Семейные праздники
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Основы светской этики»
Тема урока: «Семейные праздники»
Урок: № 28
Цель урока: формировать представление о ценности семейных праздников.
Задачи:
Образовательные:
- Показать роль праздников в жизни семьи.
- Обобщить и расширить знания о семейных праздниках.
- Познакомить с историей возникновения семейных праздников.
- Научить правильно, выбирать подарок.
Развивающие:
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в группе.
- Развивать умение работать с понятиями и их значениями.
- Выполнять задания развивающего характера.
- Развивать умение задавать и аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательности, взаимопонимания.
- Способствовать становлению личности.
Предварительная подготовка
Учащиеся:
1.Разучивают стихи о семье.
2. Пишут мини-сочинения о семейных традициях, праздниках.
3. Подбирают изречения о семье.
Родители: оформляют стенгазету с фотографиями и изречениями «Фото из семейного альбома».
Оборудование урока:
- Интерактивное оборудование.
- Презентация к уроку.
- Учебник А.Я. Данилюк « Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики».
- Электронное приложение к учебнику А. Я. Данилюка « Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики».
- Толковые словари.
- Иллюстративный материал.
Оформление доски:
«Любовь к Родине начинается с семьи» ( Ф. Бэкон)
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
(А.С. Макаренко)
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
(Сократ)
План урока
1. Орг. момент. 1 мин
2. Подготовка к восприятию нового материала. 5 мин
3. Работа над новым материалом. 30 мин
4. Итог урока. 5 мин
5. Рефлексия. 3 мин
6. Домашнее задание. 1 мин
Ход урока.
- Орг. момент
Учитель: Ребята, сегодня на уроке речь пойдёт об очень важных, для вас вещах и я надеюсь что то, о чём вы узнаете сегодня, будет для вас полезным.
2. Подведение к новой теме.
Учитель: Ребята я хочу рассказать вам сказку. Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный? Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?». «А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья.
Учитель: Ребята, а что для вас значит семья? ( Семья - это те, кто дорог нам больше всего на свете).
Учитель: Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни.
Учитель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку в любом возрасте нужна не только пища, сон, но и то чтобы его понимали и уважали, могли его выслушать, дать совет, согреть душевным теплом, помочь в горе. Очень важно чтобы его успехам радовались в первую очередь, родные люди. Но семьи все разные и отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, традициями. Любой человек счастлив тем, что у него своя семья, свой дом.
(Дети читают стихи)
Ученик 1
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты приходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Ученик 2
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ученик 3
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»
(Тараданова Дарья)
(Детям предлагается просмотр иллюстраций с изображением праздников)
Учитель: Подумайте, о каких семейных традициях мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о семейных праздниках).
Учитель: В каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.
- А что мы знаем о семейных праздниках? (Их на свете много, их ждут и любят не только дети, но и взрослые).
Учитель: Праздники делают жизнь семьи яркой.
3.Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а что означает слово праздник?
Учитель: Давайте посмотрим в словарях значение слова «праздник» в словаре Ожегова С.И.
Праздник, а, м. — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.
В словаре Ушакова Д.Н.
ПРА́ЗДНИКзн, праздника, муж.
1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней ), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или ·т.н. святого (церк.).
2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями.
3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням повидаться с родными.
4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь.
5. День массовых игр, развлечений.
6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей.
Учитель: Что общего в этих толкованиях? (Праздник это веселье, радость,торжество).
Учитель: А как же обстояло дело с праздниками на Руси?
(Заранее подготовленные ученики рассказывает об истории праздника)
Ученик 1: На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу 19 века в русском календаре на год приходилось 98 праздников.
Ученик 2: Праздник в русской деревне прошлого (19 века) столетия составлял важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника. Праздник считался временем слияния сбожественным и приобщениям к ценностям истории.
Ученик 3: Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста.
Ученик 4: В праздник запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, ткать. Те, кто нарушал правила – строго наказывались: от денежного штрафа, битья плетьми, до изгнания из деревни.
Ученик 5: В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века, в век в определённом порядке.
Ученик 6: Главный праздник – Пасха. Были праздники великие: Рождество, Троица, Масленица; и малые (связанные с началом крестьянских работ): сбор урожая, первый день сева зерновых и другие.
Ученик 7: Различались праздники по своему происхождению. Были праздники церковные и местные. А также языческие праздники. Языческие обряды украшали русскую жизнь. Знаете ли вы, что слово хорошо и хоровод произошли от одного корня. От имени языческого бога солнца – Хороса.
Работа по учебнику.
Учитель: Ребята, какие еще бывают праздники?
Прочитаем учебник на странице 59.
- На какие три группы можно разделить все праздники? (государственные, общественные, семейные).
(Работа в микрогруппах)
Учитель: Напишите в таблицу по пять праздников каждой группы.
1 группа пишет государственные праздники, 2 – общественные, 3 – семейные.
