Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы
«Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой: 4 класс, системы «Начальная школа 21 века.» — М. Вентана-Граф, 2017.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_religioznyh_kultur_4a_klass.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7"
Рузаевского муниципального района
"Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждено"
Руководитель ШМО заместитель директора по УВР директор МБОУ "СОШ № 7"
____/Бурмистрова С.И. МБОУ "СОШ № 7" ______/Хайдукова А.П.
Протокол № _______ _________/Пилюгина Е.А. Приказ №____________
"___"августа 2017 г. "____"августа 2017 г. от"____"августа 2017 г.
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики для 4 А класса,
реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения
Базовый уровень: 34 ч
УМК : Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Поляковв А.В.
Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Вентана-Граф, 2016.
Составитель:
Мадяева Г.А.
учитель высшей
квалификационной категории
2017- 2018 уч. г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы
«Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой: 4 класс, системы «Начальная школа 21 века.» — М. Вентана-Граф, 2017.,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 34 ч (при 34 неделях учебного года).
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; • выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
• анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;
• оценивать свои поступки, поступки героев литературных произведений и реальных лиц, высказывания известных личностей, исходя из знания правил нравственности и этики; намечать способы саморазвития;
• высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
• описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
• создавать словесный портрет героя по его изображению;
• работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
2. Содержание учебного курса
Россия — многонациональная держава. Родина — место, где человек родился, живёт, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее прошлое народов России. Конституция РФ — Основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык — государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества — долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов — представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.
Культура, рождённая религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мав- лид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, преданность, терпимость — моральные качества, которые ценят все народы. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Проектная деятельность . Сообщения-презентации на темы «Чему учит книга „Домострой“ XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».
Религиозная культура. Что такое религия. Чем верующий человек отличается от атеиста. Три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Общечеловеческие ценности в различных религиозных учениях (оживление имеющихся представлений).
Христианство — мировая религия. Христианство — самая распространённая по числу последователей религия (география распространения христианства). Возникновение христианства. Главные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.
Сын Божий Иисус Христос. Земная жизнь Иисуса Христа в сюжетах фресок Джотто. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедническая деятельность, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность. Предательство Иуды Искариота.
Священная книга христиан. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.
Православие в России. Роль православия в развитии образования и культуры русского народа. Монастыри. Троице- Сергиева лавра. Преподобный Сергий Радонежский.
Православный храм. Православный храм, особенности его архитектуры, внешнего и внутреннего убранства. Примеры известных православных храмов на территории России. Правила поведения в храме. Православное богослужение.
Ценности христианской семьи. Таинство брака. Секреты христианской семьи.
Христианские праздники. Православный календарь. Крещение. Благовещение.
Ислам — мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Ислам в России. История распространения ислама в России.
Чему учит ислам. Аллах — единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он — создатель мира, первоначало всего, высший судья (судия). Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог, паломничество. Дозволенное и запретное в исламе.
Пророки ислама. Мухаммад — последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада.
Главная книга ислама. Коран — главная книга ислама. Нравственные нормы и правила ислама. Главные добродетели ислама: веротерпимость и миролюбие, доброжелательность, трудолюбие. Сунна. Пророк Мухаммад — пример благочестия.
«Место, где совершаются земные поклоны…». Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети. Правила поведения в мечети.
Ислам о семье и семейной жизни. Отношения между членами семьи.
Особенности исламского искусства. Запрет на изображение человека. Каллиграфия. Арабеска. Художественное ремесло.
Праздники в исламе. Праздник разговения — Ураза- байрам. Исламский календарь.
Буддизм — мировая религия. Родина буддизма. Народы, исповедующие буддизм. Буддизм в России.
Кто основал буддизм? Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Жизнь и деятельность Будды. Оформление канона священных книг. «Три корзины» учения.
Чему учит буддизм. Колесо сансары. «Благородный восьмеричный путь». Лама — буддийский учитель.
Буддийские храмы и монастыри. Архитектурные особенности буддийских храмов, их внутреннее убранство. Ступы. Хурулы, дацаны и хурээ — буддийские храмы Калмыкии, Бурятии и Тувы. Правила поведения в буддийском храме.
Семья — это доверие и любовь. Основы, на которых строится буддийская семья.
Буддийские праздники. Особенности и традиции их проведения. Буддийский календарь.
Проектная деятельность. Темы (на выбор): «Календари разных религий», «Религии о семье и правилах семейных взаимоотношений», «Праздники в разных религиях».
Экскурсии: к православному, исламскому, буддийскому храму.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти- чески | |||
1 | Россия — многонациональное государство | 1 | ||
2 | Как всё начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья | 1 | ||
3 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока | 1 | ||
4 | Путешествие в Биробиджан | 1 | ||
5 | Когда люди объединяются | 1 | ||
6 | Что нам стоит дом построить | 1 | ||
7 | Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол | 1 | ||
8 | Что такое религия? | 1 | ||
9 | Войдём в православный храм | 1 | ||
10 | Войдём в мечеть | 1 | ||
11 | Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу | 1 | ||
12 | Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу | 1 | ||
13 | Народные и религиозные праздники | 1 | ||
14 | Народные и религиозные праздники | 1 | ||
15 | Какие ценности есть у человечества? | 1 | ||
16 | Какие ценности есть у человечества? | 1 | ||
17 | Какие ценности есть у человечества? | 1 | ||
18 | Религиозная культура | 1 | ||
19 | Религиозная культура | 1 | ||
20 | Христианство — мировая религия. Сын Божий Иисус Христос. Священная книга христиан | 1 | ||
21 | Христианство — мировая религия. Сын Божий Иисус Христос. Священная книга христиан | 1 | ||
22 | Православие в России | 1 | ||
23 | Православный храм | 1 | ||
24 | Ценности христианской семьи | 1 | ||
25 | Христианские праздники | 1 | ||
26 | Ислам — мировая религия. Чему учит ислам | 1 | ||
27 | Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные поклоны… | 1 | ||
28 | Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные поклоны… | 1 | ||
29 | Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе | 1 | ||
30 | Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе | 1 | ||
31 | Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри | 1 | ||
32 | Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри | 1 | ||
33 | Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри | 1 | ||
34 | Семья — это доверие и любовь. Буддийские праздники | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...