведения, их характеристика. | Этика и её значение в жизни человека. Этикет. Нормы морали.. . | |
Вежливость. | 1 | 26.09.19 | Понятие вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значение. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. | Нормы морали. Этикет. | ||
Добро и зло.. | 1 | 03.10.19 | Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Благожелательность. Забота о родных и близких. Повседневные проявления доброты. | Что значит быть нравственным в наше время Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали Нормы морали Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. | ||
Дружба и порядочность. | 1 | 10.10.19 | Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. | Методика создания морального кодекса в школе. Этикет. | ||
Честность и искренность. . | 1 | 17.10.19 | Понятия честность и искренность. Значение выражений о честности. Что значит быть честным с самим собой , с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Искренность- составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. | Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные Методы нравственного самосовершенствования. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет. | ||
. | . | |||||
Гордость и гордыня | 1 | 24.10.19 | Понятие гордость. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. Понятие гордыня. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. | Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет. | ||
Обычаи и обряды русского народа | 1 | 07.11.19 | Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. | Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. | ||
Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. | ||||||
Терпение и труд | 1 | 14.11.19 | Значение слова терпение. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Что такое труд. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника. | Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет. | ||
Семья | 1 | 21.11.19 | Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. | Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет. | ||
Семейные традиции . | 1 | 28.11.19 | Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет. | ||
Сердце матери | 1 | 05.12.19 | Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – неразделимые понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. | Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы. Нормы морали. Этикет. | ||
Правила твоей жизни | 1 | 12.12.19 | Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. | Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет. | ||
. | Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. | |||||
Праздники народов России | 1 | 19.12.19 | Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, рождество, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники. | Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет. | ||
Защитники Отечества . | 1 | 26.12.19 | _ | 23 февраля – день защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XXв.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками вXVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. | Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Этикет. | |
Гражданин России. Порядочность | 1 | 16.01.20 23.01.20 | Права и обязанности гражданина России. Символы России. Нормы морали. | Конституция России- Основной закон. Патриотизм Порядочный человек. Цена порядочности. | ||
Совесть | 1 | 30.01.20 | Порядочность и совесть. Сострадание. Корысть и эгоизм. | Кодекс взаимоотношений учеников в классе. | ||
Доверие и доверчивость. | 1 | 06.02.20 | Доверие к себе. | Доверительность отношений. Наивная доверчивость. Телефоны доверия. | ||
Милосердие и сострадание | 1 | 13.02.20 | Милость и человеколюбие. | Противоположности милосердия. | ||
Правда и ложь. | 1 | 20.02.20 | Неправда, «святая ложь». | Полуправда, хитрость. | ||
Традиции воспитания. | 1 | 27.02.20 | Традиции предков. | Сословия. Воспитание мальчиков и девочек. | ||
Честь и достоинство. | 1 | 05.03.20 | Благородство. Репутация. | Честь семьи. «Честь мундира.» Честное слово. | ||
Терпимость и терпение. | 1 | 12.03.20 | Толерантность. | Терпимое отношение к людям. | ||
Мужество | 1 | 19.03.20 | Проявление мужества. | Пять добродетелей. Мужественный человек. | ||
Равнодушие и жестокость | 1 | 02.02.20 | Что такое равнодушие? В чём вред жестокости? | Сквернословие. Проявления жестокости. | ||
Самовоспитание. | 1 | 09.04.20 | Нравственные нормы. Самообразование. | Самооценка. Пять правил счастья. | ||
Учись учиться. | 1 | 16.04.20 | Учение. Приёмы. облегчающие учёбу. | Приёмы мнемоники. | ||
Речевой этикет | 1 | 23.04.20 | Общение с людьми. | Правила общения. День вежливости. | ||
Мои права и обязанности | 1 | 30.04.20 | Права и обязанности учащихся. | Устав школы | ||
Итоговое повторение. Этика и её значение в жизни человека. Государство и мораль гражданина. Любовь и уважение к Отечеству. | 3 | 07.05.20 14.05.20 21.05.20 | Основные знания и умения по этике и этикету | Этика и её значение в жизни человека. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Этикет. Любовь и уважение к Отечеству. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам светской этике
[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике" модуль "Основы светской этики". Модуль «Основы светской э...
Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...
материалы к рабочим тетрадям по основам светской этики
данные задания помогут разнообразить работу учителя на уроке...
Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.
Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...
Рабочая программа по основам светской этики
Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...
рабочая тетрадь по основам светской этике и религиозных культур 4 класс .Модуль "Основы светской Этики"
можно распечатать и использовать в своей работе или для учащихся...