Учитель: Были ли затруднения при выполнении работы? (Затруднения были при составлении семейных праздников).
Учитель: Из множества праздников вы выделили группу семейных праздников. Что же такое семейный праздник?
- Дайте понятие семейного праздника и запишите его в тетрадь. (Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их).
- Назовите признаки семейного праздника.
- Кто создал традицию празднования, и по какому поводу? (Традицию празднования создали члены семьи по поводу событий, произошедших в ней)
- Кто герои семейного праздника? (Герои семейного праздника члены семьи)
- Кого объединяет? ( Объединяет праздник членов семьи).
- А какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?
(Дети зачитывают свои мини - сочинения с показом презентации)
Учитель: Для чего нужны «Семейные праздники»? (Чтобы семьей встретиться за одним столом, порадоваться друг за друга).
Учитель: Составим синквейн на тему «Праздник».
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
1. Праздник
2. Веселый, семейный.
3. Празднуем, веселимся, дожидаемся.
4. Мы любим семейные праздники.
5. Веселье.
Учитель: А что вы больше всего ждете от праздника? (Подарки)
Учитель: Давайте поговорим о том, какие бывают подарки, как их выбирать и дарить. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок?
Учитель: На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить».
Учитель: А где мы можем взять подарок? (Купить или сделать своими руками).
Учитель: В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками?
Учитель: Какой подарок можно сделать своими руками?
Учитель: Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». Во время просмотра составьте вопросы, которые вы зададите своим товарищам.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух и день забот».
Ученик 1: Всем ли подаркам ослик был рад?
Ученик 2: Показал ли он это своим видом?
Ученик 3: Чей подарок оказался самым нужным?
Учитель: Сейчас мы с вами составим памятку дарителя. Выберите то, что вы считаете важным при выборе подарка.(Составление памятки дарителя).
- Не надо долго думать о подарке, подари то, что у тебя лишнее.
- Подарок надо выбирать заранее.
- Прежде чем выбрать подарок какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.
- Положи подарок в карман и иди в гости.
- При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.
- Подарок не надо готовить по заказу – он должен быть неожиданным.
- Посоветуйся со своим выбором с взрослыми.
- Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
- Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
- Подарок не должен быть очень дорогим.
11. Вручая подарок, расскажи, скольких трудов тебе стоило это сделать.
12.Подарок должен быть красиво упакован.
13. Подарив, не требуй ничего взамен и не напоминай о подарке.
14. Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи.
Учитель: Мне хочется подарить вам эти памятки, чтобы вы помнили, что выбрать и подарить подарок – большое искусство.
Работа над пословицами и поговорками.
Учитель: Ребята, составьте пословиц, поговорок из частей.
- Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.
- Принять подарок не трудно, куда труднее достойно ответить на него.
- Любишь подарки – люби и отдарки.
Чтение рублики с.59 рубрика «Это интересно»
Учитель: Сохранился ли этот обычай до наших дней?
4.Итог урока.
Работа с электронным приложением к учебнику. Рублика «Контроль».
- Праздники нужны для того, чтобы…
- поздравить близких
- собраться всей семьей вместе
- верны все ответы
- вспомнить события, которые свершились много лет назад
- Праздник отмечается в связи с …
- верны все ответы
- рождением ребенка
- наступлением Нового года
- важной исторической датой
- Праздничный подарок …
- должен учитывать характер человека
- должен быть вкусным
- должен быть большим
- должен учитывать интересы человека
- Главный результат праздника…
- верны все ответы
- радость
- хорошее настроение
- приятные воспоминания.
Учитель: Наш урок мне хочется закончить стихотворением Людмилы Татьяничевой.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле
(Тараданова Дарья)
5. Рефлексия
Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
6.Домашнее задание.
Учитель: Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого сделаете? Поделитесь своими секретами. Составьте вместе с родителями советы и рекомендации по проведению праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий праздника Семейного праздника
Сценарий семейного праздника. Данный сценарий содержит инсценировку по теме "Воспитание в семье", стихи, песни и музыкальное сопровождение....
Сценарий семейного праздника «Праздник дружной семьи»
Семейный праздник в 3 классе. Цель: сплочение коллектива детей и родителей.Задачи: воспитание у ребят чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; развитие семейн...
ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА – СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК
знакомство с православными праздниками (Рождество)...
Сценарий праздника "Семейные праздники" 4 класс
Сценарий праздика можно использовать на внеклассных мероприятиях,классных часах,на уроках ОРКСЭ...
"Праздник Рождества - семейный праздник"
"Праздник Рождества - семейный праздник".Цель. познакомить с историей возникновения праздника Рождества ;Задачи: расширить духовный мир детей; создать атмосферу праздника Рождества Христова....
Праздник хлеба. Семейный праздник в классе.
На родительском собрании были отмечены некоторые ребята нашего класса, которые за обедом с аппетитом кушали хлеб, брали по несколько кусочков с собой, а остатки скармливали птицам...Тогда решили...
« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени....