Обобщение опыта по опк
статья по орксэ (4 класс) на тему

Бугакова Елена Юрьевна

Обобщение педагогического опыта по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_ped_opytnovoe.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что – то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся…»

                                      В. А. Сухомлинский.

        Об актуальности духовно-нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и другое. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что в современном обществе возрастает число социальных сирот, количество разводов, самоубийств, уровень смертности от потребления алкоголя и наркотиков. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими структурой, целями и способами реализации.

        Современный национальный идеал личности, воспитанный в новой общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своего государства, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание является  первостепенной задачей  современной образовательной системы  и представляет собой сложный и многоплановый процесс. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

          Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью. А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе занятий «Основы православной культуры», которые ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на этих занятиях  отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.

Учебный предмет «Основы православной культуры» включает в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развития познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать занятие любимым, увлекательным?

В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта начального образования особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Цель занятий по ОПК:  

-создать у учащихся целостное представление о православной культуре, о традициях своего народа, показать, какие ценности для человека должны быть главными

Задачи:

-Формировать представление об «общечеловеческих» ценностях, вечных идеалах Истины, Добра и Красоты, Жизни, Любви.

-Воспитание чувства любви к Родине, уважения к традициям, культуре народа.

-Знакомить со святынями православной культуры России и Кубани.

Для достижения поставленных целей и задач на уроках я использую следующие

приёмы и методы: 

        -словесные (рассказ учителя, беседа);

-наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока);

 -объяснительно-иллюстративные (работа с   иллюстративным материалом);

 -устных упражнений,  разработанных в занимательной и познавательной   форме;

-эвристические методы –методы, позволяющие обучающимся самим сформулировать наиболее важные выводы;

-работа с текстом.

 В ходе урока применяю различные формы работы учащихся:

  •  - коллективная;
  •  - индивидуальная, с учётом дифференциации;
  •  -работа в парах.

        Занятия  по ОПК должны быть яркими, т.к. наглядно-образное мышление характерно для младших школьников. Поэтому на уроках широко использую наглядные материалы: книги и картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

При проведении таких занятий представлены игровые моменты, оригинальная подача материала. А задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка или рефлексия.

Нетрадиционные уроки помогают педагогу:

- осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по определённой теме;

- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;

Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать занятие интересным, как активизировать деятельность учащихся на занятиях,  как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше.

Нетрадиционный подход к преподаванию «Основ православной культуры» способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания.

Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».

Нетрадиционные формы занятий  основ православной культуры  помогают ученикам учиться разбираться в проблемах человеческого характера и жизни в целом, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Подобные занятия  позволяют развивать память учащихся, способности к логическому мышлению, формируют поведенческие навыки, имеют широкий воспитательный аспект.  

Использование подобных форм занятий  предполагает применение методики деловых и ролевых игр, занятий – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «уроков-консультаций», занятий-праздников, занятий -творческих мастерских, занятий-экскурсий, занятий-спектаклей, концертов и других. Обучение базируется на деятельностном подходе, через практическое применение полученных знаний.

Вот  некоторые виды нестандартных форм занятий, применяемых на занятиях кружка основ православной культуры.

  1. Занятия-дискуссии.

На уроках-дискуссиях учащиеся самостоятельно ищут правильное решение проблемы (темы), защищают свою точку зрения, учатся выслушивать других и принимать их мнение во внимание. Подобные уроки позволяют развивать ораторские способности школьников и строить грамотную доказательную базу.

Занятия–дискуссии по следующим темам: «Православная семья – какая она?», «Роль детей в семье», «Милосердие и сострадание». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. Дискуссия дает возможности сформировать собственные суждения на основе полученного материала, а также высказать свои собственные, оценить различные точки зрения на один и тот же вопрос и выбрать для себя более приемлимую.

         Курс ОПК специфический. Для себя и поняла,  что объяснение сложных понятий лучше давать в образном сравнении на более простых вещах. Как, например грех в душе, как червь в яблоке и т. д. Важно, чтобы через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры. Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз – «Дорогу осилит идущий».

  1. Круглый стол.

Круглый стол подразумевает регулярные встречи с представителями православной церкви, священниками, учеными,  что позволяет ученикам познакомиться с различными точками зрения на исторические, культурологические и нравственные аспекты православной культуры. Подобные уроки помогают упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка, расширить его кругозор, мировоззрение, помочь разобраться во многих вопросах жизни. Круглый стол можно проводить на различные темы, например, «Во что верят православные христиане», «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Милосердие и сострадание», «Бог и человек в Православии», «Подвиг», «Патриотизм многонационального народа».

