Дружба
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данилова Лидия Насимовна
Дружба.
 
Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_2016.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Л.Н,

 Учитель начальных классов,филиал МОБУ СОШ с.Михайловка- СОШ  с.Чернолесовский

Дружба.

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование:

1. Грамзапись В. Шаинского «О дружбе».

2. Звездочки для обозначения настроения; запись песен о дружбе

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

– Каким бы вы хотели видеть наш урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» .)

II. Стадия вызова 

Учитель: А чтобы тему нашего урока узнать, нужно нам кроссворд отгадать.

Кроссворд:

1.Хозяин лесной 
Просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке ледяной.

2. Одной ручкой всех встречает, 
А другой провожает.

3. Мы — лесные жители, 
Мудрые строители. 
Из иголок всей артелью 
Строим дом себе под елью.
  

4. С неба звездой, в ладошку – водой.

5. Стоит Антошка на одной ножке.

6. Из горячего колодца через нос водица льется.

Ответ: дружба.

 

м

е

д

в

е

д

ь

 

д

в

е

р

ь

 

 

 

 

 

 

м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а

 

г

р

и

б

 

 

 

 

 

 

 

ч

а

й

н

и

к

 

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».  Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить?

2. Прием «Дерево предсказаний»

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Звучит песня В.Шаинского «Дружба крепкая не сломается» (обуч-ся подпевают)

Учитель: Каким должен быть настоящий верный друг?

Учитель: Разгадали кроссворд и восстановите предложения:

«… – это счастье!
… – это боль!
… – это радость!
… – это всё!»

Дружба – это счастье!
Дружба – это боль!
Дружба – это радость!
Дружба – это всё!

Учитель: Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба.

ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг.

3. Этап осмысления. 

 фронтальная работа

Учитель: Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?

Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

-- Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

–  Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

 Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

 Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

работа в группах

Учитель: Подобрать пословицу по ключевым словам.

Каждая группа выбирает ключевые слова и объясняет её смысл.

  • … – ищи, а нашел – …
  • Не имей … … , а имей … ….
  • Человек без …… , что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….
  • Недруг поддакивает, а …спорит.

Заслушивание ответов групп (прокомментировать пословицу).

Учитель: О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Физминутка

Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди.

Учитель: Что свойственно дружеским отношениям?

 работа в группах.

Поиграем в игру «Ромашка». Игра-тренинг «Ромашка». 

Учитель: У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качество, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы).

Учитель: Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

Лепестки ромашки: не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга.

Игра «Найди пару. Кто с кем дружит?»

Назови имена героев, название произведения, автора.

Герои сказок должны найти друг друга. Дети обсуждают в парах, выходят к доске и снимают нужные картинки

Зелёный крокодил Гена и Чебурашка

Доверчивый Буратино и Мальвина

Смешной Мишка Винни-Пух и Пятачок

Незнайка и Синеглазка

Кай и Герда

Малыш и Карлсон

4. Домашнее задание: подготовить рассказ о своем друге.

5. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.  Кого вам хочется поблагодарить за работу?

Составьте синквейн  нашего урока. Правила написания синквейна:

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,  именем существительным.
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах- именами прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами.
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. 

Лучший вариант я размещу на доске:

Дружба
Настоящая, лживая.
Создается, укрепляется, разрушается.
Улей дружбой крепок
Друг.

Выберите  звездочку такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....