Родительское собрание "Выбор модуля курса ОРКСЭ" 3 класс
методическая разработка по орксэ (3 класс) на тему
Материалы к родительскому собранию в 3 классе по выбору модуля курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы к собранию | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 3 классах
«Цели и задачи курса ОРКСЭ. Выбор модуля»
Цель собрания: формирование у родителей представления о курсе ОРКСЭ, его целях и задачах.
Задачи:
1. Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ.
2.Сформировать представление о содержании данного курса.
3.Сориентировать родителей в выборе модуля курса ОРКСЭ.
4.Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.
Ход собрания
Слайд 2
-Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о новом для ваших детей курсе «Основы религиозной культуры и светской этики».
Слайд 3
Если вспомнить нормативную базу, то Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р был введен данный курс.
Нормативный документ назывался "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики".
Слайд 4
Поначалу было очень много споров и со стороны родителей, и со стороны общественности, ученых, духовных лиц о необходимости введения данного курса. Но все и родители, и учителя, и общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Слайд 5
Именно поэтому данный курс и был введен. То есть, главной целью данного курса являются личностные результаты учащегося, то есть воспитание личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Конечно, семья играет главную роль в нравственном воспитании ребенка, но согласно Закону об образовании в РФ воспитание со школы никто не снимал, а, значит, данный предмет будет только способствовать духовному воспитанию.
Слайд 6
Очень долго шли споры, с какого возраста вводить данный предмет, и наконец, пришли к выводу, что самое удобное время – это 4 класс. Почему в 4 классе? Это объясняется очень просто. Именно в возрасте 10-11 лет школьник может критически отнестись к излагаемому учителем материалу, и содержание курса будет ему доступно, в отличие, например, от первоклассника или второклассника.
Еще почему в 4 классе начинают изучать новый курс? В этот период меняется отношение ребенка к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Ребёнок покидает начальную школу, он испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период.
Слайд 7
Проблема воспитания
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей.
Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
Слайд 8
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Слайд 9
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд 10
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Слайд 11
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Слайд 12
Направленность курса ОРКСЭ
- Расширение образовательного кругозора учащегося;
- Формирование достойного гражданина России, соблюдающего Конституцию и другие законы страны;
- Формирование у учащихся мотивации к уважению собственных культур и религиозных традиций;
- Воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества
Слайд 13
Учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культур, основы иудейской культуры, основы светской этики
основы мировых религиозных культур.
Слайд 14
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.
Слайд 15
Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.
- Россия — наша Родина.
- Основы религиозных культур и светской этики.
- Основы религиозных культур и светской этики.
- Духовные традиции многонационального народа России.
Слайд 16 – 34 Модули
Слайд 16, 17, 18
Основы исламской культуры
Основы буддийской культур
Основы иудейской культуры
Давайте немного остановимся на некоторых, самых популярных модулях. Естественно, что модули Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры и Основы иудейской культуры не используются. Поэтому о них мы говорить не будем. Данные модули также базируются на вечных ценностях: дом, семья, родина, традиция. Люди этой религии редко выбирают другой модуль. Естественно, что вести отдельный урок для одного-двух детей, никто не будет.
Слайд 19, 20
Основы светской этики
Слайд 21
Основы мировых религиозных культур.
Курс Основы мировых религиозных культур и светской этики – это очень общий курс. Большей частью, направлен не на воспитание духовности, а на познавательную деятельность ребенка. В каждом уроке рассматриваются 4 мировых религии с разных позиций. Например, урок «Священные сооружения». И храмы, соборы, мечете, пагоды рассматриваются на данном уроке, сравниваются, дети ищут сходства, различия, знакомятся с правилами поведения в храме. Аналогично проходят все остальные уроки. Дети приходят к выводу, что несмотря на различия в религиях мира, цель у них одна – воспитание и регулирования поведения человека в обществе. Модуль «Основы светской этики» - очень спорный модуль. Хотя первый учебник вызвал очень много споров. Там были очень сложные формулировки понятий или толкование поступков вызывало неоднозначное мнение. Например, вводилось понятие разумный эгоизм.
Слайд 22, 23, 24, 25
Основы православной культуры
В отличие от выше названного модуля, модуль Основы православной культуры направлен на воспитание корректного поведения, терпимости, христианского вероисповедания.
Это совсем не значит, что модуль носит миссионерский характер. Содержание предмета не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах христианской религии. Модуль спланирован так, что уроки станут стимулом к интеллектуальному и духовному развитию ученика, что будет способствовать правильному решению проблем подросткового возраста. Темы, предусмотренные программой, направлены на разговор о семейных ценностях, на установление более тесных отношений между детьми и родителями, влияют на сплочение семьи.
Уроки по основам православной культуры направлены на лучшие чувства ребенка, это разговор о ценностях, воспитании уважения к истории своей страны, русской культуре, к нравственному выбору человека. Смыслы и ценности постигаются ребенком на основе святого и героического прошлого России, на примерах жизни святых людей: благоверного князя Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а также наших недавних современников, почитаемых Церковью за дела милосердия и подвиги веры.
При этом ОПК — учебная дисциплина не только для исповедующих православие. Она предназначена для всех граждан России, она помогает глубже понять русскую культуру и традиции русского народа. Глядя на нас, православных, этот модуль выберут и семьи, живущие в другой культуре.
Православная культура открывает всем мир божественной любви Господа Иисуса Христа. Если выбор модуля «Основы православной культуры» будет значительным, мы сможем изменить ценностные ориентиры детей, защитить их от различного рода зависимостей, таких, как компьютерные игры, социальные сети, табакокурение, алкоголь, наркомания, половая распущенность.
Приобщение наших детей к духовно-нравственной культуре и ценностям Православия является нашим неотъемлемым конституционным правом.
Слайд 26
Ответы детей на вопрос «Чему вы учитесь на уроках?»
- «учусь добру»
- «учусь быть культурным»
- «учусь дружить»
- «учусь уважать других»
- «учусь честности, справедливости»
- «помогать людям»
- «быть внимательным и милосердным»
- «уважать родителей и старших»
- «стараться не совершать плохих поступков»
- «понимать других, не быть эгоистом»
- «учусь любви и терпению»
Слайд 27
На занятиях курса ОРКСЭ
изучаются:
исторические факты
информация о существующих религиях
информация о моральных принципах и ценностях общества
происходит:
приобщение к общечеловеческим и духовным ценностям (через актуализацию опыта детей)
Организация и методы изучения:
• Совместные размышления и проекты
• Эссе
• Тренинг
• Интерактивные экскурсии, игры и практические упражнения
• Совместные проекты
• Изучение заповедей, притч и примеров из жизни святых и пророков
• Анализ и сочинение сказок, притч… .
Слайд 28
Книга для родителей
Слайд 29 – 34
Содержание разных модулей
Заключение
В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.
Слайд 35 Спасибо
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Совет 3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Совет 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока №2 по курсу ОРКСЭ, модуль ОПК , 4 класс
Курс ОРКСЭМодуль «Основы Православной культуры».Тема. Культура и религия.4 класс...
Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ
В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....
Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ
Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....
Родительское собрание на тему:"Осознанный выбор модуля курса ОРКСЭ"
Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться в 4 классе. Сделать выбор одного из модуля «ОРКСЭ»...
Родительское собрание в 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собраниев 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Родительское собрание. Выбор модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Родительское собрание-выбор модуля ОРКСЭ....