Урок ОПК по теме «Заповеди блаженства»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель урока: сформировать представление учащихся о системе духовно-нравственных ценностей православия.

Задачи урока:

— учебные: раскрыть смысл понятий «блаженство», «заповеди блаженства», познакомить с сутью заповедей блаженства в христианско-нравственной культуре;

— воспитательные: способствовать формированию православной христианской нравственно-смысловой системы в самосознании учащихся;

развитие универсальных учебных действий: развитие навыков смыслового чтения, вывода следствий, определения содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Тип урока: урок первичного изучения нового учебного материала.

Основные понятия: Нагорная проповедь, блаженство, заповеди блаженства, смирение, покаяние, кротость, милосердие, чистота сердца, миротворцы.

Методическое обеспечение: учебник, Библия, аудиозапись с литургическими песнопениями заповедей блаженств, слайды.

Виды деятельности: диалог, рассказ учителя, самостоятельная работа, прослушивание песнопений, рассматривание иллюстраций или слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок ОПК "Заповеди блаженства"36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОПК по теме «Заповеди блаженства»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 19» г. Ухты Республики Коми

Донцовой Анны Анатольевны

Цель урока: сформировать представление учащихся о системе духовно-нравственных ценностей православия.

Задачи урока:

— учебные: раскрыть смысл понятий «блаженство», «заповеди блаженства», познакомить с сутью заповедей блаженства в христианско-нравственной культуре;

— воспитательные: способствовать формированию православной христианской нравственно-смысловой системы в самосознании учащихся;

развитие универсальных учебных действий: развитие навыков смыслового чтения, вывода следствий, определения содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Тип урока: урок первичного изучения нового учебного материала.

Основные понятия: Нагорная проповедь, блаженство, заповеди блаженства, смирение, покаяние, кротость, милосердие, чистота сердца, миротворцы.

Методическое обеспечение: учебник, Библия, аудиозапись с литургическими песнопениями заповедей блаженств, слайды.

Виды деятельности: диалог, рассказ учителя, самостоятельная работа, прослушивание песнопений, рассматривание иллюстраций или слайдов.

Оборудование: проектор, экран, классная доска, ноутбук.


Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

-Сегодня я предлагаю вам поговорить о заповедях. Вас это не удивляет? (уже говорили о заповедях)

-Да, вы уже знаете, что Бог дал людям заповеди. Что такое заповедь?

 Появляется запись на доске:

Заповедь - наказ, повеление, установление, закон.

- Кому и где были даны заповеди? (Моисею на горе Синай)

- Сколько их? О чем говорят эти заповеди?

- В этих заповедях говорится, как надо жить, чтобы не умножалось зло на Земле. Эти заповеди несут в себе запрет на совершение греха. Но даже если зло не умножается, это еще не значит, что человек будет счастлив. Ведь счастье – это внутреннее состояние человека.

(- Что такое счастье? (это внутренне состояние человека)

- Скажите, вы когда-нибудь чувствовали себя счастливыми? Вспомните эти моменты.

После того, как дети выскажутся, учитель выдувает мыльные пузыри и спрашивает:

- Можно ли эти мыльные пузыри назвать счастьем?  (нет)

– Почему же, они ведь красивые? (они быстро исчезают)

- Вот так же и то, что в мире считается счастьем, мимолетно. И не заметишь, как вся красота, все, что радовало нас, лопнет, как мыльный пузырь.

– Что же такое истинное счастье?   Многое, к чему стремятся люди, например, материальное благополучие, высокое положение в обществе, может дать человеку комфорт, удовольствие, возможно, и некоторую радость, но стать счастливым он вряд ли сможет. Однажды, Христос, чтобы Его было хорошо видно и слышно, поднялся на гору и стал учить народ. Эту проповедь, поскольку ее Иисус произносил на горе, стали называть Нагорной. Там Он сказал Своим ученикам, что нужно делать, чтобы быть счастливым. Только говорил Он о самом высшем состоянии счастья – о блаженстве. (Блаженство — состояние, когда человеку необычайно радостно, радостно не потому, что произошло что-то для него приятное, а оттого, что его чистая душа   ощущает присутствие Бога и Его любовь)

Появляется на доске запись Блаженство – высокая степень счастья.

(показать слайд с изображением Нагорной проповеди)

2. Определение темы, целей и задач урока.

-Итак, какая у нас сегодня тема урока?

