Обобщение опыта по опк
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что – то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся…»
В. А. Сухомлинский.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и другое. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что в современном обществе возрастает число социальных сирот, количество разводов, самоубийств, уровень смертности от потребления алкоголя и наркотиков. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими структурой, целями и способами реализации.
Современный национальный идеал личности, воспитанный в новой общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своего государства, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой сложный и многоплановый процесс. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью. А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе занятий «Основы православной культуры», которые ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на этих занятиях отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.
Учебный предмет «Основы православной культуры» включает в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развития познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать занятие любимым, увлекательным?
В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта начального образования особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Цель занятий по ОПК:
-создать у учащихся целостное представление о православной культуре, о традициях своего народа, показать, какие ценности для человека должны быть главными
Задачи:
-Формировать представление об «общечеловеческих» ценностях, вечных идеалах Истины, Добра и Красоты, Жизни, Любви.
-Воспитание чувства любви к Родине, уважения к традициям, культуре народа.
-Знакомить со святынями православной культуры России и Кубани.
Для достижения поставленных целей и задач на уроках я использую следующие
приёмы и методы:
-словесные (рассказ учителя, беседа);
-наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока);
-объяснительно-иллюстративные (работа с иллюстративным материалом);
-устных упражнений, разработанных в занимательной и познавательной форме;
-эвристические методы –методы, позволяющие обучающимся самим сформулировать наиболее важные выводы;
-работа с текстом.
В ходе урока применяю различные формы работы учащихся:
- - коллективная;
- - индивидуальная, с учётом дифференциации;
- -работа в парах.
Занятия по ОПК должны быть яркими, т.к. наглядно-образное мышление характерно для младших школьников. Поэтому на уроках широко использую наглядные материалы: книги и картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.
При проведении таких занятий представлены игровые моменты, оригинальная подача материала. А задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка или рефлексия.
Нетрадиционные уроки помогают педагогу:
- осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по определённой теме;
- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;
Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать занятие интересным, как активизировать деятельность учащихся на занятиях, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше.
Нетрадиционный подход к преподаванию «Основ православной культуры» способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания.
Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».
Нетрадиционные формы занятий основ православной культуры помогают ученикам учиться разбираться в проблемах человеческого характера и жизни в целом, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Подобные занятия позволяют развивать память учащихся, способности к логическому мышлению, формируют поведенческие навыки, имеют широкий воспитательный аспект.
Использование подобных форм занятий предполагает применение методики деловых и ролевых игр, занятий – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «уроков-консультаций», занятий-праздников, занятий -творческих мастерских, занятий-экскурсий, занятий-спектаклей, концертов и других. Обучение базируется на деятельностном подходе, через практическое применение полученных знаний.
Вот некоторые виды нестандартных форм занятий, применяемых на занятиях кружка основ православной культуры.
- Занятия-дискуссии.
На уроках-дискуссиях учащиеся самостоятельно ищут правильное решение проблемы (темы), защищают свою точку зрения, учатся выслушивать других и принимать их мнение во внимание. Подобные уроки позволяют развивать ораторские способности школьников и строить грамотную доказательную базу.
Занятия–дискуссии по следующим темам: «Православная семья – какая она?», «Роль детей в семье», «Милосердие и сострадание». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. Дискуссия дает возможности сформировать собственные суждения на основе полученного материала, а также высказать свои собственные, оценить различные точки зрения на один и тот же вопрос и выбрать для себя более приемлимую.
Курс ОПК специфический. Для себя и поняла, что объяснение сложных понятий лучше давать в образном сравнении на более простых вещах. Как, например грех в душе, как червь в яблоке и т. д. Важно, чтобы через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры. Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз – «Дорогу осилит идущий».
- Круглый стол.
Круглый стол подразумевает регулярные встречи с представителями православной церкви, священниками, учеными, что позволяет ученикам познакомиться с различными точками зрения на исторические, культурологические и нравственные аспекты православной культуры. Подобные уроки помогают упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка, расширить его кругозор, мировоззрение, помочь разобраться во многих вопросах жизни. Круглый стол можно проводить на различные темы, например, «Во что верят православные христиане», «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Милосердие и сострадание», «Бог и человек в Православии», «Подвиг», «Патриотизм многонационального народа».
