Эссе "Женщина в православной церкви"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)
Вопрос о роли женщины в православной церкви сохраняет свою актуальность и по сей день. Женщина - кто она? Активная соработница мужчине или «безмолвная», находящаяся «в подчинении» у мужа жена? Многие скажут, время изменилось и люди изменились, женщины уже не те.
Но, так ли это? «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13: 8) [3, с. 774]. Все заповеди и нравственные ценности, переданные Им человеку, остаются неизменными во времени.
В данной работе рассмотрен актуальный и по сей день вопрос о роли женщины в православной церкви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №22» с углубленным изучением французского языка
ЭССЕ
Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»
ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Исполнитель: Комарова Светлана Юрьевна
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Женщина в православной церкви
2. Женщина в подвиге милосердия и благотворительности
3. Женщина - жена
4. Монашество как служение Богу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о роли женщины в православной церкви сохраняет свою актуальность и по сей день. Женщина - кто она? Активная соработница мужчине или «безмолвная», находящаяся «в подчинении» у мужа жена? Многие скажут, время изменилось и люди изменились, женщины уже не те.
Но, так ли это? «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13: 8) [3, с. 774]. Все заповеди и нравственные ценности, переданные Им человеку, остаются неизменными во времени.
В данной работе рассмотрен актуальный и по сей день вопрос о роли женщины в православной церкви.
- Женщина в православной церкви
В шестой день Своего творческого акта Бог создал человека. В книге Бытие мы читаем об этом: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт. 1: 26) [1, с. 6]. Согласно хронологическому порядку – «ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим. 2: 13) [3, с. 719]. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2: 18) [1, с. 6]. Как это было: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2: 22-23) [1, с. 6-7].
Мы видим, что женщина является «соответственной» мужчине. И действительно, христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину по своей сути, хотя по своей роли в Церкви они, конечно, разные.
Согласно Евангельским рассказам, Иисус не исключает из общности Церкви женщин, более того, Он называет их Своими сестрами. Он позволяет Женщинам – Марии Магдалине, Марии матери Иакова, Саломее, Сусанне и другим – не только служить Ему (Лк.8:3) [3, с. 210], но и уйти из дома, сопровождая Его на проповедях перед народом. Свою любовь Он проявляет к женщинам отверженным, униженным, изгоям общества, тем самым возрождая их достоинство и проявляя таким образом Свою любовь.
Служение женщины в Православии обусловлено объективно, так как оно естественным образом отличается от мужского служения и условно делится на три группы: сестра милосердия, мать и монахиня.
- Женщина в подвиге милосердия и благотворительности
Милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет две задачи: человеческую и христианскую. Человеческая задача – в плане профессиональной деятельности, христианская – посвящение себя ближнему. Таким образом, сестра милосердия – это и хранитель, и служитель человеческой жизни.
История знает немало примеров подвига женщин в благотворительности и милосердии.
1. «Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность». [5]
2. «Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью» [5]
3. «В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах» [5]
4. «Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Федоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих» [5]
5. «Ольга Константиновна (великая княжна, жена второго греческого короля Георга I, Внучка императора Николая I, дочь его сына Константина Николаевича и Александры Иосифовны). Королева занималась благотворительностью, основала в Пирее, в котором находилась база российского флота, военно-морской госпиталь. Она также открыла медицинские курсы для женщин, и сама посещала их. С начала Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. От своего отца Ольга унаследовала любовь к русскому флоту, которую сохранила на всю жизнь». [5]
6. Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя Служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна. Чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году ее сыном Тихоном Николаевичем был создан – один из первых в постсоветской России – благотворительный фонд ее имени. [5]
- Женщина – жена
Так говорит святитель Григорий Богослов в слове 37 о браке: «Брак - хорош, но лучше для умеренных, а не для ненасытных, не для тех, которые хотят оказывать плоти более уважения, чем должно. Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себе детей, тогда брак хорош». [3, с. 333]
Именно на рождение и христианское воспитание детей указывают Священное Писание и Святые отцы, как на одну из целей брака. Самое главное предназначение женщины – быть матерью. Все в ней Богом устроено для вынашивания ребенка. И апостол Павел говорит о женщине, что она спасется через чадородие, то есть через рождение детей может угодить Богу и получить блаженство в будущей жизни: «Аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием». (1 Тим. 2:15) [3, с. 719]
Первоначальное воспитание детей лежит на матери; а воспитание не должно быть иным, как в духе веры и нравственности. Насколько сумеет мать внушить веру, каким молитвам научит своих детей, как утвердит их в правилах христианской любви, так и получит за их воспитание соответствующую награду. Отцы и матери сами должны быть достойным примером: глубоко верующими, любящими, честными, чтобы воспитать себе подобных.
Приведем некоторые примеры женщин, оставивших нам светлый образ ЖЕНЫ – преданных и верных спутниц, «плоть от плоти» своих мужей:
- Сарра, верная спутница Авраама, разделившая его безусловную веру и скитания; [6]
- Так же со страниц ветхозаветных книг просияли славные образы таких женщин как Ревекка, Лия, Рахиль, пророчица Мириам (сестра Моисея), Девора, Иаиль, Анна (мать Самуила), освободительницы Есфирь и Иудифь; [6]
- История жизни Праведных Богоотца Иоакима и Анны, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи, показывают, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия; [6]
- Святые Петр и Февронья так же дали пример идеальной христианской семьи. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога умереть в один день. По воле Божьей так и случилось. Хотя погребение производилось в разных обителях, на следующий день обнаружили их вместе лежащими, как они и завещали; [7]
- Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры – это правильно», - писала она своей бабушке королеве Виктории. «…Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти свою настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной Церкви по форме, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж… » [8]
Это примеры женского достоинства, верности, преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности жены к мужу.
