Сценарий народного праздника «Семёнов день».
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

===================================================

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semyonov_den.docx176.06 КБ

Предварительный просмотр:

логотип СОШ 9

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ,  Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: vosk-school9@mail.ru  ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001

______________________________________________________________________________________

Сценарий народного праздника «Семёнов день»

C:\Users\Елена\Desktop\p63_stendsem-novden-titul.jpg

 

                                                       

                                     

2010 – 2011 уч. год

г. Воскресенск

«Семенов день»

Действующие лица:

Ведущий.         
Комар.            
Муха.             
Таракан.            
Паук.            
Жук.            
Пчела.   
Муравей.
Блоха.
Первый чтец.
Второй чтец.
Третий чтец.
Четвертый чтец.
Пятый чтец.

Оформление зала: зал празднично украшен букетами осенних листьев, работами детей, представлен фрагмент интерьера русской избы: стол с самоваром и угощением, скамья, бытовая утварь.
Ход праздника
(Звучит русская народная песня «Я с комариком плясала». На 
сцену с разных сторон осторожно прокрадываются комар, муха, таракан, жук, пчела, муравей, блоха. Все они усаживаются на скамью, каждый старается быстро что-нибудь утащить со стола. Выходит ведущий.)
Ведущий (обращаясь к залу): Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы пришли сегодня сюда. Мы с вами отправимся в старину.
(За спиной ведущего раздается жужжание – жук и муха не поделили баранку.)
Ведущий: А это что тут еще за гости такие?
(Насекомые вскакивают из-за стола и хором отвечают.)
Насекомые.  
Мы – особенное племя,
Рядом с вами мы живем,
Мы жужжим, летим, шныряем,
Ткем, грызем и вашу кровь сосем!
Ведущий: Ну, мне-то понятно, кто вы такие. А вот узнали ли вас ребята? Представьтесь им.
Насекомые загадывают загадки.
Комар: 
Собой тонок,
Голосом звонок,
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Все его боятся,
Все его страшатся,
Окна затворяют,
Двери запирают. (Комар.)
Пчела:   
Иголку носит при себе,
А не портниха.
Варит, а не повариха. (Пчела.) 
Муравей:
Сам Еремка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит. (Муравей.)
Жук:       
Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет.
Сядет – землю роет. (Жук.)
Паук:       
Серый маленький Денис 
На веревочке повис. (Паук.)
Муха:       
Черный хохолок 
Воткнулся в потолок,
Осенью в щель забирается,
Весной просыпается,
Легко порхает,
Страха не знает. (Муха.)
Блоха:  
Мала, а проворна,
Где бывает –
Там повелевает;
В шатер взойдет –
Богатыря перевернет. (Блоха.)


Ведущий: Молодцы,  ребята, всех угадали. А теперь загадки посложнее. 
Ползу червяком,
Притаюсь цветком,
Потом засыпаю,
Себя закрываю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю
Я с новой весной,
Свой гробик стряхаю
Над травой молодой,
Лечу, веселюся,
Как птичка взовьюся,
Прекрасней в сто раз,
Чем прежде была я,
И радую вас,
По цветочкам порхая. (Бабочка.)

Маленький, зелененький,
Коленками назад. (Кузнечик.)


Ведущий: В прежние времена наши с вами предки отмечали праздник – Семенов день. Посвящался этот праздник святому Симеону Столпнику. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра в каждом доме женщины принимались за основательную «приборку». А всякой «нечисти», живой и мертвой за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники сельского двора – мухи и тараканы. Тараканов считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили: «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут». И про мух молвилось немало: «Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха». В этот день хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами.
Муха: Эх, хорошо жилось нам летом! Тепло, еды вдоволь, летаешь себе весь день, гуляешь, потом домой прилетел, наелся и спать.
Таракан: Да, главное, никто тебя не трогает. Хозяева работой заняты, ребятишки гуляют.
Пчела: Ну да, кто отдыхает и ест досыта, а кто и трудится в поте лица.
Жук: Не спорьте. Давайте лучше расскажем истории из жизни насекомых.
(Дети показывают инсценировку русской небылицы.)
1-й чтец. 
Во зеленом во бору,
Во высоком терему
Жила барыня блоха.
Злая-зляща голова.
2-й чтец.
Захотела раз блоха
В банечке помыться,
Заставляет паука всем распорядиться.
3-й чтец.
Тараканы баню мыли.
Комары дрова рубили.
Мухи баню топили,
Мошки щелочь щелочили.
4-й чтец. 
Натопили жарко баню.
Принесли блоху в диване.
Блоха скок, скок, скок,
Повалилась на полок.
5-й чтец.  
Слуги верные бежали,
Блохе жару поддавали.
Уморилася блоха,
Да свалилася с полка.
1-й чтец.    
Со угару блоха пала,
На ушат боком упала.
И лежит, и еле дышит,
Ручкой-ножкой не колышет.
2-й чтец.  
И все стонет, и ревет,
И на помощь всех зовет.
Блоха:    
Ой, изувечилася
Да искалечилася!
Без пальца нога,
Без мизинца рука,
Без ума голова!
3-й чтец.  
Околела тут блоха.
Кроты яму копали,
Тараканы погребали,
Мухи плакали-рыдали.
Муха:      
Хорошо, что околела,
Всему миру надоела,
Всему миру надоела.
Все живое переела!
Ведущий: Ну вот, даже между собой поладить не можете. Дружный тот, кто работу дружно вместе с другими делает!
Таракан:  
Да мы тихие. 
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели-посидели.
Песенку запели.
(Насекомые исполняют русскую народную песню «В деревне было Ольховке».)

