ОРКИСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок «Сердце матери»
Цели урока:
Способствовать формированию чувства уважения и заботы к матери.
Задачи урока:
- создать условия для ознакомления с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе;
- раскрыть положение: «мама - Творец человека»;
- продолжать учить детей ценить и дорожить великим даром общения;
- содействовать воспитанию у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме.
Планируемые образовательные результаты
- Личностные: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
- Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- -овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей по отношению к матери; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Ход занятия:
- Организационный момент
- Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Думаю, ласково и нежно сегодня вам будет улыбаться солнышко! А сейчас улыбнитесь друг другу. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь им. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? Мы начинаем наш урок.
- Актуализация знаний.
- Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите голос… , который живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его нельзя спутать ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить этот голос, эти руки, эти глаза. Вы ещё не умели ходить, а вас понимали без слов, угадывали, что ты хочешь, что у тебя болит. Тебя научили говорить, ходить, прочли тебе первую книжку.
- Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь?
- Да, совершенно верно, этот урок мы посвящаем мамам.
III. Усвоение новых знаний.
а) Беседа.
- Эпиграфами для нашего урока я взяла слова:
Солнце не лучится в непогоду,
Вечно в доме не сберечь тепло.
Только сердце матери сквозь годы
Светит одинаково светло…
Роман Ругин
Как вы понимаете это стихотворение??
И тема нашего урока: «Сердце матери»
- На уроке мы рассмотрим взаимоотношения между детьми и самым родным человеком матерью.
- Прочитайте начало пословицы на доске и закончите её, вставляя нужное слово.
- При солнышке тепло, при матери … (добро)
- Можем ли мы жить без солнышка?
- Кому нужно солнышко?
- А кого еще называют солнышком?
- А может ли мама быть солнышком?
- Почему?
- у вас на столах листочек с рисунком солнышка .Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и на лучиках солнца запишите пять слов, которые ассоциируются со словом «мама», которые мама нам дарит всегда. Прочитайте эти слова вслух.
-А кто еще готов рассказать о своей маме и её сердце. (сочинение о маме) –дом зад
Физминутка
Учитель читает стихотворение.
Кто всех ласковей на свете?
Мама!
Кто красивей всех на свете?
Мама!
Кто нас любит всех сильнее?
Мама!
Кто же в холода нас греет?
Мама!
Мама везде, мама для нас,
И нет милей на свете.
Не замечает мамочка проказ,
И говорит: «На то они и дети!»
Она и здесь, она и там,
Везде уж поспевает.
А дети ходят по пятам
И маму очень уважают.
Если встречается слово «мама», то ребята хлопают в ладоши
б) Беседа (продолжение) – усвоение нового материала.
- В этот весенний день в нашем классе тепло и солнечно. На доске светит не простое, а волшебное солнце, а каждый лучик высвечивает начало пословицы, которую нужно закончить. Послушайте их внимательно! И объяснить .
1. Красно солнышко греет – матушка жалеет.
2. Сердце матери – лучше солнца греет.
3. Маменька родимая – свеча неугасимая.
4. Сердце матери отходчиво.
5. Нет милее дружка, чем родная матушка.
- А сейчас послушайте диалог: ( презентация)
Однажды за день своего рождения ребёнок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его – МАМА…
-Ребята, что вы почувствовали, поняли, прослушав этот диалог? (предназначение женщины быть матерью)
- Какую роль в вашей жизни играет мама?
- В начале урока вы мне называли много хороших слов о матери
- А эти слова могут характеризовать мать? Как вы понимаете смысл этих слов?
СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)
в) Словарная работа.
СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.
- Этап проверки понимания учащимися нового материала
- Уместно ли слово «самопожертвование» при описании качеств матери?
- Сейчас мы познакомимся с небольшим рассказом-притчей. А что такое притча?
(Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость).
- Притча называется «Сердце матери», распечатка с текстом имеется у каждого из вас (чтение детьми).
«Сердце матери»
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”.
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов»
- Назовите основную мысль текста, в чём она заключается?
(Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна)
- Итак, какие качества, из перечисленных выше, присущи Матери из притчи? Подтверждайте свои ответы словами из текста.
- Околдованный красотой своей жены, сын убивает мать, вынимает сердце и кладёт на кленовый листок. Найдите в тексте момент, когда сердце матери упало на острый камень. Что оно прошептало сыну?
- О чём это говорит? (о большой любви к сыну и прощению)
- В этом небольшом отрывке есть одно слово, которое говорит о большой любви матери к своему ребёнку. Найдите это слово (горячее)
- В каком значении употреблено слово?- Что происходит с сыном после этого, что он понимает?
- К сожалению, мы часто понимаем безграничность материнской любви тогда, когда мамы нет с нами рядом.
- Почему оживает сердце матери? (из-за огромной и неисчерпаемой материнской любви)
- Почему сын не возвращается к своей жене? (Постылой стала она ему,постылой – вызывающий неприязнь, отвращение)
- Чем заканчивается притча?
- Прочитайте последнее предложение. О вершине чего идёт речь? (о высоком чувстве человека, как любовь к ближнему, как любовь к ребёнку)
- Дети – самое дорогое для матери. С детства вы знаете материнскую любовь, ласку, заботу. И должны отвечать тем же.
О матерях написано много притч, рассказов ,книг, их образы запечатлены в картинах великих художников. Все произведения искусства, посвященные матери, показывают нам, как безгранично по своей доброте материнское сердце и материнская любовь. Я предлагаю вам поработать с картинами художников о мамах в группах.
Работа в группах с картинами. Рассматривают картину, анализируют ее, готовят ответы на вопросы.
Вопросы:
1. Как называется картина, кто ее автор?
2. Кто изображен на картине?
3. Что можете сказать о маме? Какой она показана на картине?
Защита работ.
Спасибо, мы видим , что и художники в своих картинках показывали нам любовь матери.
Рефлексия : наш урок подходит к концу и на доске плакат с изображением большого сердца. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие, вписать на «бриллиантики» и прикрепить на сердце.
- Подведение итога занятия
- Какую проблему на уроке мы обсуждали?
- Домашнее задание.
- Оно у вас сегодня будет необычным. Придите домой, обнимите свою маму, поцелуйте и скажите: «Мама, ты самый лучший мой друг! И я очень тебя люблю»
Написать письмо маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация по ОРКиСЭ
Основы мировых религиозных культур "Священные книги религии мира: Веды, Авеста, Типитака". План - конспект и презентация к уроку...
обобщение опыта по преподаванию ОРКиСЭ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицатель...
анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
Цель анализа. Выявление состояния деятельности МБОУ Тогучинского района Тогучинская начальная общеобразовательная школа по апробации учебного ...
Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"
Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?" для 4 класса....
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Итоговое занятие по ОРКиСЭ
Новый курс "Основы религиозных культур и светской экити" знакомит детей с культурными ценностями. Итоговое занятие помогает подвести итог и создать положительный настрой....