"Что такое светская этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_svetskaya_etika.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель практики от базового учреждения _____________________ подпись ___________________________________ дата | «Утверждено» Методист практики _____________________________ ____ подпись __________________________________ дата |
Конспект
урока по ОРКСЭ,
который будет проведен 13 сентября 2018 года в 4 «а» классе
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
у учителя Тарасовой Валентины Вениаминовны
студентом 4 курса группы «НК»
ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»
Горячкиной Юлией Игоревной
Оценка: _______________
Подпись учителя:__________
Оршанка
2018
Паспорт урока
1. Дата проведения: 13 сентября
2. Продолжительность: 45 минут
3. Класс: 4 «а»
4. Тема урока: «Что такое светская этика?»
5. Тип урока: урок открытия новых знаний
6. Цель: Формирование у обучающихся понятия «светская этика».
7. Задачи:
7.1. Образовательные:
- Актуализировать знания обучающихся о своей Родине;
- Познакомить обучающихся с новыми понятиями этика, мораль, светская этика;
- Закрепить знания обучающихся о правилах морали.
7.2. Развивающие:
Познавательные УУД:
- Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
- Формировать умение перерабатывать полученную на уроке информацию;
- Формировать умение делать выводы по теме урока;
- Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные УУД:
- Формировать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- Формировать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
- Формировать умение оценивать результаты собственной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;
- Развивать умение осуществлять совместную деятельность в рабочих тетрадях;
- Формировать умение слушать и слышать речь учителя и одноклассников;
- Формировать умение доносить свою точку зрения до других.
7.3. Воспитательные:
Личностные УУД:
- Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;
- Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;
- Осуществлять личностную рефлексию;
- Воспитывать желание быть культурным.
8. Основной метод: беседа.
9. Частные методы и приёмы: беседа, практическая работа.
- словесные: беседа, рассказ;
- наглядные: показ презентации;
- методы поощрения: похвала, одобрение.
9. Оборудование: компьютер, колонки, флеш - карта, презентация.
План урока
- Организационное начало урока
- Приветствие
- Настрой на урок
- Проверка домашнего задания
- Подведение к теме урока
- Основная часть
- Работа с учебником и словарем по понятиям
- Работа над притчей о добре и зле
- Физкультминутка
- Работа с притчей о добре и зле
- Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика
- Подведение итогов
- Домашнее задание
- Рефлексия
- Организационное завершение урока
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационное начало 1.1 Приветствие 1.2 Настрой на урок | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Игоревна. Сегодня урок светской этики у вас проведу я. - Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны лежать тетради, ручка и дневник. Молодцы! Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится в нём зерно доброты. | - Приветствуют учителя, проверяют рабочее место. | Коммуникативные УУД: 1. Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. 2. Мотивировать на работу на уроке. Личностные УУД: 1.Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу. |
| -Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. -Как называется наша Родина? -Полное название нашего государства? -Назовите государственные символы России -Что такое культурные традиции -Верно! Молодцы! -Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока. А сейчас пришло время познакомиться с новой темой. | -Россия -Российская Федерация -Герб, гимн, флаг -Богатства нашей многонациональной страны (картины, произведения искусства, художники, музыканты, храмы) | Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать речь учителя. |
| - Ребята, как вы понимаете смысл цитат, представленных на слайде? «Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан». Омар Хайям. «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра». Лев Николаевич Толстой. -Ребята, почему данная наука считается главной? - Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке. -На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир… - Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле? Подсказку вы найдёте в названии нашего предмета. Как он называется? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель? | -Добро идет от добрых людей, а злые поступки от злых. А человек может различать добрые поступки от злых. - -Потому что, чем больше будет знать человек о добре, тем больше будет совершать добрых поступков. - О добре и зле. -Этика -Мы хотим узнать, что такое светская этика? | Регулятивные УУД: -формируем умение высказывать свое предположение Коммуникативные УУД: -развиваем умение слушать учителя -развиваем умение отвечать на вопросы учителя |
4.2. Работа над притчей о добре и зле
