Статья для учителей проходящих курс ОРКСЭ "Женщина в православной церкви"
статья по орксэ (4 класс)

Смирнова Елена Владимировна

Место женщины в церки согласно обычаям и современному взгляду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для учителей33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Cтатья для учителей проходящих курс ОРКСЭ Женщина в православной церкви.

                                           Смирнова Е.В.

Женщина в православной церкви. Сразу хочется уточнить, а что не так? Как будто феминизмом в худшем проявлении, откуда то потянуло. Почему именно эта тема меня зацепила? Что в ней интересного я вижу для себя?

Может быть наша православная церковь прячет, скрывает какую-то информацию и тысячи женщин ощущают гнёт, ущемление, бесправие и в чём- то даже неполноценность, может быть и я среди них, но ещё не осознаю этого? Но я , не ощущаю. Ведь, кажется всё ясно и прозрачно: послушать богословов, посмотреть православный канал, поговорить с другими прихожанами, да даже почитать статьи. Но, вот тут-то и начинается самое интересное. То представление которое было начинает рушиться. Сверяя источники и углубляясь всё больше понимаю, что белое иногда чёрное, а чёрное серое или вообще белое… А еще, что нет ничего страшнее цитаты: «жена да боится своего мужа»[1] Но оказывается, есть цитата о готовности мужчины пожертвовать собой «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее»[2] 

Целью моего эссе, стало исследование, которое помогло мне иначе взглянуть на такую привычную вещь: как быть верующей, женой, матерью и даже гражданином государства.

Что толкнуло праматерь вкусить запретный плод?

Сильные и слабые стороны женского характера и почему для женщин в православии так важен принцип «Не навреди»[3]?

Место в храме, права и обязанности, место рядом с мужчиной. Вот вопросы которые я, задала себе и на которые попытаюсь ответить.

После сотворения мира и человека Господь создаёт женщину из ребра Адама. Святитель Иннокентий Херсонский говорит в своих трудах  о создании женской особи как о вычленении из одного 2х его составляющих, изначально существовавших в одном.

Бог создал изначально равную мужчине в благословлении Божьем данном при сотворении женщину[4].

Служить опорою друг другу, дополнять и совершенствовать друг друга[5].

Равные отношения , союз двух уникальных творений. Разве можем мы говорить, что правая рука лучше левой? Нет. Что она в чём-то совершенней? Да. Но и левая рука многое умеет, в чём-то превосходя правую.  Без любой из них человек несовершенен. По замыслу Божию мужчина и женщина дополняют друг друга, происходя из одного - должны стремиться стать одним.

 «…[О]ставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей»[6] 

Не жена оставит, а муж? Получается, изначально, должен был  установиться матриархат. Но ведь это союз равных, а значит, это уступки не из принуждения или превосходства, но из любви. Как отец доверяет сыну ключи от дома, идя следом, или мать смотрит за готовящей дочерью поправляя и направляя её, но оставляя ей возможность быть главной.

Почему она послушала змия? Вкусив запретный плод дала его  мужчине?

Я думаю виной тому  женская особенность всё преувеличивать.

Ведь говоря со змием, она ссылается на запрет даже трогать дерево познания добра и зла. Хотя запрет касался только плодов[7]. Видя же змея на дереве в добром здравии, она в силу своей природы начинает сомневаться в запрете на плод. Забывшись, столь страстно вожделеет его, несущее знания, что не просто нарушает запрет но приобщает к этому мужчину. Правда, лишь после себя, как бы устанавливая бесспорное господство над ним.

Такова природа женщины с самого начала, всё преувеличивать, а затем преуменьшать, стремиться возвыситься над мужчиной, а потом пытаться поднять его до своего уровня, правдой и ложью добиться  высокого социального уровня, быть ищущей знаний.

За столько тысяч лет, что изменилось? Придя в храм с порога можно услышать советы: как  и что делать, кому молиться, сколько раз крестится, как себя вести. Кто их даёт? Женщины.  Прихожанки. Все ли они правильные? Нет. Зачастую они зловредны, преувеличены, не имеют под собой никакого основания. Получается, со времён сотворения мира и до наших дней, женщина и в Эдемском саду, и в православной церкви, могла и может преувеличить, исказить изначальную истину. Мы все поплатились за ошибку праматери, но даже своды храма, расписанные библейским сюжетом, не могут остановить иногда «доброходов». Все ли советчицы таковы? Те, кто слушает больше чем говорит. Нет.

Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Вначале Я, говорит Господь, создал тебя равночестною мужу и хотел, чтобы ты, будучи одного с ним достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями. Но из-за того, что ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу».

Разве родитель не стремиться исправить недостатки своего дитя? Так  Господь хочет научить женщину премудрости уступки, терпению и повиновению.

Церковь имеет строгую организацию. Установленные в ней порядки не могут меняться в зависимости от настроения. В православии именно мужчина, который от природы не обременён физической  немощью, не страдает от перепадов гормонов, устанавливает правила и обязанности. По завету Бога он учит как поступить, советует, указывает, руководит церковью, оставляя для женщины обязанности, в которых она преуспеет. В православии священнослужитель укажет женщине «знающей» её место, напомнит о её долге, подскажет, объяснит. Не вижу я в этом ущемление, но вижу воспитание.

И мужчине, ведущему себя недостойно, он укажет место. Для него и мужчина и женщина равны и не сделает он разницы между ними.

И женщина, и мужчина, приходя в храм, не должны быть одеты в одежды противоположного пола, это не кажется мне странным.

Муж, беря жену низкого сословия, разве не возвеличивает её?

В православии, история отношений Христа с церковью многократно повторяется во время каждой службы, каждой проповеди. Так как Христос воплотился в мужском теле и возвысил притеснённых женщин, распределил обязанности во время служения.

