Конспект по предмету ОПК "Смирение"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект по предмету ОПК "Смирение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opk_4kl.doc | 45.5 КБ |
rabochiy_list.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6
Тел. 8(496)542-93-09
УРОК
ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
«СМИРЕНИЕ»
Подготовила :
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Булатова Альбина Сергеевна
г. Сергиев Посад
2019 г.
Тема урока: "Смирение"
Цель: познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского; продолжить раскрытие смысла заповеди Божией о христианской добродетели смирения как проявлении глубокой веры в Бога; пробудить интерес к изучению истории России и истории православной культуры.
Задачи:
- обучающиеся - изучить сущность характеристики понятия "смирение", увидеть отражение христианской нормы в жизни святого Сергия Радонежского: служение своему народу, с такими моральными качествами как жертвенность, терпение, трудолюбие, сострадание.
- развивающие - умение работать самостоятельно и в паре с учебником, овладение навыками смыслового чтения текста.
- воспитательные - уважать иную точку зрения, формировать уважительное отношение к христианским ценностям.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма: мультимедийный урок
Основные понятия: смирение, монастырь, монах, Преподобный, Лавра, молитва, чудо, Святыня.
Средства: учебное пособие, иллюстрации, компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф: Ибо Господь дает мудрость;
Из уст Его – знание и разум.
Притч. 2, 6 (Слайд №1)
II. Повторение.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о святых князьях Борисе и Глебе. За какие добрые качества прославлены святые Борис и Глеб?
Ответы детей: (верность, кротость, любовь к Богу и ближнему).
III. Целеполагание:
Учитель: На этом уроке мы продолжим говорить о христианских добродетелях. О чём мы будем говорить сегодня попробуйте угадать, проанализировав, рассказанную мной притчу.
Шли два человека по дороге жизни, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста. Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел. И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему и упал в бездну...
Ученики называют качество "смирение" и определяют тему урока. Просит сделать вывод по притче (Смирение помогло одному человеку, а его отсутствие помешало другому человеку преодолеть пропасть) (Слайд № 2)
IV. Предъявление нового материала.
1) Учитель: Рассказывая о заповедях доброй жизни, Христос учил: « Блаженны (счастливы) смиренные духом, так как они станут наследниками Царства Небесного». (Слайд № 3)
Предлагаю Вам выполнить одно задание № 1 на своих рабочих листах, необходимо записать ассоциации к понятию "смирение". Давайте зачитаем их.
Какого же человека называли смиренным? (Ответы детей). Смиренный - человек, почитающий Бога и умеющий благодарить Его, скромный, мирный душой и примиряющий других, не превозносящийся над другими, но с любовью служащий каждому. (Слайд № 4)
Примером добродетели смирения для христиан является преподобный Сергий Радонежский. (Слайд №5) Преподобный - это святой монах. А кто такие монахи? (Ответы детей). Монахи - это одинокие люди, посвятившие себя Богу.
Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При крещении мальчик был назван Варфоломеем. (Слайд № 6)
Происходил преподобный Сергий из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где его отец состоял на службе у князя. (Слайд № 7)
В детстве больше всего на свете он хотел научиться читать Слово Божие. Но ему трудно давалась грамота. Родители огорчались, а учитель строго наказывал его. Мальчик усердно просил Бога помочь ему.
Как - то отец послал сына искать пропавших лошадей. Он долго бродил по полям и вдруг увидел старца. Тот стоял под деревом и молился. (Слайд № 8)
Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок?» Мальчик рассказал ему о своём желании. Старец помолился и сказал : С этого дня Бог просветит (научит) тебя и дарует знание грамоты». И случилось чудо: мальчик, открыв книгу, начал внятно читать.
Прошли годы. Отрок вырос, стал монахом с именем Сергий и посвятил себя служению Богу. (Слайд № 9, 10). Теперь вся Россия чтит его как святого преподобного Сергия Радонежского.(Слайд № 11)
Ребята, а как наш город связан с преподобным Сергием Радонежским? Преподобный Сергий основал монастырь, ставший со временем всемирно известной Троице-Сергиевой лаврой. (Слайд № 12). Называли Преподобного игуменом земли Русской, потому что вся Русь видела в нём своего наставника. (Слайд № 13). Как заботливый отец, учил Преподобный христиан смирению и стойкости, братской любви, мирил князей, прекращал раздоры людские. В то время на Русь нападали многие враги. С великой любовью и смирением учил Преподобный враждующих князей: «Любовью и единением спасёмся, братья!» (Слайд № 14)
Создав Лавру, он объединил князей в служении Отечеству, избавлении русской земли от врагов. Слово его было столь значимо, а молитвенная помощь столь велика, что князь Димитрий Донской приезжал за благословением к преподобному Сергию перед Куликовской битвой. Учил Преподобный князя молитвой к Богу побеждать страх перед врагами. (Слайд № 15)
Преподобный Сергий осенил крестным знамением воинство великого князя. Всё время, пока происходило сражение, он, собрав монахов, молился и просил Бога даровать победу православному воинству. Русское войско победило полчища Мамая на Куликовом поле. Летописцы писали, что не оружие, не мудрость человеческая, но Бог спас Россию.
2) Святые люди изучали любовь и доброту. Эти качества Бог вложил в человека как свой Образ. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Ребята, подумайте и скажите какую из добродеятелей, присущую Сергию Радонежскому, вы хотели приобрести для себя. (Слайд 16) А теперь в рабочем листе сделаем задание № 2, работать будете парами (заполняют "Древо добродеятелей")
3) Учитель: А что в вашем понимании "чудо"? Откройте учебник на стр. 82-83, прочитайте и ответьте на вопросы. Слайды 17, 18)
V. Закрепление нового материала:
Учите ль: А теперь разгадываем кроссворд. (Слайд № 19) (работа группами)
VI. Домашнее задание: подготовиться к выставке творческих работ.
VII. Итог урока:
1) Рефлексия Я предлагаю написать синквейн по теме "Преподобный Сергий Радонежский" в рабочем листе задание № 3. (Слайд № 20)
2) Учитель: Велика роль личности Сергия Радонежского в истории – удивительный святой, не будь которого, трудно себе представить, каким бы образом сложилась судьба нашего Отечества.
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело –
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
(Слайд № 21)
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Задание № 1. Запишите ассоциации к понятию "Смирение"
Задание № 2. "Дерево добра"
Задание № 3. Синквейн
1 имя существительное ______________________________________________
2 имя прилагательных ______________________________________________
3 глагола __________________________________________________________
1 предложение _____________________________________________________
__________________________________________________________________
1 основное понятие _________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет, признак предмета, действие предмета. Закрепление.
Урок подготовлен к проведению 12 апреля в День космонавтики....
Предмет, признак предмета, действие предмета
Урок дан для закрепления понятий на материале, посвященном Дню космонавтики....
«Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».
Урок русского языка во 2 классе на тему «Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».Цели урока: обобщить знания об имени существительном, имени прила...
3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)
3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....
Урок русского языка. "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1-ый класс.
Урок русского языка по теме "Слова, которые называют предметы, признаки предметов, действия предметов." 1 - ый класс. Программа "Школа России."...
«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».
Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...
Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"
Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"...