"Духовно - нравственные ценности"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Конкурсная работа "За нравственный подвиг учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bugakova_sosh_no18_za_nravstvennyy.rar | 48.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Духовно - нравственные ценности»
Цель: создать условия для формирования духовно-нравственных качеств и стремление жить на основе этих понятий
Задачи:
- раскрыть смысл понятий «материальные» и «духовные» ценности;
- расширить знания учащихся о понятиях «милосердие», «добро», «добросердечность», «человеколюбие» как основ духовно – нравственных качеств;
- воспитывать чуткое отношения к окружающим, порядочность, доброту как воплощение христианских норм общечеловеческих ценностей
Форма проведения занятия: групповая
Возраст учащихся: 3-4 класс
Оборудование:
словарь С.Ожегова, атрибуты православных праздников, 2 шкатулки, папки с заданиями для групп, предметные тематические картинки, на каждого маленькие солнышки с лучиками для заполнения понятий по теме занятия, запись песни «Дорогою добра», автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
Ход занятия:
1.Вступление.
Учитель
-Послушайте! Вы слышите? (Запись дождя, сменяющаяся пением птиц.)
Дождь прошел, и радуга повисла,
будто все проснулись ото сна.
Это во все небо коромысло,
нам напомнило, что пришла весна.
Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь. Время прекрасного настроения. Сейчас идут пасхальные дни. Христос Воскресе, говорю я вам! В эти весенние, светлые и торжественные дни Пасхи желаю добра, благополучия и мира вашему дому! Моя бабушка очень любила эти дни. Она была набожной и мудрой.
2.Мотивация темы и цели
Учитель
-Мне в наследство от неё достались две шкатулки. Посмотрите, что лежит в одной из них. Это ценные вещи? Говорят, что это материальные ценности.(карточка с понятием на доску)
Дети
-Это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что можно увидеть, потрогать, использовать. (Под карточкой «материальные ценности» ребята прикрепляют соответствующие тематические картинки)
Учитель
- А для чего нужны они людям?
Дети
-Чтобы украсить, упростить, облегчить жизнь людей. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в школе и квартире также относится к материальным ценностям.
Учитель
- А теперь заглянем во вторую шкатулку. Как вы считаете, почему мудрая бабушка оставила её пустой? Что же здесь может быть не менее ценного?
3.Словарная работа
Учитель
-А как бы вы дали определение слова «ценность»? Обратимся к словарю С. Ожегова.
Дети
-Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление. Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.
Учитель
- Предлагаю в совместной работе раскрыть содержание основных духовных ценностей человека и попробуем в течение занятия заполнить вторую шкатулку карточками с этими понятиями.
3. Задания по группам
Учитель
-Ребята, кто знает, в одежду какого цвета облачается священник в самый главный церковный праздник, праздник праздников? А ещё какого цвета может быть одежда священника?
Дети
Всех цветов радуги в зависимости от православного праздника.
Учитель
-У каждой группы на столах расположены предметы, которые имеют отношение к различным православным праздникам. Рассмотрите их и постарайтесь правильно определить цвет задания вашей группы. Объясните свой выбор.
(атрибуты у каждой группы:1.Пасха, писанки(красный); 2. Веточка вербы (зелёный)3. Яблоко, виноград(жёлтый) 4. Лёгкий шарф посыпанный белым(Покров)-(голубой) 5.Елка с новогодними игрушками(Рождество-белый)
- Выполняя «цветные» задания, каждый в группе фиксирует ответы товарищей, заполняет карточки на лучиках солнышка, дополняет своими понятиями духовных ценностей.
(В группах розданы материалы с заданиями. Ребята выполняют задание, вкладывают в пустую шкатулку карточки с выбранными ими понятиями нравственных ценностей.)
1 группа. Женщина со своими двумя сыновьями осталась в Ленинграде. Они голодали и замерзали. Однажды к ним зашла соседка, у которой украли продовольственные карточки, она была чуть жива. И мать мальчиков налила ей кипятку и положила маленький кусочек сахара, свою долю. Потом сыновья спросили мать, зачем она отдала сахар, ведь у них у самих есть нечего, на что мать сказала, что женщина может умереть с голоду, а людям надо помогать. Через несколько дней соседка умерла от голода. И мальчики откалывали кусочки сахара со своей доли для матери, чтобы она не умерла. Так, помогая друг другу выжить, они остались в живых.
Задание. Прочитайте текст. О чем он? Какие духовные качества проявлялись у людей в такое тяжелое время? Напишите на своих цветных карточках и солнечных лучиках слова, относящиеся к духовным ценностям.
Ответ детей
Это рассказ о жизни блокадного Ленинграда о милосердии, о человечности. Мать проявила милосердие к другому человеку, и на собственном примере воспитала в своих детях чуткость, доброту, человеколюбие.
2 группа.
Задание.Вам предложен список ценностей. Обсудите и отметьте галочкой только духовные ценности. Запишите правильные понятия на свои цветные карточки, солнечные лучики
справедливость | одежда | ||
красота | свобода | ||
автомобиль | деньги | ||
милосердие | еда | ||
дружба | честность | ||
игрушки | семья | ||
дом,квартира | драгоценности | ||
знания | творчество |
3 группа
Н. Чабаевский «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились на пятерки.
