Рабочая программа по ОРКЭС 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Дегтярева Светлана Леонидовна

Программа разработана  в соответствии с требованиями ФГОС, которая содержит:  планируемые результаты, содержание предмета и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и -уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные  результаты:

-овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

-осуществлять поиск средств ее достижения;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-находить наиболее эффективные способы достижения результата;

-вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;

-понимать причины успеха  неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

 -определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

-адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

 Предметные  результаты:

-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

-осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. Учебно -исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире. Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции. Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия.

Раздел 2. Знакомство с основами этики 

Урок 3. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.  Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Вариативное содержание: философские рассказы для детей. Основные понятия: философия,  этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества. Межмодульные связи: вечные вопросы человечества. Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.

Урок 4. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность Основное содержание: Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики. Вариативное содержание: Аристотель и Цицерон. Основные понятия: этика, добродетель. Словарная работа: добродетель, оратор, ораторское искусство. Учебно -исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях 

Урок 5. Что такое добродетель

Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Вариативное содержание: добродетельная жизнь. Основные понятия: добродетель, порок. Словарная работа: порок.

Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях.

 Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через по- ступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага. Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера. Словарная работа: совершенство, идеал.

Урок 7. Нравственные качества

Основное содержание: нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).  Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Вариативное содержание: Софокл — древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость. Словарная работа: Параолимпийские игры.

Урок 8. Терпение и терпимость.

 Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях». Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки. Основные понятия: терпение, терпимость, тактич- ность. Словарная работа: терпение.

Раздел 4. Этика о нравственном выборе 

Урок 9. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

Основное содержание: жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Вариативное содержание: афинская демократия. Основные понятия: достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения. Словарная работа: убеждения.

Урок 10. Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жиз- ни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».  Вариативное содержание: Д. С. Лихачев. Основное понятие: цель жизни. Межмодульные связи: притчи. Словарная работа: сверхличный.

Урок 11. Нравственный выбор

 Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора. Основное понятие: нравственный выбор. Словарная работа: человечность, «быть челове- ком».

Урок 12. Совесть. Долг.

 Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести. Основные понятия: совесть, стыд, долг. Словарная работа: долг.

Урок 13. Ответственность.

 Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Фило- софская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.

Урок 14. Этика о воспитании самого себя

Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание. Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение. Основное понятие: самосовершенствование. Межмодульные связи: самосовершенствование и са- мовоспитание. Словарная работа: самосовершенствование.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Урок 15. Справедливость.

 Основное содержание: Моцзы и его политические и философские взгляды. Моцзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Моцзы. Моцзы о правильном устройстве общества. Учение Моцзы о всеобщей любви. Вариативное содержание: учение о всеобщей любви. Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь. Словарная работа: справедливость.

Урок 16. Государство, основанное на справедливости

Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Вариативное содержание: биография Конфуция.  Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао. Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.

Урок 17. Государство. Светская этика .

Основное содержание: государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника. Вариативное содержание: государственные праздники. Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники. Межмодульные связи: патриотизм. Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной  войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни 

Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей

Основное содержание: нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Заве- та. Тора.  Основные понятия: нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм. Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.

Урок 19. Заповеди любви

Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия. Основные понятия: христианство, любовь, Библия. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство. Словарная работа: христианство.

Урок 20. Любовь — основа жизни

Основное содержание: любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Вариативное содержание: народные пословицы о любви. Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения. Словарная работа: любовь.

Урок 21. Прощение

Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении. Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель». Основное понятие: прощение. Словарная работа: грех.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу 

Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе

Основное содержание: дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе. Основные понятия: дружба, пифагорейцы. Словарная работа: дружба.

 Урок 23. Этика об отношении к другим людям и самому себе

Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм. Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм. Межмодульные связи: отношение к людям в тради- ции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм. Словарная работа: взаимоотношения. Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь

Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.  Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской куль- туры. В. А. Солоухин «Слово о словах». Основные понятия: речь, мысли, поступки. Словарная работа: красноречие.

Урок 25. Милосердие

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как ос- нова христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни. Основные понятия: милосердие, благотворительность. Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Словарная работа: милосердие, благотворительность. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.

Урок 26. «Золотое правило нравственности»

Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».  Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский. Основное понятие: «золотое правило нравственности». Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах. Словарная работа: золотое правило нравственности. Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне». Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам 

Урок 27. Нравственные законы в современном мире

Основное содержание: нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Вариативное содержание: Нобелевская премия мира. Основные понятия: милосердие, бескорыстие. Словарная работа: бескорыстие.

Урок 28. Альберт Швейцер

Основное содержание: жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение по- святить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия. Основное понятие: человеколюбие. Словарная работа: человеколюбие.

Урок 29. Этическое учение Л. Н. Толстого

Основное содержание: Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. Л. Н. Толстой «Муравей и голубка». Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого для детей. Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь. Словарная работа: самовоспитание. Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.

Урок 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор». Основные понятия: добро и зло.

Уроки 31—34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

ДАТА

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

по плану

фактич

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

1.

3.09

1

Россия – наша Родина

2.

10.09

1

Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Раздел 2. Знакомство с основами этики 

3.

17.09

1

Диалог о философии и этике.

4.

24.09

1

Мораль и нравственность.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях 

5

1.10

1

Что такое добродетель

6.

8.10

1

Учение Аристотеля о добродетелях

7.

15.10

1

Нравственные качества

8.

22.10

1

Терпение и терпимость

Раздел 4. Этика о нравственном выборе 

9

29.10

1

Суд над Сократом

10.

12.11

1

Убеждения

11.

19.11

1

Нравственный выбор

12.

26.11

1

Совесть. Долг

13.

3.12

1

Ответственность

14

10.12

1

Этика о воспитании самого себя

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

15.

17.12

1

Справедливость

16.

24.12

1

Государство, основанное на справедливости

17

14.01

1

Государство. Светская этика

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни

18.

21.01

1

Нравственный

закон. Десять заповедей

19.

28.01

1

Заповеди любви

20.

4.02

1

Любовь – основа жизни

21.

11.02

1

Прощение

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу 

22.

25.02

1

Древнегреческие мыслители о дружбе

23.

4.03

1

Этика об отношении к другим людям и самому себе

24.

11.03

1

Мысли и поступки. Слова и речь.

25.

18.03

1

Милосердие

26.

1.04

1

«Золотое правило нравственности»

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам 

27.

8.04

1

Нравственные законы в современном мире

28.

15.04

1

Альберт Швейцер

29.

22.04

1

Этическое  учение  Л.Н. Толстого

30.

29.04

1

Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра».

31.

6.05

1

Готовимся к защите проекта

32.

13.05

1

Выбор темы проекта. Подбор материала из дополнительных источников.

33.

20.05

1

Защита проектов по изученным темам

34

1

Урок – обобщения «Идём дорогою добра»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР                     /__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор                 /__________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

Лист корректировки Рабочей  программы

педагога

                              Ващилиной  Любови  Анатольевны

Ф.И.О.

                                            по ОРКСЭ в  4 классе

предмет, класс

№ урока по тематическому планированию

До корректировки

Способ корректировки

После корректировки

Тема урока

Кол-во часов

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...