Платит ли женщина за грех совершённый в Эдемском саду? Да, кротостью и послушанием, и если делает она это руководствуясь любовью, то и живёт она в гармонии.

Когда мы переживаем историю сотворения мира и первых времён, да и в наши дни - мы встречаем разных женщин. Тех, что наставляли и учили, что становились матерями народов, просто любимых и любящих. Тех, кто первыми возвещал о Боге. Тех, что, не будучи верующими, затем становились благодатной почвой для ростков веры, и до последнего её защищали - истинную, чистую, основанную на любви.

Есть и другие, опорочившие своими поступками прекрасное творения Бога, давшие возможность нечистому испортить плод сотворённый Богом прекрасным. Может поэтому говорят: «Женщины слабый пол»? Иной раз слишком усердные, а то и безрассудные.

Пресвятая Богородица, почитаемая выше, чем святые и ангелы. Земная дева, родившая Сына Божия, а потом вознесённая на небеса, разве не пример она в православии равности женщины с мужчиной?!

Святые женщины и девы, которым мы молимся в храме. Разве не они пример как может себя реализовать женщина[8]?!

Платок[9] надеваемый замужней женщиной ничто, как символ о том что помнит дочерь Евы о грехе совершённом, о непослушании, о преувеличении, о неточности, о желании не быть равной, но быть выше, главнее.

Одежда, которую мы носим, краска, которой покрываем лицо- Бог зрит в сердце. Наверно поэтому, святые отцы относятся к женщине, как и к мужчине, по делам её.

Подводя итоги, мне хочется сказать о месте женщины в православии, как о месте жены и матери, находящемся за спиной мужа и сыновей, в безопасности, но одновременно оберегающим их спины от удара с тыла. Подчинение мужчине не из обязанности, но из любви. Не попытка делать  несвойственное в храме,  когда есть святые отцы служения, так как священство изначально является служением духовного отцовства, но понимание и осознание своей неповторимости и уникальности как женщины и у каждого свой почётный долг.

В православии, каждый занимает отведённое ему место, данное для возвышения его духовных качеств. Ну а чтобы поставить точку в вопросе равенства вернёмся к цитатам.  Иоанн Златоуст говорил об этом так: «Хотя и подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести»[10], «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»[11]

  1. Список использованных источников:

  1. А. Ткаченко. Ребро Адама
  2. Святитель Иоанн Златоуст.
  3. Протоирей Вячеслав Харитонов-Права и роль женщины в православной церкви.
  4. Свят. Иоанн Златоуст. Беседы о пророчествах Ветхого Завета// Творения. Т. 4. СПб., 1898, сс. 248-249.
  5. Священник Сергий Свешников Статья: О роли женщины в Церкви.
  6. Библия https://azbyka.ru/bibliya

  1. Примечания. Указание мест в Евангелии где описываются жены


[1] (Еф. 5:33).

[3] Хотя принцип обычно приписывается Гиппократу, в дословном виде Клятва Гиппократа этой фразы не содержит

[4] «...Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт 51–2)

[5] «...Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему» (Тов 8:6).

[6] (Быт. 2:24).

[8] 1. Св. Елизавета – Лк. 1, 5-26; 39-56; 57-80;

2. Анна Пророчица – Лк. 2, 36-38;

3. Самарянка – Ин. 4, 1-42;

4. Теща Симона – Мф. 8, 14-15Мк. 1, 29-31Лк. 4, 38-39;

5. Вдова Наинская – Лк. 7, 11-17;

6. Грешница в доме Симона-фарисея – Лк. 7, 36-50;

7. Дочь Иаира – Мф. 9, 20-26; Мк. 5, 22-43;

8. Кровоточивая – Лк. 8, 40-56;

9. Хананеянка (сирофиникиянка) – Мф. 15, 21-28Мк. 7, 24-30;

10. Марфа и Мария– Лк. 10, 38-42;Ин. 11, 1-10;Мф. 26, 6-13Мк. 14, 3-9;

11. Женщина, взятая в прелюбодеянии – Ин. 8, 1-11;

12. Женщина, сгорбленная 18 лет и исцеленная в субботу в синагоге – Лк. 8-10-17;

13. Женщина, помазавшая Христа у Симона-прокаженного – Мф. 24, 6-13Мк. 14, 3-9;

14. Бедная вдовица – Мк. 12, 41-44Лк. 21, 1-4;

15. Мироносицы – Мф. 28, 1-11Мк. 16, 2-14Лк. 24, 1-23Ин. 20, 1-18;

16. Соломия, мать Иоанна и Иакова – Мф. 20, 20-28Мк. 10, 35-45; Лк. 28, 32-34;

17. Женщины служившие имением – Лк. 8, 2-3;

18. Жена Пилата – Мф. 27, 19;

19. Иродиада и Саломия – Мф. 24, 1-12Мк. 5, 14-29Лк. 9, 7-9.

[11] (Гал. 3:28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Женщина в православной церкви"

Вопрос о роли женщины в православной церкви сохраняет свою актуальность и по сей день. Женщина - кто она? Активная соработница мужчине или «безмолвная», находящаяся «в подчинении&raq...

ЭССЕ на тему: «Женщина в православной церкви»

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви. Считаю, что скорее всего, верующих людей интересует даже не сама роль женщины, а ее взаимоотношен...

Женщина в православной церкви.

В статье рассмотрена тема женщины в православной церкви. Это очень глубокий и интересный вопрос, который поднимается на протяжении всей истории христианства, он достаточно полно освещен в ...

Эссе "Женщина в православной церкви"

Материал для проведения уроков Основы религиозных культур и светской этики...

Эссе на тему «Женщина в православной церкви».

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви....

Эссе на тему "Женщина в православной церкви"

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви....