Сценарий народного праздника «Семёнов день».
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
===================================================
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semyonov_den.docx | 176.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
(МОУ «СОШ № 9»)
140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07
E-mail: vosk-school9@mail.ru ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001
______________________________________________________________________________________
Сценарий народного праздника «Семёнов день»
2010 – 2011 уч. год
г. Воскресенск
«Семенов день»
Действующие лица:
Ведущий.
Комар.
Муха.
Таракан.
Паук.
Жук.
Пчела.
Муравей.
Блоха.
Первый чтец.
Второй чтец.
Третий чтец.
Четвертый чтец.
Пятый чтец.
Оформление зала: зал празднично украшен букетами осенних листьев, работами детей, представлен фрагмент интерьера русской избы: стол с самоваром и угощением, скамья, бытовая утварь.
Ход праздника
(Звучит русская народная песня «Я с комариком плясала». На сцену с разных сторон осторожно прокрадываются комар, муха, таракан, жук, пчела, муравей, блоха. Все они усаживаются на скамью, каждый старается быстро что-нибудь утащить со стола. Выходит ведущий.)
Ведущий (обращаясь к залу): Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы пришли сегодня сюда. Мы с вами отправимся в старину.
(За спиной ведущего раздается жужжание – жук и муха не поделили баранку.)
Ведущий: А это что тут еще за гости такие?
(Насекомые вскакивают из-за стола и хором отвечают.)
Насекомые.
Мы – особенное племя,
Рядом с вами мы живем,
Мы жужжим, летим, шныряем,
Ткем, грызем и вашу кровь сосем!
Ведущий: Ну, мне-то понятно, кто вы такие. А вот узнали ли вас ребята? Представьтесь им.
Насекомые загадывают загадки.
Комар:
Собой тонок,
Голосом звонок,
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Все его боятся,
Все его страшатся,
Окна затворяют,
Двери запирают. (Комар.)
Пчела:
Иголку носит при себе,
А не портниха.
Варит, а не повариха. (Пчела.)
Муравей:
Сам Еремка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит. (Муравей.)
Жук:
Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет.
Сядет – землю роет. (Жук.)
Паук:
Серый маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Муха:
Черный хохолок
Воткнулся в потолок,
Осенью в щель забирается,
Весной просыпается,
Легко порхает,
Страха не знает. (Муха.)
Блоха:
Мала, а проворна,
Где бывает –
Там повелевает;
В шатер взойдет –
Богатыря перевернет. (Блоха.)
Ведущий: Молодцы, ребята, всех угадали. А теперь загадки посложнее.
Ползу червяком,
Притаюсь цветком,
Потом засыпаю,
Себя закрываю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю
Я с новой весной,
Свой гробик стряхаю
Над травой молодой,
Лечу, веселюся,
Как птичка взовьюся,
Прекрасней в сто раз,
Чем прежде была я,
И радую вас,
По цветочкам порхая. (Бабочка.)
Маленький, зелененький,
Коленками назад. (Кузнечик.)
Ведущий: В прежние времена наши с вами предки отмечали праздник – Семенов день. Посвящался этот праздник святому Симеону Столпнику. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра в каждом доме женщины принимались за основательную «приборку». А всякой «нечисти», живой и мертвой за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники сельского двора – мухи и тараканы. Тараканов считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили: «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут». И про мух молвилось немало: «Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха». В этот день хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами.
Муха: Эх, хорошо жилось нам летом! Тепло, еды вдоволь, летаешь себе весь день, гуляешь, потом домой прилетел, наелся и спать.
Таракан: Да, главное, никто тебя не трогает. Хозяева работой заняты, ребятишки гуляют.
Пчела: Ну да, кто отдыхает и ест досыта, а кто и трудится в поте лица.
Жук: Не спорьте. Давайте лучше расскажем истории из жизни насекомых.
(Дети показывают инсценировку русской небылицы.)
1-й чтец.
Во зеленом во бору,
Во высоком терему
Жила барыня блоха.
Злая-зляща голова.
2-й чтец.
Захотела раз блоха
В банечке помыться,
Заставляет паука всем распорядиться.
3-й чтец.
Тараканы баню мыли.
Комары дрова рубили.
Мухи баню топили,
Мошки щелочь щелочили.
4-й чтец.
Натопили жарко баню.
Принесли блоху в диване.
Блоха скок, скок, скок,
Повалилась на полок.
5-й чтец.
Слуги верные бежали,
Блохе жару поддавали.
Уморилася блоха,
Да свалилася с полка.
1-й чтец.
Со угару блоха пала,
На ушат боком упала.
И лежит, и еле дышит,
Ручкой-ножкой не колышет.
2-й чтец.
И все стонет, и ревет,
И на помощь всех зовет.
Блоха:
Ой, изувечилася
Да искалечилася!
Без пальца нога,
Без мизинца рука,
Без ума голова!
3-й чтец.
Околела тут блоха.
Кроты яму копали,
Тараканы погребали,
Мухи плакали-рыдали.
Муха:
Хорошо, что околела,
Всему миру надоела,
Всему миру надоела.
Все живое переела!
Ведущий: Ну вот, даже между собой поладить не можете. Дружный тот, кто работу дружно вместе с другими делает!
Таракан:
Да мы тихие.
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели-посидели.
Песенку запели.
(Насекомые исполняют русскую народную песню «В деревне было Ольховке».)
В деревне было Ольховке
В деревне было Ольховке. – 2 раза.
Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не боитесь ходите,
Тятька новые сплете!
Эх, ну! Тьфу!
Там жил-был парень Андреяшка, – 2 раза.
Припев.
Полюбил Андреяшка Парашку. – 2 раза.
Припев.
Он носил ей дорогие подарцы: – 2 раза.
Припев.
Все прянцы да баранцы. – 2 раза.
Припев.
Не велел ему тятька жениться… – 2 раза.
Припев.
Эх, заплакал тут наш Андреяшка, – 2 раза.
Припев.
А за ним заревела Парашка. – 2 раза.
Припев.
Комар: Да, хорошо летом, кусай, грызи, кровь соси, сколько хочешь!
Блоха: Теперь про тебя, Комар, историю расскажем.
(Дети инсценируют песню про комара.)
1-й чтец.
Что задумал наш комарик жениться,
Что задумал наш комарик муху взять.
Прилетел слепец – муху расхаял:
Слепень:
Это что же тебе муха –
Она шелком шить не училась,
Она золото класть не горазда.
Она с клеточки на клеточку летала,
Она с крыночки на крыночку садилась,
Из-под крайчика сметанку выедала.
2-й чтец.
Полетел наш комарик в чисто поле,
Уж как сел наш комарик на дубинку,
На осинову осинку.
3-й чтец.
Вот свалился комарик с дубинки,
Свалился тут и убился.
Туто шли-прошли два прохожих –
Один-то поп, другой да разбойник.
4-й чтец.
Это что это лежит за покойник?
По одежде-то похожий сын попович,
По окладистой бородке сын торговый.
5-й чтец.
Еще сделали ему гробочек
Из ореховой скорлупки,
Его ноженьки да не уходят
Схоронили комарика в чистом поле,
В чистом поле да во раздолье.
Муха, Комар, Блоха (возмущенно): Что это за песни да присказки такие трагические!
Пчела и Муравей: По заслугам и награда!
Таракан: Ну почему мы всегда страдаем? Вот послушайте мою печальную историю.
Ведущий: От тараканов в доме старались избавиться «уводом». Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь. Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные.
(Девочки везут «лапоть», сделанный из санок или маленькой тележки, в котором сидит таракан.)
Девочки (поют).
На столе стоит стакан,
Под стаканом таракан.
Этот рыжий таракан,
Ну совсем как мой Иван.
Ведущий: Самым, однако, церемонным и забавным был обряд «похорон мух». К тому же поверье гласило: «Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут».
После обеда девушки, старательно нарумяненные и разодетые в лучшие свои наряды, собирались артелью и, распределив роли, затевали мушиные похороны, загодя позаботившись о привлечении желанных зрителей – знакомых и незнакомых парней.
Разыгрывался довольно сложный и потешный спектакль. В нем участвовали только девушки, и каждая находила то место в спектакле, которое позволяло ей ярко проявить свой темперамент, «выходку» и изобретательность.
Ловили десятка два мух и помещали их в вырезанные из репы, свеклы или редьки «гробики».
Отпевали «покойниц», потом устраивали похоронную процессию и несли их «прах» на кладбище – на ближайший пустырь. Копали могилы, хоронили, оплакивали с воем и причитаниями – воспроизводили забавным образом весь похоронный обряд, который завершался установлением крестиков и поминками. Зрители веселым одобрением отмечали каждую выходку затейниц.
(Девочки инсценируют обряд «похорон мух».)
Ведущий: Вот и закончились наши истории из жизни насекомых. Да и им уже пора убираться. Осень на дворе.
Звучит веселая музыка. Девочки машут рушниками и вениками, насекомые бегают от них, прячутся друг за друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий к празднику " Мамин День"
Кто больше всех нас любит и лелеет, конечно наши мамы! Сценарий конкурсно-развлекательный в котором дети готовят сюрприз и подготавливаю подарки своим мамам! Мамы не сидят на месте, а участвуют в весе...
сценарий к празднику " Мамин День"
Кто больше всех нас любит и лелеет, конечно наши мамы! Сценарий конкурсно-развлекательный в котором дети готовят сюрприз и подготавливаю подарки своим мамам! Мамы не сидят на месте, а участвуют в весе...
Сценарий фольклорного праздника "Ильин день"для младших школьников.
Сценарий фольклорного праздника "Ильин день"для младших школьников направлен на приобщение к народной культуре.....
Сценарий православного праздника «Михайлов день».
Задачи: - познакомить детей с обычаями и традициями на Михайлов день; - познакомить детей с приметами на Михайлов день; - познакомить с играми деревенских детей; - развивать умение общаться в колле...
Методическая разработка народного праздника: "Луков день".
Цель данного мероприятия: прививать любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным традициям....
Сценарий народного праздника Масленица
Праздник представляет театрализованную программу для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Сценарий народного праздника "Кузьминки"
Праздник "Кузьминки" или "Куриные именины" проводился нашими предками в ноябре, когда устанавливались морозы. Посвящён святым Косьме и Демьяну. Познавательно-игровая пр...