Христианская семья.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока ОРКиСЭ 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaminskaya_ea_zachetnaya_rabota_kursy_po_orkise.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Исполнитель: Каминская Екатерина Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
2014 г.
Технологическая карта урока
Предмет: Основы православной культуры
Базовый учебник: Кураев А.В «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений». – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
Тема урока: Христианская семья.
Цель урока: осознать значение понятия «Семья» и «Христианская семья».
Задачи урока
Образовательные: знакомство с понятиями «венчание», «обручальное кольцо», «тактичность», «Семья» и «Христианская семья».
Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, уважительного отношения друг к другу, ценностного отношения к христианским традициям и традициям своей семьи
Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с кроссвордом, алгоритм составления синквейна, карточки с темой и целью урока, презентация, детали для составления «семейного дома», детские ноутбуки (один на парту), ладошки, алгоритм работы с интернет-словарем.
Критерии достижения цели урока: сформированность основных понятий, сформированность УУД
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Учитель создает эмоциональный настрой. - Я желаю вам удачного дня, хорошего настроения, полезного времяпровождения. | Настраиваются на работу | |
2 | Актуализация знания, подготовка к активной учебной деятельности | Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках. - Какие качества вы бы хотели видеть в человеке, живущем рядом с вами? Почему? -Что вы можете предложить в ответ человеку, живущему рядом с вами? -А как вы понимаете слова «люди, живущие рядом»? Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд. Сестра дЕти Мама Ь дядЯ Какое слово получилось в центре? Проверка на слайде № 1 | Дети высказывают свои предположения: Любовь, доброта, милосердие и т. Решают кроссворд на карточках, определяют ключевое слово Семья | Коммуникативные – построение речевого высказывания Познавательные (логические) - анализ. Коммуникативные – умение работать в парах. |
3 | Сообщение темы урока | - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Где мы можем уточнить тему нашего урока? Попробуйте сформулировать цель нашего урока? - Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». (тема и цель вывешиваются на карточках на доску). | Высказывают свои мнения Находят и уточняют тему в содержании учебника. | Коммуникативные – построение речевого высказывания. Познавательные – умение работать с источниками информации |
4 | Беседа по теме | - Скажите, с чего начинается строительство дома? Правильно, вот и мы начнём создавать наш счастливый дом с закладывания фундамента! (учитель раздаёт «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений) Эти же «кирпичики» нам помогут построить стены дома - Как вы думаете, что же такое семья? - Найдите значение данного слова в словаре. Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми) слайд 2 | Из раздаточного материала дети выбирают необходимые слова для крепкой семьи, например, любовь, совет, лад, терпение, взаимопонимание (дети «закладывают фундамент и строят стены дома из выбранных «кирпичиков» - отвечают ( родственники, которые проживают вместе: мама, папа, дети, бабушка и дедушка) находят определение слова, пользуясь интернет-словарем, пользуясь алгоритмом. | Познавательные ( логические) – анализ, обобщение, выделение существенных признаков. Познавательные – работа с различными источниками информации – литературой, интернет-ресурсами Регулятивные – работа по алгоритму. |
5 | Усвоение новых знаний. | - Давайте посмотрим, как это понятие раскрыто в вашем учебнике: с чем же сравнивает семью автор учебника? Почему он использует именно сравнение с «ковчегом»? Какие христианские традиции должны помнить и соблюдать семьи? На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы: Каковы значения венца? Почему венец имеет форму кольца? Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? И вот теперь в нашем доме живут муж и жена Продолжим изучать материал, используя пословицы. В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? А теперь, чтобы в нашем «доме» поселились радость и тепло, заселим туда детей Вывод: Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом. Общий вид домика – слайд 3. (экран выключается) | Анализируют текст, находят нужную для ответа информацию Дети отвечают на вопрос и обосновывают свое мнение. (дети «заселяют в дом мужа и жену»). дети «заселяют в дом детей» | Познавательные – работа с текстом. Коммуникативные – построение речевого высказывания. Логические – обоснование своей точки зрения. Логические - анализ, выделение существенных признаков, обобщение в виде схемы. |
