Родительское собрание: "Традиции и культура в христианской семье"
методическая разработка (4 класс) на тему
Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.
Святая страстотерпица государыня
Императрица Александра Федоровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_tradicii_i_kultura_v_hristianskoy_seme._pushkina_e.v.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ПАПО
Самостоятельная работа
Родительское собрание:
«Традиции и культура в христианской семье»
Слушатель:
Пушкина Екатерина Владимировна,
Учитель начальных классов
МОУ Каменская СОШ № 1
Дмитровского района
Московской области.
Научный руководитель:
Кутикова Наталья Анатольевна,
Кандидат культурологи,
Доцент Педагогической Академии.
2012 год
Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.
Святая страстотерпица государыня
Императрица Александра Федоровна
Задачи:
- Дать определение понятиям «Семья», «Христианская семья», «традиции»;
- Познакомить родителей с традициями и культурой в христианской семьи;
- Формировать необходимость соблюдать христианские традиции в семье.
Форма проведения: лекция учителя.
Подготовительная работа: анкетирование детей, подготовка и оформление класса, подготовка сценария.
Ход собрания
- Лекция учителя.
Для того, чтобы говорить о семье, христианской семье, о традициях и культуре в христианской семье, необходимо определить значение понятие понятия "семья":
Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью .
Семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
То, что понятие "семья" имеет и нравственную, и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.
Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, "есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».
По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.
В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.
По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух. Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека:
- "Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений... Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только "друг с другом", но и "во Христе"" .
- "В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности".
Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.
Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение".
Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
- святитель Василий Великий: "Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";
- святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";
- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";
- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".
Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...
Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье:
Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным...
Святитель Феофан Затворник
Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?
Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
2. Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
3. Отношения: сердечные чувствования и настроения,
4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
5. Распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.
Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.
Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том "чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях".
И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,
- неподдельное сочувствие всему страдающему,
- действенная любовь к ближним,
- блаженная сила совестного акта,
- мужество национального героя,
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,
– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает» .
Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:
- религиозные воспоминания детства,
- влияние природы,
- влияние художественной литературы,
- встречи с действительно религиозными людьми,
- посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),
- чтение религиозной литературы .
В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Сложностями на пути решения этих задач являются
1) современное секуляризованное социокультурное окружение,
2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания,
3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности,
4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,
5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.
В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
2. Анализ анкетирования.
3. Дискуссия родителей на тему родительского собрания.
4. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Презентация для родительского собрания "Традиции воспитания"
Презентация для родительского собрания "Традиции воспитания"...
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...
Родительское собрание "Традиции семейного чтения"
Примерная разработка совместного с детьми родительского собрания, проведенного в форме интерактивной беседы-викторины, с представлением семейных информационно-исследовательских проектов "Папы-мам...