- Монашество – как служение Богу
Считается, что монастыри возникли вместе с приходом христианства.
Сюда приходили люди, которые считали, что всякие удовольствия, которые существуют в жизни, отвлекают их от Бога.
На начальных этапах своего становления монашеская традиция означала полный аскетизм. Люди полностью ущемляли свои желания, а также телесные потребности. Монахи и монахини жили в пустынях и пещерах, спали на досках или прямо не земле. Часто они по нескольку дней в течение недели не принимали пищу, не пили вина, а также не позволяли себе никакого комфорта в любых его проявлениях. Благодаря подобному отрешению, а также пребыванию в постоянных молитвах, Бог открывал для них тайны, через них творил чудеса.
На протяжении всей истории православной церкви выбор монашеского пути был делом осознанным и серьезным. Ведь монашество – это жизнь в Боге, которая не предусматривает каких-либо отношений и личных связей вне Его. Это апостольская жизнь. И в этом положении, монахиня рассматривается в качестве невесты Христа. Она – деятель Божий. У нее нет личных стремлений и детей. Она всегда открыта для того, чтобы осуществлять волю Божью, находясь в ежедневных трудах и молитвах, ощущая присутствие Божье и его помощь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Женщина в Библии – это вдохновительница, утешительница, помощница, молитвенница. Роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина – соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих дарований женщина может иметь различные мирские профессии и должности, выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем, регентом или певчим на клиросе, стяжать равноангельское житие в монашеском звании, благотворить и милосердствовать, нести высокое звание матери – но все это лишь внешнее выражение некоторых аспектов жизни христианки. Главное же – это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет.3: 4) [3, с. 504]. Потому что роль каждого христианина, по слову преп. Серафима Саровского «состоит в стяжание Духа Святого Божьего» [4, с. 16].
И, конечно же, образ идеальной женщины – это Мария – Мать нашего Господа Иисуса Христа.
«Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1:28) [3, с. 177].
Мария была избрана Богом, чтобы стать Матерью Сына Божьего. НО, Она могла отказаться! ВЕРА!!! Мария знала Бога и любила Его, она доверяла Господу и это открыло путь для рождения Христа.
Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг нее!!!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Библия. - М: Библейские общества, 1995. - 1008 с.
- Григорий Богослов, святитель. Святые отцы церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. – М.: Сибирская благозвоница, 2011. – 384 с.
- Новый Завет. – М.: Правило веры. Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь, 1999 - 829 с.
- О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым Н.А. – М.: Духовное преображение, 2018 - 62с
- Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых. [Электронный ресурс]. Адрес: https://pravoslavie.ru/32790.html.
- Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml
- [Электронный ресурс]. Адрес: http://voskrcerkov.ru/2013/07/08/svyatye-blagovernye-knyaz-petr-i-knyaginya-fevroniya-muromskie-chudotvorcy-†1227/
- В. Михайлова (Посашко), журнал «ФОМА» спецвыпуск «Герои» (2015). [Электронный ресурс]. Адрес: https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html
- Священник Сергий Свешников «О роли женщины в Церкви», 13.12.2009г. [Электронный ресурс]. Адрес: https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/
- Журнал «ФОМА», № 4 (48) апрель 2007, (https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html)
- А. Моисеенков, «Жены-мироносицы. Чудо обыкновенной любви», 15.05.2016г. [Электронный ресурс]. Адрес: https://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html.
- Н.А. Пигалова, Ю.А. Кузнецова, «Социальное служение в современном российском обществе», статья из пособия «Диаконическое служение сестры милосердия страждущим. Часть 1-я» - 2007 г. [Электронный ресурс]. Адрес: https://azbyka.ru/zdorovie/diakonicheskoe-sluzhenie-v-sovremennom-rossijskom-obshhestve
- И. Майборода, «Предназначение женщины», 30.04.2013г., официальный сайт прихода святых Жен Мироносиц города Ростова-на-Дону. [Электронный ресурс]. Адрес: http://mariamagdalina.ru/?p=675
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по Основам православной культуры и светской этики "Иконы русской православной церкви"
Презентация по Основам православной культуры и светской этики...
Презентация "Роль русской православной церкви во время Великой Отечественной войны"
Данная презентация может быть использована при проведении классного часа, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне....
Рославльская епархия русской православной церкви 17 ноября 2017 г. УКАЗ № 069
Рославльская епархиярусской православной церкви17 ноября 2017 г. ...
Статья для учителей проходящих курс ОРКСЭ "Женщина в православной церкви"
Место женщины в церки согласно обычаям и современному взгляду....
ЭССЕ на тему: «Женщина в православной церкви»
В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви. Считаю, что скорее всего, верующих людей интересует даже не сама роль женщины, а ее взаимоотношен...
Женщина в православной церкви.
В статье рассмотрена тема женщины в православной церкви. Это очень глубокий и интересный вопрос, который поднимается на протяжении всей истории христианства, он достаточно полно освещен в ...