6 | Физкультминутка | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. Мама вприсядку, папа вприсядку, дети вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! | ||
7 | Закрепление | - Можно ли жить в таком доме? Почему? Прочитайте 4 абзац на странице 87 и скажите, что же будет «крышей» нашего дома? Почему? Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод. Учитель организовывает работу детей, используя интерактивный метод – круглый стол. В России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны. - Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Предлагаю вам послушать поучительный рассказ К. Д. Ушинского «Дедушка» (чтение рассказа учеником; слайд 13). Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой? Почему? Что подтолкнуло их к исправлению ошибки? Ребята, что же может стать причиной непонимания и холода в семье? (ответы детей) Значит, жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»? (обращение к учебнику, стр. 87 2 и 5 абзац) Ребята, а вы хотите узнать, почему мы расположили «ладошки» по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна | Дети отвечают на вопрос и обосновывают свое мнение находят нужную для ответа информацию Дети рассказывают о традициях своей семьи, звучит тихая спокойная музыка. После завершения своего рассказа дети передают куколку следующему говорящему. Дети смотрят видеофрагмент «О Петре и Февронии», записывают ключевые слова. Вывод делают учащиеся, исходя из рассказа и текста учебника (над домом прикрепляем солнышко и заранее приготовленные «ладошки», олицетворяющее тепло, заботу, уют и т.п. в доме). | Познавательные – работа с различными источниками информации Коммуникативные – построение речевого высказывания, умение слушать говорящего. Логические – умение выделять ключевые слова. Логические – умение обобщать и делать выводы, обосновывать свое мнение. |
8 | Итог урока. | Давайте вспомним тему нашего урока. Вспомним какую цель поставили перед собой? Подумайте, достигли ли мы этой цели? Какую семью можно назвать христианской? Что же помогло нам построить дом счастливой семьи? Прошу составить синквейн к понятию « христианская семья» | Составляют синквейн, пользуясь алгоритмом Читают желающие. Венец. | Регулятивные: умение работать по алгоритму, осуществление самоконтроля, анализа своей деятельности. |
9 | Рефлексия | Оцените свою работу на уроке. Для этого продолжите высказывания: Я узнал, что… Мне понравилось … Мне было интересно… Стало понятно… Мне захотелось… Меня удивило… - Пусть в вашем доме живут любовь, забота, терпение, взаимопонимание. Тактичность. Только сообща, в кругу семьи можно всё преодолеть! | Формулируют конечный результат своей работы на уроке - высказывают свое мнение, обосновывают его. | Регулятивные – рефлексия своей деятельности |
10 | Домашнее задание | Дифференцированное: (на выбор) Прочитать материал учебника – страницы 86-87 вместе с родителями и ответить на вопросы. Соберите книжку-малышку пословиц и поговорок о семье. Рисунок «Моя семейная традиция». | Выбирают понравившееся задание. |
Список литературы:
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. (интернет-ресурс на сайте яндекс-словари)
- Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М., «Просвещение», 2013, с. 86-87.
- htt://ru.wikipedia.org/ wiki/ Пётр и Феврония
Приложение
Алгоритм работы с интернет-словарем.
- набираем в поисковой строке «яндекс-словари».
- переходим по ссылке в раздел «Энциклопедии»
- выбираем раздел «Толковые словари»
- выбираем словарь С. Ожегова
- выбираем нужную букву, затем слог, на которые начинается искомое слово.
- находим нужную словарную статью
- читаем значение искомого слова.
Алгоритм составления синквейна
- существительное - понятие
- подбираем 2 имени прилагательных, характеризующих понятие.
- подбираем 3 глагола, характеризующих понятие
- фраза из 4 слов по теме.
- существительное –синоним к основному понятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Урок ОПК "Христианская семья" с презентацией.
Урок по новому курсу ОПК по учебнику А. Кураева с презентацией....
Родительское собрание: "Традиции и культура в христианской семье"
Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье явля...
Открытый урок по ОПК "Христианская семья"
Конспект урокаПрезентация "Христианская семья" Притчавидео к уроку можно скачать по ссылке: http://files.mail.ru/D73F681AD1A54176B45B393095820462...