Добро и зло!
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Капшукова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

  • ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

  • ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты «Добро есть жизнь».(Н. Ф. Фёдоров), «Зло есть грубейшая форма невежества». (Н. Рерих), « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»
  • (М. Пришвин»), кассета с песней «Улыбка».

  • Вступительное слово.
  • Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Добро и зло».
  • У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.
  • «Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.
  • Этика – учение о морали. Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики.
  • Домашнее задание.
  • Дома вы должны были подумать над определениями понятий «добро» и «зло», поговорить с родителями, знакомыми, друзьями на эту тему.
  • Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?
  • Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
  • - Прослушайте стихотворение Ю. Друниной
  • Стираются лица и даты,
  • Но всё ж до последнего дня
  • Мне помнить о тех, что когда-то
  • Хоть чем-то согрели меня.
  • Согрели своей плащ-палаткой,
  • Иль тихим шутливым словцом,
  • Иль чаем на столике шатком,
  • Иль попросту добрым лицом.
  • Как праздник, как счастье, как чудо
  • Идёт Доброта по земле.
  • И я про неё не забуду,
  • Как я забываю о зле…
  • - О чём это стихотворение?
  • - Какова его основная мысль?
  • Чтение и обсуждение стихотворения С. Куняева «Добро должно быть с кулаками…».
  • - Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
  • - Послушайте стихотворение С. Куняева «Добро должно быть с кулаками».
  • Добро должно быть с кулаками,
  • Добро суровым быть должно,
  • Чтобы летела шерсть клоками
  • Со всех, кто лезет на добро.
  • Добро – не жалость и не слабость,
  • Добром дробят замки оков.
  • Добро не слякость и не святость,
  • Не отпущение грехов.
  • И смысл истории – в конечном,
  • В добротном действии одном:
  • Спокойно вышибать коленом
  • Не уступающих добром!
  • - Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками».
  • - Почему это необходимо?
  • ( Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)
  • Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».
  • - Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят»
  • (За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).
  • - В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?
  • - Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».
  • Как иногда за добро платят злом.
  • Притча.
  • Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
  • Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
  • - Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
  • Человек отвечает ей:
  • - Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
  • Змея опять:
  • - Поверь мне, я не съем тебя!
  • А человек своё:
  • - Я тебе не верю.
  • Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
  • Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
  • - Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
  • - Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
  • - Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
  • - Вот так дела! – сказал человек сердито.
  • А змея опять:
  • - Ты думаешь, я не права?
  • - Конечно, не права!
  • - Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
  • Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
  • - Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
  • - Да, - ответила пума.
  • - А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
  • - Да, - ответила лошадь.
  • - Братец олень, платят ли за добро злом?
  • - Да, - ответил олень.
  • Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
  • - Братец волк, платят ли за добро злом?
  • И волк отвечает:
  • - Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
  • Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
  • - А теперь, змея, оставайся там!
  • Человек поблагодарил волка и говорит:
  • - Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
  • - Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
  • Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
  • И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
  • Волк уже ждал его.
  • - Братец волк, я принёс тебе цыплят!
  • - Спасибо! – ответил волк.
  • Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
  • - Змея была права: за добро надо платить злом.

  • - Правильно поступили змея и человек?
  • - Как должны поступать люди в таких ситуациях?
  • Опросный лист «Добро и зло».
  • - Как вы думаете, что победит: добро или зло?
  • Анкета: «Согласен – не согласен».
  • У таланта, способностей есть предел. У добра предела нет.
  • В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.
  • Добро обязательно победит зло.
  • Доброе дело на век.
  • Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».
  • Доброта, добрый.
  • - Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
  • - Что значит добрый человек?
  • - Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
  • Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  • Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  • И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
  • - Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
  • - Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
  • У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  • Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  • Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  • Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  • Любите ли вы злые шутки?
  • Вы злопамятны?
  • Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  • Умеете ли на практике применять свои способности?
  • Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  • Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  • Вы охотно выполняете просьбы?
  • Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
  • Результаты анкеты
  • А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
  • Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
  • От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  • Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

  • Заключение.
  • Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
  • Помогать людям.
  • Защищать слабого.
  • Делиться последним с другом.
  • Не завидовать.
  • Прощать ошибки другим.

  • ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать.
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  • Не спрятать, а поделиться.
  • \ Не кричать, а выслушать.
  • Не разорвать, а склеить.

  • ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
  • И ЕЩЁ ПОМНИ:
  • Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
  • Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...