  1. Занятие - творческая мастерская.

На таком занятии  обычно в творческой форме обсуждаются вопросы темы. Каждая группа получает технический эскиз или ребята создают поделки по своему замыслу. Подбирают нужный материал, получают инструктаж по ТБ и приступают к творческому оформлению изделия. Это, конечно же, Рождественские, Пасхальные поделки, Ко Дню ангела и др.

Ребята ежегодно участвуют в акциях «Рождественский колокольчик» 1м Андреев Д., Ткаченко Е., «Пасхальный звон», конкурсах «Светлый праздник Рождества» 1 место Дзюба М., «Пасха в моей семье»- 2 место Жинжарова И.,  ежегодно участвуем в конкурсе «Красота божьего мира».

  1. Урок - экскурсия

В наше время, когда все шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской православной культурой становится необходимым элементом процесса обучения и воспитания. Ребята во время экскурсии узнают  о самобытности русской православной культуры, культуры своего региона, посещают  храмы города и района. Особенность урока-экскурсии – процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы и памятников искусства, ощущение  гармонии окружающего, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому и окружающему. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой, делятся своим опытом и знаниями.    

Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения. В процессе экскурсии формируются поведенческие и этические навыки школьника. Экскурсию можно проводить очную и заочную, в помещении класса, школьного музея, актового зала, при этом используя видео материалы.

  1. Видеоуроки.

Использование видеофильма на уроке помогает  развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Большим подспорьем в работе  является моя небольшая коллекция православных мультфильмов. Их просмотр  положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

Рекомендуемые видеоуроки: «Крещение Руси», «Почитание святых»,

 «Христианское  искусство ( иконы, фрески, церковное  пение, прикладное

 искусство)», «Православный храм и другие святыни», «София Киевская и София Константинопольская», «Житие святых» и другие.

  1. Занятие-праздник.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях православной культуры, развивает у школьников способности к общению, позволяет участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Чаще всего такие уроки можно проводить к православным праздникам: Рождество, Пасха, Масленица, Покрова. Члены кружка являются активными участниками ежегодной школьной  Покровской благотворительной ярмарки.

  1. Занятие -мечта 

Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим. Урок «Письмо Богу», «Золотое правило нравственности», «Молитва», «Икона».Этот вид занятий был интересен перед Прощенным воскресеньем.

  1. Занятие - спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является  спектакль. Использование художественных произведений русской и православной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Уроки-спектакли по мотивам библейских рассказов, из жизни святых, спектакли по литературным произведениям школьной программы.

По давней доброй традиции в нашей школе ежегодно готовится Рождественский праздник.  К нему идет большая подготовка от подбора материала, написания сценария, распределения ролей до создания декораций и костюмов. Совместно с учителем русского языка и литературы Белавиной А.В. подбираем произведения воспитательного характера. Это и по библейским сюжетам, и по РНС «Морозко», по сюжетам произведения Н.В.Гоголя. С этими спектаклями выступаем  на Рождественской елочке в Храме Воскресения Словущего, в стенах школы для всех классов, в гости приходили на спектакль и ребята из реабилитационного центра «Надежда».

Я считаю, что в своей педагогической деятельности важно  выбирать те педагогические технологии, которые хорошо воспринимаются детьми и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.  Для того чтобы поддерживать внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют занятия в  нетрадиционной форме.

Нестандартные, оригинальные приемы активизируют всех учащихся, повышают интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

К таким занятиям, конечно,  нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять роль и задачи каждого ученика; подбирать  наглядные пособия, картины, книги, фото и видео материал, дидактический материал. От формы проведения занятия зависит его эффективность.

Занятия по  ОПК помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции своей страны и своего народа.

        Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

        Самым трогательным моментом на занятиях  является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии,  самоанализ, то есть – рефлексия.

        Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов и изменений.

        Занятия кружка ОПК оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

        Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования. Посещаю метод. объединения,  Кирилло – Мефодиевские чтения, семинары по православной тематике.

        «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот  ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя  православным гражданином Отечества.

Закончить своё выступление хочется словами В.А.Караковского

  • Без памяти - нет истории,
  • Без истории -  нет культуры,
  • Без культуры -  нет духовности,
  • Без духовности – нет воспитания,
  • Без воспитания – нет Человека,
  • Без человека – нет Народа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...