Методическая разработока по истоковедению
методическая разработка по орксэ на тему
Познакомиться с этимологией и смыслом слова Милосердие. Учиться выражать свои чувства, эмоции, мысли; рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по истоковедению | 151.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 6
заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СШ № 15» от 12.04.2017 года
Повестка заседания: представление методической разработки по истоковедению на участие в конкурсе «Источник идей» в 2017 году в номинации «Методическая разработка занятия для обучающихся 1-4 классов».
СЛУШАЛИ: Лозинская О.А., учитель начальных классов, представила методическую разработку по истоковедению Проектная задача «Милосердие».
РЕШИЛИ: Выдвинуть на участие в конкурсе методическую разработку Лозинской О.А Проектная задача «Милосердие»
«ЗА»: 20 чел.
«ПРОТИВ»: 0чел.
«ВОЗДЕРЖАЛИСЬ»: 0чел.
Руководитель МО:
Секретарь:
Департамент образования администрации города Нижневартовска
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»
Научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития
Конкурсная методическая работа
по созданию авторских методических разработок по истоковедению
« Источник идей» в 2017 году
в номинации «Методическая разработка занятия для обучающихся 1-4 классов»
Ф.И.О. педагога Лозинская Ольга Анатольевна | |
Должность учитель начальных классов | |
педагогический стаж 38 лет | |
в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки» 3 года | |
квалификационная категория Высшая | |
образовательная организация МБОУ СШ 15 | |
форма занятия: Проектная задача | |
группа / класс 3 класс | |
возраст обучающихся 9-10 лет |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Милосердие»
Замысел проектной задачи
В качестве сюжета задачи взяты 3 текста (поучительная сказка о счастье и две притчи).
В проектной задаче 5 заданий.
Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других заданий, а так же к справочным материалам для получения необходимых данных.
Итоговое задание (защита проекта) -требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе иллюстрированного текста, который и является продуктом решения проектной задачи.
Цель, которую должны достичь дети: по результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый продукт.
Цель для педагога: | Создание условий для ознакомления с понятием милосердие. Воспитание чувства милосердия и сострадания. | Цель для обучающихся: | По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый продукт | |||||||||||||
Задачи для педагога: | Формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта | Задачи для обучающихся: | Познакомиться с этимологией и смыслом слова Милосердие. Учиться выражать свои чувства, эмоции, мысли; рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта | |||||||||||||
Термины, понятия | Милосердие, сострадание, добро, забота о слабых, долг, ответственность… | |||||||||||||||
Планируемые результаты: | Формируемые компетентности | Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) | ||||||||||||||
Знать: особенности построения жанров сказки и притчи Уметь: пользоваться словарями, создавать конечный продукт, составлять устные высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета Владеть: методами и приемами при защите своей работы | Личностные: высказывать свою точку зрения, умеют проявлять внимание, удивление... Регулятивные: планируют свои действия, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку. Познавательные: обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации, высказывают предположения. Коммуникативные: взаимодействуют с окружающими, составляют устные высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. | |||||||||||||||
Организация пространства | ||||||||||||||||
Межпредметные связи | Формы организации, методы, приёмы работы | Ресурсы | ||||||||||||||
Социокультурные истоки, литература, русский язык | Формы организации: участие в учебном диалоге, работа с источниками информации, работа с иллюстрированным материалом Методы и приёмы: поисковый, проблемный, мозговая атака, учебная дискуссия | Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, ноотбуки (с выходом в интернет) Наглядно-демонстрационный материал: сказка, притчи, справочный материал | ||||||||||||||
Цель этапа: | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | стр. книги | |||||||||||||
I этап. Целеполагание | ||||||||||||||||
Мотивация |
Учитель мотивирует учащихся на работу. Обозначается тема занятия, ее актуальность, важность и новизна. Описание проектной задачи Учитель обращается к учащимся: Дорогие ребята! Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную проектную задачу. Вы заканчиваете курс начальной школы и чтобы от вас осталась хорошая и добрая память, постарайтесь проявить творчество. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие для учащихся начальной школы по теме: Милосердие. Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача необычная: поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха! | Слушают, задают вопросы. Определяются с целью занятия. | ||||||||||||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений | ||||||||||||||||
Дома вы должны были обсудить со взрослыми вопрос: Что сначала-полюбить ближнего, а потом делать ему добро или наоборот? Подводится итог: любовь начинается с заботы, внимания к ближнему. Из любви рождается милосердие. Милосердие – это … Давайте в этом разберемся. | Ответы детей Предположительные ответы детей (любовь, помощь, взаимопонимание и т.д.) | |||||||||||||||
III этап. Основной этап | ||||||||||||||||
Учителя: Контролируют, координируют, направляют деятельность обучающихся. У детей конверты с заданиями (3 конверта для каждой группы). Задание 1. Поработать с текстами и выяснить какой текст можно считать притчей? ОКНО В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери. — Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери. — О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке. Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз. В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?» Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного: — Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна? Медсестра печально улыбнулась: — Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым. Стакан молока. Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил: - Сколько мне нужно заплатить за молоко? - Ничего, – женщина с улыбкой на лице ему ответила, – меня учили с детства не брать деньги за добрые дела. - Я буду молиться за Вас, – тихо прошептал мальчик. Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему. Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла. О счастье. На свете жил один король, богатый и могучий. Всегда грустил он, и порой бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело. Вскричал король: Король: Нельзя так жить! Автор: И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти? И вот король в карету сел и покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. Девочка: - О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь. Король: - Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! – Автор: Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад, бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный. Солдат: - О, мой король, Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. Автор: Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха. Старушка: - Прости, любезный мой король, старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, с утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова –тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то… Король: - А ну, старуха, пропусти скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! – Автор: Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл… Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем. Король торопит: Король: - В путь пора, еще немного – и ура! Свое настигну счастье! Автор: И все бы кончилось бедой, сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой остановил карету. Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго Сказал: Старец: Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастья для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя, согрей и накорми, солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова, распилишь и уложишь… -Автор: Тут вышла полная луна и осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь, путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце всем людям помогает. И счастье на его лице, как ясный день, сияет Вопросы к заданию 1: 1. Что такое притча? 2. О чем притча? 3.Каких людей встретили в притче? Задание 2: Основные термины и понятия (работа со справочным материалом- словари, интернет) Выбрать слова которые подходят к понятию милосердие, сострадание…) Справочный материал
Задание 3. Выбери из набора слов те, которые характеризуют милосердного человека (укажи стрелочкой) милосердие, терпимость, грубость, сострадание, зависть, прощение, жадность, чуткость, жестокость,
доброжелательность. Задание 4. Творческое задание в группах. Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит». Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Работают в группах. Зачитывают законы по группам. Составляют общий закон: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5 Защита проектной задачи проходит в форме презентации своего продукта (презентация, иллюстрированное наглядное пособие, газета) (Презентации в приложении) | Работа в группах: Получают задания в конвертах. Расспределяются. Выбирают задания, которые могут и хотят выполнить. Начинается работа в группах.
1 задание. Работа с текстами. Какой текст можно назвать притчей? 2 задание. Работа со справочным материалом. 3 задание. Выбрать из набора слов, слова которые характеризуют милосердного человека. 4 задание. Творческое задание в группах (законы милосердия). 5 задание. Защита проектов Текст защиты Примерная защита проекта группы 3В класса. Продуктом нашей группа стал плакат, который называется «Милосердие!» Сначала мы ознакомились с материалами, которые у нас были в конвертах. В конверте №1 были тексты, с ними захотели работать девочки: Диана и Полина. Они предложили нам взять к оформлению плаката притчу, которая называется «Окно». Затем рассказали, что в ней говорится о доброте и зависти, как раз то, что подходит под нашу тему. В конверте №2 находился справочный материал. С этим конвертом решили работать Саша и Алеша. Они нас познакомили с понятиями слов: милосердие, притча, сострадание, равнодушие и др. Катя и Никита — это наши художники. Они работали над оформлением рисунков по теме. А еще они предложили нам сделать круг из наших ладошек, на которых мы написали цитаты, которые, как нам показалось подходят к теме «Милосердие». В нахождении этих цитат нам помогли девочки, которые работали с текстами, а также в Интернете, мы воспользовались ноутбуком. Работали мы очень дружно и слаженно, каждый выполнял свою работу. Все наши наработки мы показали на плакате. Девизом своей работы мы взяли слова «Доброта спасёт МИР!». Спасибо за внимание, с удовольствием ответим на ваши вопросы. Работают со справочным материалом, учебником истоки 3 класс, интернет- ресурсами… Работают со справочным материалом. Обсуждают, приходят к общему мнению, выбирают нужные слова… Читают, обсуждают, составляют общий закон. Защита проекта в форме презентации -работа с ноотбуком, сбор информации, распределяют, оформляют, готовят защиту презентации.
| |||||||||||||||
IV этап. Итоги занятия. | ||||||||||||||||
Получение обратной связи от учащихся, подведение итогов, выход на результат | Защита проектов, детская рефлексия. Оценка собственной деятельности. | |||||||||||||||
V этап. Рефлексия. | ||||||||||||||||
Можете ли вы теперь ответить на вопрос что такое милосердие? Можно ли дела милосердия назвать духовным подвигом? Служением людям? Любовью к ближнему? Итог: Cамая важная милость-умение прощать. | Ответы детей: Я считаю, конечно можно, т.к. есть люди которые к этому еще не готовы… |
Используемая литература:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя/ Под редакцией А.Г. Асмолова М: «Просвещение» 2010.
2.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е/ М: Издательский дом «Истоки», 2015
3.Методическое пособие. Истоковедение/ Том 8 М: Издательский дом «Истоки», 2014.
4.Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя/ Под редакцией А.Б.Воронцова М: «Просвещение» 2011.
5.http://www.newtemper.com/obrazovanie/nauka/miloserdie_2531
Дополнительные материалы (схемы, рисунки, слайды и пр.) оформляются в приложениях к методической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающихся ...
Цикл методических разработок уроков. Математика 3 класс. УМК-XXI век.
Тема: Число от 100 до 1000.Цель: научить учащихся считать сотнями, читать и записывать цифрами числа в пределах 1000;развивать внимание; математическую речь.Тема: Число от 100 до 1000....
Наличие собственной системы методических разработок
Методические материалы...
Ра5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», 4 класс
5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», включая дидактический материал, презентация к каждому ур...
Ра5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», 4 класс
5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», включая дидактический материал, презентация к каждому ур...
Диплом победителя Всероссийского профессионального конкурса методических разработок "Методический сундучок"
С 01 октября по 30 ноября 2014 года проходил Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок "Методический сундучок" в номинации "Конспект урока" 3 место...