ОРКИСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сереброва Татьяна Александровна

"Сердце матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_serdtse_materi.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Сердце матери»

Цели урока: 

Способствовать формированию чувства уважения и заботы к матери.

Задачи урока:

  • создать условия для ознакомления  с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе;
  • раскрыть положение: «мама - Творец человека»;
  • продолжать учить детей ценить и дорожить великим даром общения;
  • содействовать воспитанию  у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме.

Планируемые  образовательные результаты

  •  Личностные: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;
  •  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
  • Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • -овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей по отношению к матери; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Ход занятия:

  1. Организационный  момент

 - Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Думаю, ласково и нежно сегодня вам будет улыбаться  солнышко! А сейчас улыбнитесь друг другу. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь им. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? Мы начинаем наш урок.

  1. Актуализация знаний.

 - Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите голос… , который  живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его нельзя спутать ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить этот голос, эти руки, эти глаза. Вы ещё не умели ходить, а вас понимали без слов, угадывали, что ты хочешь, что у тебя болит. Тебя научили говорить, ходить, прочли тебе первую книжку.

- Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

- Да, совершенно верно, этот урок мы посвящаем мамам.

 III.  Усвоение новых знаний.

 а) Беседа.

- Эпиграфами для нашего урока я взяла слова:

Солнце не лучится в непогоду,

     Вечно в доме не сберечь тепло.

     Только сердце матери сквозь годы

          Светит одинаково светло…

                                             Роман Ругин

Как вы понимаете это стихотворение??

И тема нашего урока: «Сердце матери»  

- На уроке  мы рассмотрим взаимоотношения между детьми и самым родным человеком  матерью.  

-  Прочитайте начало пословицы на доске и закончите её, вставляя нужное слово.
- При солнышке тепло, при матери … (добро)
- Можем ли мы жить без солнышка?
- Кому нужно солнышко?
- А кого еще называют солнышком?
- А может ли мама быть солнышком?
- Почему? 
- у вас на столах листочек с рисунком солнышка .Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и на лучиках солнца запишите пять слов, которые ассоциируются со словом «мама», которые мама нам дарит всегда. Прочитайте эти слова вслух.
-А кто еще готов  рассказать о своей маме  и её сердце.  (сочинение о маме) –дом зад

Физминутка
Учитель читает стихотворение. 
Кто всех ласковей на свете?
Мама!
Кто красивей всех на свете?
Мама!
Кто нас любит всех сильнее?
Мама!
Кто же в холода нас греет?
Мама!
Мама везде, мама для нас,
И нет милей на свете.
Не замечает мамочка проказ, 
И говорит: «На то они и дети!»
Она и здесь, она и там,
Везде уж поспевает.
А дети ходят по пятам
И маму очень уважают.
Если встречается слово «мама», то ребята хлопают в ладоши

б) Беседа (продолжение) – усвоение нового материала.

- В этот весенний день в нашем классе тепло и солнечно. На доске светит не простое, а волшебное солнце, а каждый лучик высвечивает начало пословицы, которую нужно закончить.  Послушайте их внимательно!  И объяснить .

1.  Красно солнышко греет – матушка жалеет.

2. Сердце матери – лучше солнца греет.

3. Маменька родимая – свеча неугасимая.

4. Сердце матери отходчиво.

5. Нет милее дружка, чем родная матушка.

- А сейчас послушайте диалог: ( презентация)  

Однажды за день своего рождения ребёнок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе всё.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его – МАМА…

-Ребята, что вы почувствовали, поняли, прослушав этот диалог? (предназначение женщины быть матерью)

- Какую роль в вашей жизни играет мама?

- В начале урока вы мне называли много хороших слов о матери

- А эти слова  могут характеризовать мать? Как вы понимаете смысл этих слов?

СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)

в) Словарная работа.    

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала

- Уместно ли слово «самопожертвование» при описании качеств матери?

- Сейчас мы познакомимся с небольшим рассказом-притчей. А что такое притча?

 (Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость).

- Притча называется «Сердце матери», распечатка с текстом имеется у каждого из вас (чтение детьми).

 «Сердце матери»

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.

Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”.

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов»

- Назовите основную мысль текста, в чём она заключается?

(Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна)

- Итак, какие качества, из перечисленных выше, присущи Матери из притчи? Подтверждайте свои ответы словами из текста.

- Околдованный красотой своей жены, сын убивает мать, вынимает сердце и кладёт на кленовый листок. Найдите в тексте момент, когда сердце матери упало на острый камень. Что оно прошептало сыну?

- О чём это говорит? (о большой любви к сыну и прощению)

- В этом небольшом отрывке есть одно слово, которое говорит о большой любви матери к своему ребёнку. Найдите это слово (горячее)

- В каком значении употреблено слово?- Что происходит с сыном после этого, что он понимает?

- К сожалению, мы часто понимаем безграничность материнской любви тогда, когда мамы нет с нами рядом.

- Почему оживает сердце матери? (из-за огромной и неисчерпаемой материнской любви)

- Почему сын не возвращается к своей жене? (Постылой стала она ему,постылой – вызывающий неприязнь, отвращение)

- Чем заканчивается притча?

- Прочитайте последнее предложение. О вершине чего идёт речь? (о высоком чувстве человека, как любовь к ближнему, как любовь к ребёнку)

- Дети – самое дорогое для матери. С детства вы знаете материнскую любовь, ласку, заботу. И должны отвечать тем же.

О матерях написано много притч, рассказов ,книг, их образы запечатлены в картинах великих художников. Все произведения искусства, посвященные матери, показывают нам, как безгранично по своей доброте материнское сердце и материнская любовь. Я предлагаю вам поработать с картинами художников о мамах в группах.

Работа в группах с картинами. Рассматривают картину, анализируют ее, готовят ответы на вопросы.

Вопросы:

1. Как называется картина, кто ее автор?

2. Кто изображен на картине?

3. Что можете сказать о маме? Какой она показана на картине?

Защита работ.

Спасибо, мы видим , что и художники в своих картинках показывали нам любовь матери.

Рефлексия : наш урок подходит к концу и на доске плакат с изображением большого  сердца. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие, вписать на «бриллиантики»  и прикрепить на сердце.

  1. Подведение итога занятия

- Какую проблему на уроке мы обсуждали?

  1. Домашнее задание.

- Оно у вас сегодня будет необычным. Придите домой, обнимите свою маму, поцелуйте и скажите: «Мама, ты самый лучший мой друг! И я очень тебя люблю»

Написать письмо маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по ОРКиСЭ

Основы мировых религиозных культур "Священные книги религии мира: Веды, Авеста, Типитака". План - конспект и презентация к уроку...

обобщение опыта по преподаванию ОРКиСЭ

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицатель...

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Итоговое занятие по ОРКиСЭ

Новый курс "Основы религиозных культур и светской экити" знакомит детей с культурными ценностями. Итоговое занятие помогает подвести итог и создать положительный настрой....