- Появляется запись на доске: Тема: «Заповеди блаженства» (запись в тетрадях)

Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных Иисусом слов. В них нет категоричных запретов и укоров. В этих заповедях Иисус указывает путь к вечному счастью. Но эти заповеди были сказаны 2000 лет назад, актуальны ли они сегодня, применимы ли в наше время?

- Какую определим для себя цель?

Цель на доске: определить, актуальны ли сегодня заповеди блаженства, данные Иисусом Христом. (помогут ли эти заповеди современным людям стать счастливыми)

-Какие задачи надо решить для достижения этой цели?

-на доске: 1. Познакомиться с заповедями

2. понять их смысл

3. понять, можем ли использовать в своей жизни.

-Задачи будем решать одну за другой или будем возвращаться к ним по кругу?

(будем решать эти задачи относительно каждой заповеди)

-Эти заповеди звучат ежедневно во время церковной службы в православном храме. Они поются на церковно-славянском языке. Я предлагаю вам послушать их. Может, не все будет понятно, но очень красиво.

Звучит аудиозапись с пением заповедей. (с 19 секунды по 1.53 или 2.38)

3.Изучение нового материала.

Чтение по Библии 1-ой заповеди «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».

(запись на доске и в тетради)

 Чтобы было понятней давайте прочитаем, заменив слово «блаженны» словом «счастливы».

Кто такой нищий человек? (тот, у которого ничего нет).

Нищий человек во всем зависит от Бога и от других людей. Если ему подадут еду, значит он поест, сможет утолить голод. Нищих людей можно назвать смиренными, в них нет гордости и высокомерия.

Иисус же говорит о нищих духом, иначе можно сказать – нищий духом – смиренный духом.

На доске появляется:

Нищий духом – смиренный

Мы все находимся   в   зависимости   от Бога. Все, что у нас есть нам дано Богом. Поэтому нищий    духом   человек   понимает, что жизнь, здоровье, силы, знания, талант, разум, способности, материальные блага – все это подарил нам Господь. 

Таких людей Христос называет нищими духом, то есть смиренными.

Назовите антонимы слова смиренный (гордый, высокомерный)

- Значит смиренный человек лишен гордости, высокомерия.

Продолжаем цепочку:

Нищий духом – смиренный – лишенный гордости, высокомерия. (можно записать в тетрадь)

-Так понятнее, что значит нищий духом?

Тот, кто  помнит  эту  Заповедь,  не  станет  гордиться  своими способностями, красивой одеждой и дорогими вещами, не станет он  и завидовать другим.

 

Кто горделиво говорит: я знаю всё, тот не станет стремиться к приобретению новых и новых знаний, и потому никогда образованным человеком не станет. А вот философ Сократ, говорил о себе: я знаю одно только — что я ничего не знаю. Сократ понимал, как мало знает в сравнении со всеми знаниями мира, и сделался величайшим философом и ученым древнего миpa.

Поэтому достигшие духовной нищеты люди понимают, что в жизни можно достичь необычайных высот, только при этом нужно полагаться не на горделивое мнение о своих необычайных способностях, а на желание все делать по воле Бога и с Его помощью.

Но смирение вовсе не означает, что человек только смиряется и не совершает ответственных поступков. Смиренным, например, был  непобедимый русский адмирал, флотоводец Феодор Ушаков. Например, совершив победу над турками он приписывал успех не себе, а Богу и мужеству своих матросов.

-Иисус Христос сказал, что нищие духом познают Царствие Божие, но не только в будущем, попав на Небо. Он сказал: «Царствие Божие внутри вас».

Что это значит?  (мир и покой в душе, мир с самим собой, с окружающими людьми). А ведь это и есть счастье, когда человек в ладу с самим собой и окружающим миром.

- Как вы считаете, человек, который гордится, завидует имеет мир в душе? В ладах он с собой и людьми? (Ему все время неспокойно, хочется что-то получить, хочется похвалы, чтобы у другого получилось хуже какое-нибудь дело).

-Поняли смысл заповеди? Как считаете, можно стать счастливым, следуя этой заповеди? Есть нам к чему стремиться?  Актуальна сегодня?

Чтение и запись второй заповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

-Иисус Христос рассказывает в заповедях нам о счастье, и вдруг говорит о плачущих. Интересно, почему?

-Стесняетесь ли вы плакать? Слезы – это стыдно или нет? Вспомните, когда вы плакали?