В деревне было Ольховке
В деревне было Ольховке. – 2 раза.
Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,
   Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
   Эх, лапти мои, лапти липовые,
   Вы не боитесь ходите,
   Тятька новые сплете!
   Эх, ну! Тьфу!
Там жил-был парень Андреяшка, – 2 раза.
Припев.
Полюбил Андреяшка Парашку. – 2 раза.
Припев.
Он носил ей дорогие подарцы: – 2 раза.
Припев.
Все прянцы да баранцы. – 2 раза.
Припев.
Не велел ему тятька жениться… – 2 раза.
Припев.
Эх, заплакал тут наш Андреяшка, – 2 раза.
Припев.
А за ним заревела Парашка. – 2 раза.
Припев.


Комар: Да, хорошо летом, кусай, грызи, кровь соси, сколько хочешь!
Блоха: Теперь про тебя, Комар, историю расскажем.
(Дети инсценируют песню про комара.)
1-й чтец.    
Что задумал наш комарик жениться, 
Что задумал наш комарик муху взять.
Прилетел слепец – муху расхаял:
Слепень:    
Это что же тебе муха –
Она шелком шить не училась,
Она золото класть не горазда.
Она с клеточки на клеточку летала,
Она с крыночки на крыночку садилась,
Из-под крайчика сметанку выедала.
2-й чтец.    
Полетел наш комарик в чисто поле,
Уж как сел наш комарик на дубинку,
На осинову осинку.
3-й чтец.     
Вот свалился комарик с дубинки,
Свалился тут и убился.
Туто шли-прошли два прохожих –
Один-то поп, другой да разбойник.
4-й чтец.     
Это что это лежит за покойник?
По одежде-то похожий сын попович,
По окладистой бородке сын торговый.
5-й чтец.     
Еще сделали ему гробочек
Из ореховой скорлупки,
Его ноженьки да не уходят
Схоронили комарика в чистом поле,
В чистом поле да во раздолье.
Муха, Комар, Блоха (возмущенно): Что это за песни да присказки такие трагические!
Пчела и Муравей: По заслугам и награда!
Таракан: Ну почему мы всегда страдаем? Вот послушайте мою печальную историю.
Ведущий: От тараканов в доме старались избавиться «уводом». Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь. Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные.
(Девочки везут «лапоть», сделанный из санок или маленькой тележки, в котором сидит таракан.)
Девочки (поют). 
На столе стоит стакан,
Под стаканом таракан.
Этот рыжий таракан,
Ну совсем как мой Иван.
Ведущий: Самым, однако, церемонным и забавным был обряд «похорон мух». К тому же поверье гласило: «Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут». 
После обеда девушки, старательно нарумяненные и разодетые в лучшие свои наряды, собирались артелью и, распределив роли, затевали мушиные похороны, загодя позаботившись о привлечении желанных зрителей – знакомых и незнакомых парней.
Разыгрывался довольно сложный и потешный спектакль. В нем участвовали только девушки, и каждая находила то место в спектакле, которое позволяло ей ярко проявить свой темперамент, «выходку» и изобретательность.
Ловили десятка два мух и помещали их в вырезанные из репы, свеклы или редьки «гробики».
Отпевали «покойниц», потом устраивали похоронную процессию и несли их «прах» на кладбище – на ближайший пустырь. Копали могилы, хоронили, оплакивали с воем и причитаниями – воспроизводили забавным образом весь похоронный обряд, который завершался установлением крестиков и поминками. Зрители веселым одобрением отмечали каждую выходку затейниц.
(Девочки инсценируют обряд «похорон мух».)
Ведущий: Вот и закончились наши истории из жизни насекомых. Да и им уже пора убираться. Осень на дворе.
Звучит веселая 
музыка. Девочки машут рушниками и вениками, насекомые бегают от них, прячутся друг за друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий к празднику " Мамин День"

Кто больше всех нас любит и лелеет, конечно наши мамы! Сценарий конкурсно-развлекательный в котором дети готовят сюрприз и подготавливаю подарки своим мамам! Мамы не сидят на месте, а участвуют в весе...

сценарий к празднику " Мамин День"

Кто больше всех нас любит и лелеет, конечно наши мамы! Сценарий конкурсно-развлекательный в котором дети готовят сюрприз и подготавливаю подарки своим мамам! Мамы не сидят на месте, а участвуют в весе...

Сценарий фольклорного праздника "Ильин день"для младших школьников.

Сценарий фольклорного праздника "Ильин день"для младших школьников направлен на приобщение к народной культуре.....

Сценарий православного праздника «Михайлов день».

Задачи: - познакомить детей с обычаями и традициями на Михайлов день; - познакомить детей с приметами на Михайлов день; - познакомить с играми деревенских детей; - развивать умение общаться в колле...

Сценарий к празднику «Выпускной. День рождения любимого города!» с использованием игровой технологии для младших школьников.

Цель:  подвести  итоги работы с классом за четыре года.Задачи:воспитание уважения к учителям и родителям;привитие любви к родному городу;воспитание уважения к старшим и младшим,воспитание до...

Методическая разработка народного праздника: "Луков день".

Цель данного мероприятия: прививать любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным традициям....

Сценарий народного праздника Масленица

Праздник представляет театрализованную программу для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....