Рабочая программа по ОРКЭС 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, которая содержит: планируемые результаты, содержание предмета и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и -уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
-осуществлять поиск средств ее достижения;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-находить наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;
-понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Предметные результаты:
-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
-осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Урок 1. Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. Учебно -исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.
Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире. Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции. Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия.
Раздел 2. Знакомство с основами этики
Урок 3. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Вариативное содержание: философские рассказы для детей. Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества. Межмодульные связи: вечные вопросы человечества. Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.
Урок 4. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность Основное содержание: Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики. Вариативное содержание: Аристотель и Цицерон. Основные понятия: этика, добродетель. Словарная работа: добродетель, оратор, ораторское искусство. Учебно -исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
Урок 5. Что такое добродетель
Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Вариативное содержание: добродетельная жизнь. Основные понятия: добродетель, порок. Словарная работа: порок.
Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях.
Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через по- ступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага. Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера. Словарная работа: совершенство, идеал.
Урок 7. Нравственные качества
Основное содержание: нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Вариативное содержание: Софокл — древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость. Словарная работа: Параолимпийские игры.
Урок 8. Терпение и терпимость.
Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях». Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки. Основные понятия: терпение, терпимость, тактич- ность. Словарная работа: терпение.
Раздел 4. Этика о нравственном выборе
Урок 9. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом
Основное содержание: жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Вариативное содержание: афинская демократия. Основные понятия: достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения. Словарная работа: убеждения.
Урок 10. Убеждения
Основное содержание: убеждения и их роль в жиз- ни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Вариативное содержание: Д. С. Лихачев. Основное понятие: цель жизни. Межмодульные связи: притчи. Словарная работа: сверхличный.
Урок 11. Нравственный выбор
Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора. Основное понятие: нравственный выбор. Словарная работа: человечность, «быть челове- ком».
Урок 12. Совесть. Долг.
Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести. Основные понятия: совесть, стыд, долг. Словарная работа: долг.
Урок 13. Ответственность.
Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Фило- софская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.
Урок 14. Этика о воспитании самого себя
Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание. Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение. Основное понятие: самосовершенствование. Межмодульные связи: самосовершенствование и са- мовоспитание. Словарная работа: самосовершенствование.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Урок 15. Справедливость.
Основное содержание: Моцзы и его политические и философские взгляды. Моцзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Моцзы. Моцзы о правильном устройстве общества. Учение Моцзы о всеобщей любви. Вариативное содержание: учение о всеобщей любви. Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь. Словарная работа: справедливость.
Урок 16. Государство, основанное на справедливости
Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Вариативное содержание: биография Конфуция. Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао. Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.
Урок 17. Государство. Светская этика .
Основное содержание: государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника. Вариативное содержание: государственные праздники. Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники. Межмодульные связи: патриотизм. Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни
Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей
Основное содержание: нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Заве- та. Тора. Основные понятия: нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм. Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.
Урок 19. Заповеди любви
Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия. Основные понятия: христианство, любовь, Библия. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство. Словарная работа: христианство.
Урок 20. Любовь — основа жизни
Основное содержание: любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Вариативное содержание: народные пословицы о любви. Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения. Словарная работа: любовь.
Урок 21. Прощение
Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении. Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель». Основное понятие: прощение. Словарная работа: грех.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу
Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе
Основное содержание: дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе. Основные понятия: дружба, пифагорейцы. Словарная работа: дружба.
Урок 23. Этика об отношении к другим людям и самому себе
Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм. Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм. Межмодульные связи: отношение к людям в тради- ции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм. Словарная работа: взаимоотношения. Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь
Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской куль- туры. В. А. Солоухин «Слово о словах». Основные понятия: речь, мысли, поступки. Словарная работа: красноречие.
Урок 25. Милосердие
Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как ос- нова христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни. Основные понятия: милосердие, благотворительность. Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Словарная работа: милосердие, благотворительность. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.
Урок 26. «Золотое правило нравственности»
Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте». Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский. Основное понятие: «золотое правило нравственности». Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах. Словарная работа: золотое правило нравственности. Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне». Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам
Урок 27. Нравственные законы в современном мире
Основное содержание: нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Вариативное содержание: Нобелевская премия мира. Основные понятия: милосердие, бескорыстие. Словарная работа: бескорыстие.
Урок 28. Альберт Швейцер
Основное содержание: жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение по- святить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия. Основное понятие: человеколюбие. Словарная работа: человеколюбие.
Урок 29. Этическое учение Л. Н. Толстого
Основное содержание: Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. Л. Н. Толстой «Муравей и голубка». Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого для детей. Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь. Словарная работа: самовоспитание. Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.
Урок 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор». Основные понятия: добро и зло.
Уроки 31—34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | ДАТА | Количество часов, отводимых на освоение темы | Раздел (количество часов) Тема урока | |
по плану | фактич | |||
Раздел 1. Знакомство с новым предметом | ||||
1. | 3.09 | 1 | Россия – наша Родина | |
2. | 10.09 | 1 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия | |
Раздел 2. Знакомство с основами этики | ||||
3. | 17.09 | 1 | Диалог о философии и этике. | |
4. | 24.09 | 1 | Мораль и нравственность. | |
Раздел 3. Этические учения о добродетелях | ||||
5 | 1.10 | 1 | Что такое добродетель | |
6. | 8.10 | 1 | Учение Аристотеля о добродетелях | |
7. | 15.10 | 1 | Нравственные качества | |
8. | 22.10 | 1 | Терпение и терпимость | |
Раздел 4. Этика о нравственном выборе | ||||
9 | 29.10 | 1 | Суд над Сократом | |
10. | 12.11 | 1 | Убеждения | |
11. | 19.11 | 1 | Нравственный выбор | |
12. | 26.11 | 1 | Совесть. Долг | |
13. | 3.12 | 1 | Ответственность | |
14 | 10.12 | 1 | Этика о воспитании самого себя | |
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве | ||||
15. | 17.12 | 1 | Справедливость | |
16. | 24.12 | 1 | Государство, основанное на справедливости | |
17 | 14.01 | 1 | Государство. Светская этика |
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни | ||||
18. | 21.01 | 1 | Нравственный закон. Десять заповедей | |
19. | 28.01 | 1 | Заповеди любви | |
20. | 4.02 | 1 | Любовь – основа жизни | |
21. | 11.02 | 1 | Прощение | |
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу | ||||
22. | 25.02 | 1 | Древнегреческие мыслители о дружбе | |
23. | 4.03 | 1 | Этика об отношении к другим людям и самому себе | |
24. | 11.03 | 1 | Мысли и поступки. Слова и речь. | |
25. | 18.03 | 1 | Милосердие | |
26. | 1.04 | 1 | «Золотое правило нравственности» | |
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам | ||||
27. | 8.04 | 1 | Нравственные законы в современном мире | |
28. | 15.04 | 1 | Альберт Швейцер | |
29. | 22.04 | 1 | Этическое учение Л.Н. Толстого | |
30. | 29.04 | 1 | Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра». | |
31. | 6.05 | 1 | Готовимся к защите проекта | |
32. | 13.05 | 1 | Выбор темы проекта. Подбор материала из дополнительных источников. | |
33. | 20.05 | 1 | Защита проектов по изученным темам | |
34 | 1 | Урок – обобщения «Идём дорогою добра» |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР /__________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор /__________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
Лист корректировки Рабочей программы
педагога
Ващилиной Любови Анатольевны
Ф.И.О.
по ОРКСЭ в 4 классе
предмет, класс
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | |||
Тема урока | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...