-Почему человек может плакать? (обида, боль, жалость, радость, стыд, желание добиться чего-либо слезами)

Но эта заповедь не для нытиков. Здесь, речь идет о горьких слезах, которые случаются у нас, когда мы, совершив какой-то плохой поступок, до слез жалеем об этом. Нам очень хочется смыть свою вину со своей души, и мы омываем свой грех слезами.

-Когда мы жалеем о своих ошибках, как это называется? (покаяние).

-Значит Иисус говорит в этой заповеди о каких слезах? (о слезах покаяния)

 Плач этот свидетельствует о том, что человек не хочет дальше жить так, как жил прежде.

Один из учеников Христа очень сильно раскаивался в своем поступке. Расскажите эту историю.

Ученик рассказывает об апостоле Петре (Матфея 26:75, Марка 14:72, Луки 22:61,62; учебник стр. 36)

-Бывали ли в вашей жизни поступки, за которые вам было стыдно? Что вы при этом чувствовали? Что было у вас на душе? Просили прощение? Что после этого чувствовали?

Бог обещает, что оплакивающие свои грехи утешатся. В Библии сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей твоих». (Откр. 21:4) (на доску)

-Поняли смысл заповеди? Если покаяться в грехах, можно ли почувствовать себя счастливым?

-Актуальна она в наше время?

Чтение и запись третьей заповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

-Что значит кроткий? (незлобивый, негордый, покорный, скромный, смиренный, всепрощающий).

Такие люди относятся к другим с пониманием, что и сами несовершенны, не раздражаются и не раздражают других, не злятся, не обижают, терпеливо сносят обиды.

- Скажите, что вы делаете, когда вас обзывают? (в ответ обзываем). Попробуйте не обращать внимание, не отвечать. Чаще всего обидчик сам отстает, т.к. он ждет от вас какой-то реакции. А если вы не реагируете, ему становится неинтересно задирать вас. Тут важно сохранять терпение и самоконтроль.

Сейчас такое время, когда многие считают: кто сильнее, тот и прав. Тебя ударили, бей в ответ.

Но эта заповедь Иисуса Христа, наоборот, учит быть кротким. Какие слова Христа вы можете отнести к этой заповеди? («Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7:12)) (на доску)

-Кто показывал пример кротости? (Иисус)

-Христос кротко сносил нападки, оскорбления.

«Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матфея 11:29) на доску

Кроткие люди, следуя за Христом не обижаются, не сердятся, не завидуют. Таким людям Сам Бог обещает, что они наследуют землю. Что это значит? Это значит, что кротких людей в этой жизни Сам Господь хранит на земле, несмотря на многие трудности и козни человеческие. А в будущем веке будет новая земля — Небесное Отечество — с его вечными благами. Эту новую землю и наследуют кроткие.

Кротость - спокойное, полное   любви состояние духа. Прочитайте рассказ о том, как кротость проявлялась у святых людей. (листочки с рассказом на парте).

-Какие непонятные слова встретились? (настоятель, черноризец, бояре).

-Кем был Феодосий? (настоятель – почитали, видели его святость, люди шли за утешением, поддержкой, излить душу перед служителями Божьими, попросить молитвенной помощи).

-Кто ему указал управлять конем? (слуга)

-С каким чувством согласился настоятель? (с радостью).

-Как часто в наше время может отреагировать известный, знаменитый человек и ли человек у власти? (Да ты знаешь, кто я такой?)

Можно ли такого человека назвать кротким? А Феодосия?

-Понятна заповедь?

-Какие антонимы к слову кроткий? (гордый, высокомерный, самоуверенный,

непослушный)

-Можно ли с такими чувствами иметь мир в душе?

Поможет выполнение этой заповеди стать счастливым?

Актуальна в наше время?

Чтение и запись четвёртой заповеди: «Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся»

Если человек голоден (алчет) и хочет пить (жаждет), то эти желания становятся для него столь важными, что ни о чем другом он не может думать. Иисус говорит, что если люди с такой же силой хотят Божественной правды, то они насытятся, то есть Бог даст им все необходимое для них.

-Часто ли вы говорите неправду?

Часто ли приходится обманывать?

Психологи считают, что человек обманывает 15 – 20 раз в день (от незначительного обмана до большой лжи).

-А легко не врать? Предлагаю вам способ попытаться не обманывать даже в мелочах. Представляйте, что за вами кто-то наблюдает, и что-то утаить просто невозможно. Как ведет себя человек, когда его снимают на видеокамеру?

