Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №7 станции Паницкая
Красноармейского района Саратовской области"
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №7 ст. Паницкая» ______ /________________/ «___» _____________ 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №7 ст. Паницкая» ___________ /М.В.Бурова/ Приказ № ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «основы православной культуры» для учащихся 4 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Емельянова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Рабочая программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы православной культуры»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 7 ст. Паницкая». Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4 класс» - изучается обучающимся 4 класса с их согласия и по выбору его родителей.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ:
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Программа учебного предмета « Основы православной культуры» разработана с учетом формирования следующих компетентностей: приобретение и интеграция знаний, сотрудничество, коммуникация, решение проблем, использование ИКТ для обучения, самоорганизация и саморегуляция, личностный смысл учения и начальные формы рефлексии.
Тематическое планирование курса ОРКСЭ
(1 час в неделю)
УМК
№ уро ка | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | ||
2 | Культура и религия. | 1 | |||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | Изучают основы духовной традиции православия. | ||
4 | Православная молитва. | 1 | |||
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Дают определения основных понятий православной культуры. | ||
6 | Проповедь Христа. | 1 | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | ||
7 | Христос и Его Крест. | 1 | |||
8 | Пасха. | 1 | |||
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | ||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | |||
11 | Заповеди. | 1 | |||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | |||
13 | Золотое правило этики. | 1 | |||
14 | Храм. | 1 | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | ||
15 | Икона. | 1 | |||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | ||
17 | Подведение итогов. | 1 | |||
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | ||
19 | Подвиг. | 1 | |||
20 | Заповеди блаженств. | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) | ||
21 | Зачем творить добро? | 1 | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | |||
23 | Православие о Божием суде. | 1 | |||
24 | Таинство Причастия. | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | ||
25 | Монастырь. | 1 | |||
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. | ||
27 | Христианская семья. | 1 | |||
28 | Защита Отечества. | 1 | |||
29 | Христианин в труде. | 1 | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |||
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | Готовят сообщения по выбранным темам (теме). | ||
32-33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. | ||
34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект (УМК)
Литература для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2012
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.
4. Энциклопедическая и справочная литература.
Литература для учащихся:
Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2012 г.
Адреса электронных ресурсов:
Техническое обеспечение:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Телевизор
3. DVD-проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...