- Занятие - творческая мастерская.
На таком занятии обычно в творческой форме обсуждаются вопросы темы. Каждая группа получает технический эскиз или ребята создают поделки по своему замыслу. Подбирают нужный материал, получают инструктаж по ТБ и приступают к творческому оформлению изделия. Это, конечно же, Рождественские, Пасхальные поделки, Ко Дню ангела и др.
Ребята ежегодно участвуют в акциях «Рождественский колокольчик» 1м Андреев Д., Ткаченко Е., «Пасхальный звон», конкурсах «Светлый праздник Рождества» 1 место Дзюба М., «Пасха в моей семье»- 2 место Жинжарова И., ежегодно участвуем в конкурсе «Красота божьего мира».
- Урок - экскурсия
В наше время, когда все шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской православной культурой становится необходимым элементом процесса обучения и воспитания. Ребята во время экскурсии узнают о самобытности русской православной культуры, культуры своего региона, посещают храмы города и района. Особенность урока-экскурсии – процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы и памятников искусства, ощущение гармонии окружающего, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому и окружающему. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой, делятся своим опытом и знаниями.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения. В процессе экскурсии формируются поведенческие и этические навыки школьника. Экскурсию можно проводить очную и заочную, в помещении класса, школьного музея, актового зала, при этом используя видео материалы.
- Видеоуроки.
Использование видеофильма на уроке помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Большим подспорьем в работе является моя небольшая коллекция православных мультфильмов. Их просмотр положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.
Рекомендуемые видеоуроки: «Крещение Руси», «Почитание святых»,
«Христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство)», «Православный храм и другие святыни», «София Киевская и София Константинопольская», «Житие святых» и другие.
- Занятие-праздник.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях православной культуры, развивает у школьников способности к общению, позволяет участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Чаще всего такие уроки можно проводить к православным праздникам: Рождество, Пасха, Масленица, Покрова. Члены кружка являются активными участниками ежегодной школьной Покровской благотворительной ярмарки.
- Занятие -мечта
Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим. Урок «Письмо Богу», «Золотое правило нравственности», «Молитва», «Икона».Этот вид занятий был интересен перед Прощенным воскресеньем.
- Занятие - спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является спектакль. Использование художественных произведений русской и православной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Уроки-спектакли по мотивам библейских рассказов, из жизни святых, спектакли по литературным произведениям школьной программы.
По давней доброй традиции в нашей школе ежегодно готовится Рождественский праздник. К нему идет большая подготовка от подбора материала, написания сценария, распределения ролей до создания декораций и костюмов. Совместно с учителем русского языка и литературы Белавиной А.В. подбираем произведения воспитательного характера. Это и по библейским сюжетам, и по РНС «Морозко», по сюжетам произведения Н.В.Гоголя. С этими спектаклями выступаем на Рождественской елочке в Храме Воскресения Словущего, в стенах школы для всех классов, в гости приходили на спектакль и ребята из реабилитационного центра «Надежда».
Я считаю, что в своей педагогической деятельности важно выбирать те педагогические технологии, которые хорошо воспринимаются детьми и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Для того чтобы поддерживать внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют занятия в нетрадиционной форме.
Нестандартные, оригинальные приемы активизируют всех учащихся, повышают интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
К таким занятиям, конечно, нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять роль и задачи каждого ученика; подбирать наглядные пособия, картины, книги, фото и видео материал, дидактический материал. От формы проведения занятия зависит его эффективность.
Занятия по ОПК помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции своей страны и своего народа.
Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.
Самым трогательным моментом на занятиях является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.
Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов и изменений.
Занятия кружка ОПК оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования. Посещаю метод. объединения, Кирилло – Мефодиевские чтения, семинары по православной тематике.
«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя православным гражданином Отечества.
Закончить своё выступление хочется словами В.А.Караковского
- Без памяти - нет истории,
- Без истории - нет культуры,
- Без культуры - нет духовности,
- Без духовности – нет воспитания,
- Без воспитания – нет Человека,
- Без человека – нет Народа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...