-Человека, желающего жить по правде, можно сравнить с пьющим чистую воду. А человека, который живет во лжи, подобен тому, кто пьет из двух источников – грязного и чистого. И хотя он делает и правду, но ложь загрязняет всю воду и отравляет человека. Потому в заповеди и сказано, что блажен тот, кто алчет правды Божией и стремится к ней, как жаждущий — к источнику чистой родниковой воды.

-Где ложь, там и ее вечные спутники: двоедушие, лицемерие, разделение. Говоря неправду, мы как бы разделяемся надвое, начинаем жить двумя жизнями.

Послушайте стихотворение А. Барто «Любочка» (читает ученик)

-Может ли человек быть счастливым, живя во лжи? (дети отвечают)

-Понятен смысл заповеди?

-Важна она для вашей жизни?  Актуальна в наше время?

Предлагаю вам провести эксперимент, попробовать не обманывать даже в мелочах в течение всего дня, если получится постарайтесь увеличить это время до недели. Тот день, когда вам удалось прожить без обмана, отмечайте в календарике.

Чтение и запись пятой заповеди:  

Что такое милость? (доброе дело, добрый, милосердный поступок)

Милостивые или милосердные это те люди, которые жалеют тех, кто попал в беду, стараются помочь всем нуждающимся своими добрыми делами, прощают чужие обиды.

Господь учит накормить больного, напоить жаждущего, проведать больного, от всего сердца простить обиды и молиться за ближних своих Богу. И Господь обещает, что такие люди сами будут помилованы, потому что оказывают милосердие другим.

Он сказал в Библии: «Будет суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13) на доску

-Приведите примеры, когда вы проявляли милосердие.

-А были ли в вашей жизни моменты, когда надо было бы его проявить, но вы этого не сделали. Если хотите, расскажите.

 В Библии записана притча, которую рассказывал Иисус Христос. Послушайте ее. Матфея 18:23-35.

-Чему учит притча? (прощать, проявлять милость, заботу о тех, кто нуждается)

Понятен смысл притчи?

Важно ли следовать ей в жизни? Актуальна сегодня?

Чтение и запись шестой заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

-Какое сердце можно назвать чистым? (в котором живет добро, милосердие, кротость, смирение)

-Каким качествам нет места в чистом сердце? (гордости, зависти, лени, жадности, злу)

Люди, чистые сердцем, всегда помышляют о Боге. В настоящее время наука многого достигла. С помощью сложных приборов люди могут наблюдать другие планеты, измерять невидимые атомы, с помощью электромагнитных волн на большие расстояния можно передавать не только изображения, но и целые фильмы. Но вот Бога такими средствами увидеть невозможно.   Его не может увидеть ни человеческий глаз, ни самые современные приборы. И все же Бога увидеть можно. Его присутствие, действия угадываются в любой тайне природы. А еще Бог открывает Себя чистому сердцем человеку.

           Сам Бог готов посетить сердце человека, только для этого нужно, чтобы сердце было очищено от грязи крупных грехов и от сора мелких прегрешений. Любой грех — будь то злословие, обида, гнев, обман или какой другой грех — покрывает душу грязью и омрачает сердце человека.

        Что же такое чистота? Это трудно объяснить, это можно только почувствовать.

Представьте, что вы вышли на улицу в новой красивой одежде и тут же ее запачкали — на душе сразу становится неприятно. Но есть и духовная грязь — это грехи, зло, все дурное, что делает сердце человека нечистым.

       Давайте прочитаем притчу о пчеле и мухе. (Притча у детей на столах)

-Ответьте на вопрос притчи. (А ты на кого хочешь быть похожим?)

-Понятен смысл заповеди?

-Подумайте, можно ли назвать человека с чистым сердцем, если он думает, как обмануть друга, увильнуть от поручений мамы, кое-как сделать уроки, а потом развлекаться перед компьютером или телевизором?

-Актуальна заповедь сегодня?

Помните, что сердце – начало мыслей, слов и дел.

Чтение и запись седьмой заповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими»

Посмотрите на слово миротворцы. Какое оно? Назовите корни? Как вы понимаете это слово? (миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор)

Этой заповедью Господь объясняет, что споры, раздоры, месть, зависть не принесут счастья, а сделают сердце злым и жестоким. Знаете ли вы, что даже небольшую ссору люди переживают минимум 20 минут даже после ее завершения? А серьезные раздоры способны заставлять переживать человека годами?