| -Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока. Что такое светская этика Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. Портрет вы можете видеть на слайде и на нашей распечатке. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. -Что же означает слово философия? -Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии. - Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика». Этика – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. - Итак, этика – это учение о морали. Запишите это определение в тетрадь. -У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ» Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в распечатке, прочитайте внимательно с 6-7. - С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность. Запишите определение в тетрадь. Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Запишите определение в тетрадь. Посмотрите, ребята, сколько новых понятий вы узнали. Запомните их, они вам еще пригодятся на нашем уроке. А сейчас, ребята, мы с вами прочитаем притчу. Но мы будем читать ее по ролям. За автора буду читать я. Слова мудреца-учителя…. Слова юноши ….. А: «Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины. М: Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. Ю: Конечно, нет! – ответил юноша. М: А воровать? Ю: Нет! М: А убивать? Ю: Нет… М: Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!» - О чём эта притча? - Чему она нас учит? - Правильный ли совет дал мудрец юноше? - Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро. Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло. - Как же нам сделать мир добрее? - Я хочу показать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом. «Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук. - Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? - Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой - же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. -Ребята, как вы понимаете последнее предложение? Побеждает волк, которого ты кормишь? -Да, ребята, вы совершенно правы. -На многие вопросы, которые касаются добра и зла помогает ответить этика. А знаете ли вы какая бывает этика? Зарисуйте себе эту схему в тетрадь. А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7? | Записывают в тетрадь Слушают учителя -Любовь к мудрости Читают определение Записывают определение в тетрадь Ищут информацию в распечатке на странице 6-7 Записывают определение Записывают определение Слушают учителя Читают по ролям, следят О юноше и мудреце, о добрых и злых поступках Не совершать плохого Да Совершать больше добрых дел Только от самого человека зависит каким он буде: добрым или злым, и какие поступки он будет совершать. Религиозную и светскую Читают вслух | Познавательные УУД: 1. Получать новые знания в процессе обсуждения 2. Перерабатывать полученную информацию. 3. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать речь учителя. 2. Доносить свою точку зрения до других. Познавательные УУД: 1. Получать новые знания в процессе обсуждения 2. Перерабатывать полученную информацию. 3. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать речь учителя. 2. Доносить свою точку зрения до других. 3. Желание быть культурным. Коммуникативные УУД: -умение взаимодействовать с одноклассниками -формируем умение слушать и понимать других; |
5. Подведение итогов | Ребята, давайте вспомним, что же такое светская этика? Мораль, нравственность? -А чем же наука этика помогает человеку? Сейчас я вам предлагаю выполнить одно интересное задание. Распределите черты людей на положительные и отрицательные: Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость; Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение. Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока? |
Отвечают на вопрос учителя Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. Выполняют работу | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД: -развиваем умение слушать учителя -развиваем умение отвечать на вопросы учителя |
6. Домашнее задание | - Домашним заданием на следующий урок: Нарисуйте рисунок, выбрав доброго и злого героя сказки и объясните почему вы его выбрали. | Записывают в дневник | Регулятивные УУД: -формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; |
7. Рефлексия | - Ребята, давайте ответим на вопросы Я узнал… Мне было интересно… Пришлось задуматься… Могу рассказать другим… | - Выполняют рефлексию. | Личностные УУД: 1. Осуществлять личностную рефлексию |
8.Организационное завершение | - На этом урок окончен. До свидания! | Коммуникативные УУД: 1.Создать доброжелательную психологическую атмосферу в классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
что такое светская этика?
Урок №2 Модуль ОРКСЭ "Основы светской этики"...
Что такое светская этика.
Слайды к уроку по светской этике по теме: " Что такое светская этика"...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Урок 2 «Что такое светская этика»
Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....
Урок 2 «Что такое светская этика»
Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....
Урок 2 «Что такое светская этика»
Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....
урок "Что такое светская этика"
Урок № 2. знакомит с понятиями этика, мораль, нравственность, светская этика....