-Мы во всем одинаковые!- говорили девочки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике «пять», а Вера- « тройку». Мы уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку и грустно сказала:
- Да, ты стала хуже…
-Я? - удивилась Соня. Но ведь «тройку»-же получила не я!
-Тройку получила Вера, но ведь она получила ее, потому что на днях болела.
А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Задание. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как бы вы поступили на месте Сони? О каких важнейших нравственных, человеческих ценностях стоит напомнить Соне? Запишите на цветной карточке и солнечных лучиках.
Ответы детей. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, сострадание. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
4 группа
Задание.
Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте их внимательно. Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок. Добавить 3 своих понятия, допишите на цветных карточках и солнечных лучиках
Список ценностей:
- Любить семью, близких.
- Дружба.
- Помогать родителям.
- Быть добрым.
- Сочувствовать и помогать другим.
- Справедливость.
- Учиться и быть образованным.
- Уважать старших.
- Свобода.
- Радость.
- Книги, картины, скульптуры.
- Преданность.
- Забота.
- Беречь природу.
- Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их.
5 группа.
Доброта издавна ценилась на Руси. Русский народ немало сложил пословиц и поговорок о доброте и добросердечности. Ещё с древних времён родители наставляли своих детей следующими словами, своего рода кодекс воспитания.
Задание. Соедините начало пословиц с их продолжением. Запишите на солнечных лучиках примеры духовных ценностей.
Добро помни, а … (зло забывай).
За добро … (добром платят).
Доброе слово лечит, а … (злое калечит).
Не одежда красит человека, а … (добрые дела).
Торопись на доброе дело, а …(худое само приспеет).
Кто добро творит, …(тому бог отплатит).
Без добрых дел нет …(доброго имени).
Худо тому, кто … (добра не делает никому).
Релаксация под запись пения птиц
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой.
4. Защита ценностей каждой группы
- Послушаем, какими словами, определяющими духовно - нравственные ценности каждая группа наполнила пустую шкатулку.
(Представители каждой группы зачитывают свои понятия, не забывая дописывать лучики)
Рефлексия
Учитель
-Прочитайте свои слова на лучиках, относящиеся к духовно – нравственным ценностям. Вы заметили, что у разных групп прозвучали одинаковые ценности? (доброта и милосердие.)
-Почему? Случайно ли это?
Дети
-Живя по этим нравственным духовным ценностям, жизнь человека на Земле станет ярче, добрее, ласковее, светлее, сердечнее.
5. Словарная работа
Учитель
- В ваших ответах часто встретились слова «милосердие», «милосердность»? Как понимаете его?
Дети
-Добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, гуманность, самоотверженность, доброта, забота, внимание.
- Найдите слово «милосердие» в толковом словаре Сергей Ожегова и сравните со своими понятиями. Совпали ваши предположения?
(Работа учащихся с толковым словарём)
Дети
«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.»
Учитель
-Милосердие и доброта … В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам.
-Где в жизни люди проявляют милосердие?
6. Актуализация знаний
Дети
-В наше время люди добровольно сдают кровь, чтобы помочь больным, пострадавшим от терактов, перечисляют деньги тяжелобольным детям, приносят вещи погорельцам, подтопленцам, игрушки детям.
Учитель
- А вы сами как можете?
- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья Может быть, именно поэтому в старославянской азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З - «Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»
Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
- Мы заполнили вторую шкатулку вашими цветными карточками. Действительно бабушка оказалась мудрой, оставив нам в наследство такие духовно – нравственные ценности. Качественным наполнением духовного становится человечность, порядочность, милосердие.
- У каждого из вас появились солнышки с добрыми словами. Пусть они напоминают вам об общечеловеческих ценностях в повседневной жизни.
7.Рефлексия
- Для каждого на столах листочки с выявлением результатов вашей деятельности на занятии.
Продолжите фразы с экрана:
*«Сегодня я открыл для себя, что … .»
* «Меня удивило, что … .»
* «Мне захотелось … .»
* «Теперь я буду … .»
7. Итог
УЧИТЕЛЬ
-Я призываю вас – спешите делать добро. Украшайте свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами и будьте милосердны. Пусть добрая улыбка станет спутником каждой семьи и дружба поселиться в ваших семьях навечно.
(звучит песня «Дорогою добра», автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.)
Литература
1. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка. Любое издание.
2. В Кызыханов, Уроки нравственности. – Издательство «Творчество», 1997.
3. Журнал «Воспитание школьников» № 6 ,2016.
4.Журнал «Классный руководитель», №1, 2004.; №6, 2014.
Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html
Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html
Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html
Источник: http://mirpozitiva.ru/articles/1468-citaty-pro-vesnu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно – нравственных ценностей.
Презентация обо мне как классном руководителе...
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
Родительское благословение – духовно-нравственная ценность семьи в мировых религиях.
Презентация Цель: определение значения родительского благословения в жизни людей разных вероисповеданий. Задачи: - рассмотреть понятие «семья» в мировых религиях;- определить ценностные ориентиры се...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Пути формирования духовно-нравственных ценностей на уроках в начальных классах.
Создание условий для воспитания в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины....
«Возрождение духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи»
Не ошибусь, если скажу, в современном обществе одной из главных тем, проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Сегодня все реже можно встретить семью, где не...