Миротворцы — это люди, которые примиряют враждующих между собой и сами умеют жить в мире, избегают ссор и ругани с другими людьми. А если виноваты перед кем-то, то всегда найдут в себе силы попросить прощения.

-Когда вы в последний раз просили прощения и старались помириться с близкими и друзьями?

Знаете ли вы, что даже

-Я предлагаю вам посмотреть сценку (показывают подготовленные учащиеся)

Сценка

В одном монастыре, вдали от людской суеты жили два монаха. Все необходимые для жизни вещи были у них общие.

Вместе они проводили время в молитве и трудах, добывая пропитание трудами рук своих. Жили здесь они уже не один год, и никогда между ними не было не только никаких ссор, но даже и мелких неприязней. И вот однажды один монах говорит другому:

— Слушай, брат, в миру люди часто ругаются между собой, а мы с тобой за столько лет ни разу не поссорились. Давай попробуем поссориться.

Другой согласился:

— Хорошо, давай, только как нам это сделать?

— Я поставлю на стол кувшин и скажу, что это мой кувшин, а ты мне возражай: «Нет, мой!» Я буду настаивать на своем, а ты мне не уступай, так и поссоримся.

— Хорошо, начинай, — согласился тот.

Поставил первый монах кувшин на стол и говорит:

— Это мой кувшин!

Второй отвечает:

— Нет, мой!

Первый не уступает:

— Говорю тебе, это мой кувшин!

— Ну, если это твой кувшин, то и возьми его себе.

Так и не удалось монахам поссориться.

Скажите, а в наше время можно ли таким же образом избегать ссор? Приведите пример.

-Понятен смысл притчи?

-Важна ли она для нас, современных людей?

4. Подведение итогов.

 Вот мы и разобрали заповеди. Важно понимать, что счастливым человек может стать и обрести Царствие Божие в своем сердце, если будет стремиться к исполнению всех заповедей, а не какой-то одной.

Давайте вернемся к нашим задачам, мы познакомились с заповедями? Смогли понять их смысл? Важно ли нам с вами учиться жить по этим заповедям? Почему? (хотим быть счастливыми)

Достигли ли поставленной цели? (выяснили, что они так же актуальны, как и 2 000 лет назад.

Заповеди блаженства Иисус произнес, находясь на горе. Я предлагаю вам представить себя слушателями, которые пришли к этой горе послушать Господа. Если вы считаете, что эти заповеди для вас важны и вы готовы прислушаться к тому, чему учил Христос, поставьте свои фотографии на эту гору. Если вы считаете, что вам в жизни эти знания не пригодятся и не так уж они важны, не ставьте себя на эту гору.

5. Домашнее задание

На выбор

1.Помните об эксперименте. Предлагаю вам способ попытаться не обманывать даже в мелочах. Представляйте, что за вами кто-то наблюдает, и что-то утаить просто невозможно. Как ведет себя человек, когда его снимают на видеокамеру?

2. Попробуйте не обманывать   в течение всего дня. Если получится, постарайтесь увеличить это время до недели. Тот день, когда вам удалось прожить без обмана, отмечайте в календарике.

3.Подберите рассказ из художественной литературы или притчу к одной из заповедей.

4. Проиллюстрируйте одну или несколько притч.

5. Составьте кроссворд по теме.

6. Напишите эссе по теме.

6. Исполнение песни «Льется тихий вечер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОПК в 4 классе "Заповеди блаженств" часть 1.

Урок дан на конкурсе муниципального уровня "Учитель года 2017" в 4 Б классе МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова. В рамках модуля ОРКСЭ Основы православной культуры....

Конспект урока ОПК на тему "Заповеди"

План-конспект урока ОПК по теме "Заповеди" представляет собой урок №11 в учебнике ОПК А.Кураева....

Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Заповеди блаженства" (с презентацией)

Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Заповеди блаженства" (с презентацией)...

Открытый урок православной культуры в 4 классе. Тема. Заповеди Блаженств

                                         Тема. Заповеди блаженствЦели урока: познакомить...

ТЕМА: «Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства» 4 класс

Задачи:  -познакомить с основным содержанием великого памятника христианской культуры;- формирование у учащихся понимания заповедей Блаженства, сущности смысла счастливой жизни, о христианском по...