Добро и зло!
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
- ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты «Добро есть жизнь».(Н. Ф. Фёдоров), «Зло есть грубейшая форма невежества». (Н. Рерих), « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»
- (М. Пришвин»), кассета с песней «Улыбка».
- Вступительное слово.
- Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Добро и зло».
- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.
- «Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.
- Этика – учение о морали. Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики.
- Домашнее задание.
- Дома вы должны были подумать над определениями понятий «добро» и «зло», поговорить с родителями, знакомыми, друзьями на эту тему.
- Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?
- Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
- - Прослушайте стихотворение Ю. Друниной
- Стираются лица и даты,
- Но всё ж до последнего дня
- Мне помнить о тех, что когда-то
- Хоть чем-то согрели меня.
- Согрели своей плащ-палаткой,
- Иль тихим шутливым словцом,
- Иль чаем на столике шатком,
- Иль попросту добрым лицом.
- Как праздник, как счастье, как чудо
- Идёт Доброта по земле.
- И я про неё не забуду,
- Как я забываю о зле…
- - О чём это стихотворение?
- - Какова его основная мысль?
- Чтение и обсуждение стихотворения С. Куняева «Добро должно быть с кулаками…».
- - Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
- - Послушайте стихотворение С. Куняева «Добро должно быть с кулаками».
- Добро должно быть с кулаками,
- Добро суровым быть должно,
- Чтобы летела шерсть клоками
- Со всех, кто лезет на добро.
- Добро – не жалость и не слабость,
- Добром дробят замки оков.
- Добро не слякость и не святость,
- Не отпущение грехов.
- И смысл истории – в конечном,
- В добротном действии одном:
- Спокойно вышибать коленом
- Не уступающих добром!
- - Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками».
- - Почему это необходимо?
- ( Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)
- Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».
- - Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят»
- (За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).
- - В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?
- - Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».
- Как иногда за добро платят злом.
- Притча.
- Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
- Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- - Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
- Человек отвечает ей:
- - Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
- Змея опять:
- - Поверь мне, я не съем тебя!
- А человек своё:
- - Я тебе не верю.
- Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
- Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- - Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
- - Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- - Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- - Вот так дела! – сказал человек сердито.
- А змея опять:
- - Ты думаешь, я не права?
- - Конечно, не права!
- - Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
- Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- - Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- - Да, - ответила пума.
- - А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- - Да, - ответила лошадь.
- - Братец олень, платят ли за добро злом?
- - Да, - ответил олень.
- Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- - Братец волк, платят ли за добро злом?
- И волк отвечает:
- - Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
- Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- - А теперь, змея, оставайся там!
- Человек поблагодарил волка и говорит:
- - Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- - Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
- Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
- И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
- Волк уже ждал его.
- - Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- - Спасибо! – ответил волк.
- Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- - Змея была права: за добро надо платить злом.
- - Правильно поступили змея и человек?
- - Как должны поступать люди в таких ситуациях?
- Опросный лист «Добро и зло».
- - Как вы думаете, что победит: добро или зло?
- Анкета: «Согласен – не согласен».
- У таланта, способностей есть предел. У добра предела нет.
- В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.
- Добро обязательно победит зло.
- Доброе дело на век.
- Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».
- Доброта, добрый.
- - Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
- - Что значит добрый человек?
- - Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- - Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
- - Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
- Результаты анкеты
- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
- Заключение.
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
- Помогать людям.
- Защищать слабого.
- Делиться последним с другом.
- Не завидовать.
- Прощать ошибки другим.
- ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться.
- \ Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
- ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
- И ЕЩЁ ПОМНИ:
- Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
- Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...