Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
учебно-методический материал по орксэ (1, 2, 3, 4 класс)
Важнейшей задачей сегодняшнего дня являются: возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, района, России. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнил:
Долганова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
Березовский городской округ
2018 г
Содержание
- Введение
- Воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся начальных классов
- Задачи духовно-нравственного развития и воспитания на уровне начального образования
- Задачи педагога при организации работы по духовно-нравственному воспитанию
- Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
- Содержание, формы, методы работы по духовно- нравственному воспитанию
2.5 Формирование универсальных учебных действий на разных этапах урока
- Приложение
- Литература
- Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Перед каждым учителем и классным руководителем встают проблемы, касающиеся процесса воспитания. Причина этого в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми столкнулось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей и подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания являются самыми острыми и актуальными не только в педагогическом, но и социальном плане. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня являются: возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, района, России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Поэтому актуальность проблемы воспитания и развития младших школьников связана с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
2. Воспитание духовно – нравственных качеств личности, обучающихся начальных классов.
2.1 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания на уровне начального образования:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.
2.2 Задачи педагога при организации работы по духовно-нравственному воспитанию:
1. Ориентироваться на индивидуальные интересы и личность ученика:
- школьник должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют ему, советуются с ним;
- создание условий на уроке для обеспечения возможности высказать своё мнение, предложение, сделать свободный выбор позиции.
2.Ориентироваться на «зону ближайшего развития» опора на сензитивность (чувствительные компоненты) развития, вера в возможности и перспективы каждого школьника:
- развивать в каждом школьнике уверенность в своих способностях преодолевать трудности;
- мобилизация их стремления к личностному росту;
- спокойное и оптимистическое отношение педагога к успехам и неуспехам школьника;
- формальный результат не отождествлять с внутренним миром развивающегося человека;
- недопустимы антипедагогические меры, подчёркивающие успехи или неудачи школьника.
3. Осуществлять сотрудничество со школьниками в процессе обучения:
- развитие внимательности учащихся (приём Ш.А. Амонашвили «допущение ошибок»);
- ответы на вопросы учащихся;
- учет рекомендаций учащихся по поводу организации урока.
4. Быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Непозволительно повышение голоса, крик, брань, невнимание, высокомерие, надменность, угроза, принуждение.
5. Установить отношения со школьниками на основе взаимного доверия:
- обязательное выполнение обещанного;
- искренность;
- выдвижение перспектив на развитие.
6. Поднимать авторитет каждого школьника среди товарищей и в семье:
- благородные поступки должны получить общественную оценку;
- каждый поступок рассматривается на фоне уже завоёванного авторитета;
- утверждать авторитет каждого школьника.
7. Постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить этике общения:
- обсуждение жизненных ситуаций;
- умение слушать друг друга;
- проявление толерантности.
8. Проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого школьника.
2.3 Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; доверие к людям.)
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: здоровье физическое, активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
2. 4 Содержание , формы, методы работы по духовно-нравственному воспитанию:
1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей. Проекты.).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания школьников, очень важно помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формировать умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учить жить в согласии с собой и совестью, развивать чувство собственного достоинства.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется за основе традиционных ценностей:
- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности рекомендуется осуществлять при использовании методов:
Наглядный метод:
- чтение педагогом рассказов;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведение дидактических игр.
Словесный метод :
- чтение литературных произведений учителем или обучающимися;
- беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов учителя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтение литературных произведений родителями.
Практический метод :
- организация продуктивной деятельности обучающихся;
- проведение игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- организация драматизации пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
Проект :
Создание исследовательской образовательной среды, через формирование УУД;
- целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
- практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
- деятельностный подход;
- сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- формирование жизненно важных компетенций.
2.5 Формирование универсальных учебных действий учащихся
на различных этапах урока
Этап урока | Функции учителя | Функции ученика | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Подводит учащихся к осознанию темы | Формулируют тему урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Подводит учащихся к осознанию целей и задач | Формулируют цели и задачи урока | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Помогает, советует, направляет | Планируют способы достижения цели | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Консультирует | Учебные действия по намеченному плану | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Консультирует | Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Консультирует, советует, помогает | Формулируют проблему, корректируют свою работу самостоятельно | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Консультирует | Дают оценку работе товарищей, производят самооценку по результатам работы | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
| Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Предлагаются варианты заданий | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Рассматривая духовно-нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности, мы приходим к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе.
Большое значение в духовно-нравственном воспитании и образовании отводиться личности учителя. Учитель, владеющий техникой, методикой выполнения педагогических действий, высоким уровнем знаний, желанием работать творчески, сделает педагогический процесс полным.
Именно учитель должен заложить в детей знания, основы нравственности в первые годы обучения в школе, когда происходит становление личности ребенка.
Эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от осуществления комплексного подхода к его организации, которой связан, прежде всего, со всесторонним воздействием на сознание, чувства и поведение детей. Он позволяет педагогически правильно установить основные направления работы: построение воспитания не как сумму частных процессов, а как целостный процесс. Целостное рассмотрение личности ребенка предполагает рассмотрение ее как объекта и субъекта воспитания; учет того общего и особенного, и единственного, что характерно для каждого школьника. Интегрированное воздействие на ученика – воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и действенно-практическую сферы личности школьника.
Комплексный подход выступает как практическая реализация системного подхода, связанного с процессом управления воспитанием. Духовно-нравственное воспитание как система имеет внутреннее строение – компонент, из которого она образованна. Им присуща своя структура и функции. Для всестороннего познания системы важно знать факторы, обеспечивающие целостность и относительную самостоятельность.
Использование комплексно-целостного, системного подходов к духовно-нравственному воспитанию, включение младших школьников в активную деятельность с духовно-нравственной направленностью значительно повышает эффективность процесса. Специфической особенностью духовно-нравственного воспитания учащийся является воспитательный процесс, предполагающий определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным. Если педагог заботиться о выполнении следующих педагогических условий: опирается на положительные возрастные потребности и интересы, обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников, создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху, утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности, учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения, заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Развитие духовности и нравственности в детской душе возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Многое связывает человека с местом, где он родился
И вырос.
Родной край, его люди, природа, традиции становятся частью человеческой судьбы. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» - говорил Антон Семѐнович Макаренко. «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру российского народа.
Литература
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2009.
3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Н.Д.Никандров. Общие основы педагогики. М.Просвещение. 2006.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2008.
5. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии-2005.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2009.
7. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 2006. 207 с.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 №373)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....