Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Мадяева Галина Александровна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы

«Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой: 4 класс, системы «Начальная школа 21 века.» — М.  Вентана-Граф, 2017.,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_religioznyh_kultur_4a_klass.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7"

Рузаевского муниципального района

"Рассмотрено"                          "Согласовано"                                            "Утверждено"

Руководитель ШМО                 заместитель директора по УВР               директор МБОУ "СОШ № 7"

____/Бурмистрова С.И.           МБОУ "СОШ № 7"                                    ______/Хайдукова А.П.

Протокол № _______              _________/Пилюгина Е.А.                        Приказ №____________

"___"августа 2017 г.                "____"августа 2017 г.                                 от"____"августа 2017 г.

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики для  4 А класса,

реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения

Базовый уровень: 34 ч

УМК : Учебник  Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Поляковв  А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс: Учебник  для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Вентана-Граф, 2016.

Составитель:

Мадяева Г.А.

учитель высшей

квалификационной       категории

2017- 2018 уч. г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы

«Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой: 4 класс, системы «Начальная школа 21 века.» — М.  Вентана-Граф, 2017.,

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 34 ч (при 34 неделях учебного года).

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

 • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; • выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

 • анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;

 • оценивать свои поступки, поступки героев литературных произведений и реальных лиц, высказывания известных личностей, исходя из знания правил нравственности и этики; намечать способы саморазвития;

 • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

• описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

• создавать словесный портрет героя по его изображению;

• работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

2. Содержание учебного курса

Россия — многонациональная держава. Родина — место, где человек родился, живёт, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее прошлое народов России. Конституция РФ — Основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык — государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества — долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов — представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.

 Культура, рождённая религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мав- лид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

 Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, преданность, терпимость — моральные качества, которые ценят все народы. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

 Проектная деятельность . Сообщения-презентации на темы «Чему учит книга „Домострой“ XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».

Религиозная культура. Что такое религия. Чем верующий человек отличается от атеиста. Три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Общечеловеческие ценности в различных религиозных учениях (оживление имеющихся представлений).

 Христианство  — мировая религия. Христианство  — самая распространённая по числу последователей религия (география распространения христианства). Возникновение христианства. Главные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

 Сын Божий Иисус Христос. Земная жизнь Иисуса Христа в сюжетах фресок Джотто. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедническая деятельность, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность. Предательство Иуды Искариота.

Священная книга христиан. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.

 Православие в России. Роль православия в развитии образования и культуры русского народа. Монастыри. Троице- Сергиева лавра. Преподобный Сергий Радонежский.

Православный храм. Православный храм, особенности его архитектуры, внешнего и внутреннего убранства. Примеры известных православных храмов на территории России. Правила поведения в храме. Православное богослужение.

Ценности христианской семьи. Таинство брака. Секреты христианской семьи.

Христианские праздники. Православный календарь. Крещение. Благовещение.

Ислам — мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Ислам в России. История распространения ислама в России.

Чему учит ислам. Аллах — единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он — создатель мира, первоначало всего, высший судья (судия). Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог, паломничество. Дозволенное и запретное в исламе.

Пророки ислама. Мухаммад — последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада.

Главная книга ислама. Коран — главная книга ислама. Нравственные нормы и правила ислама. Главные добродетели ислама: веротерпимость и миролюбие, доброжелательность, трудолюбие. Сунна. Пророк Мухаммад — пример благочестия.

«Место, где совершаются земные поклоны…». Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети. Правила поведения в мечети.

Ислам о семье и семейной жизни. Отношения между членами семьи.

 Особенности исламского искусства. Запрет на изображение человека. Каллиграфия. Арабеска. Художественное ремесло.

Праздники в исламе. Праздник разговения — Ураза- байрам. Исламский календарь.

Буддизм — мировая религия. Родина буддизма. Народы, исповедующие буддизм. Буддизм в России.

Кто основал буддизм? Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Жизнь и деятельность Будды. Оформление канона священных книг. «Три корзины» учения.

Чему учит буддизм. Колесо сансары. «Благородный восьмеричный путь». Лама — буддийский учитель.

Буддийские храмы и монастыри. Архитектурные особенности буддийских храмов, их внутреннее убранство. Ступы. Хурулы, дацаны и хурээ — буддийские храмы Калмыкии, Бурятии и Тувы. Правила поведения в буддийском храме.

 Семья  — это доверие и любовь. Основы, на которых строится буддийская семья.

Буддийские праздники. Особенности и традиции их проведения. Буддийский календарь.

Проектная деятельность. Темы (на выбор): «Календари разных религий», «Религии о семье и правилах семейных взаимоотношений», «Праздники в разных религиях».

Экскурсии: к православному, исламскому, буддийскому храму.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

факти-

чески

1

Россия — многонациональное государство

1

2

Как всё начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья

1

3

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока

1

4

Путешествие в Биробиджан

1

5

Когда люди объединяются

1

6

Что нам стоит дом построить

1

7

Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол

1

8

Что такое религия?

1

9

Войдём в православный храм

1

10

Войдём в мечеть

1

11

Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу

1

12

Войдём в буддийский храм. Войдём в синагогу

1

13

Народные и религиозные праздники

1

14

Народные и религиозные праздники

1

15

Какие ценности есть у человечества?

1

16

Какие ценности есть у человечества?

1

17

Какие ценности есть у человечества?

1

18

Религиозная культура

1

19

Религиозная культура

1

20

Христианство — мировая религия. Сын Божий

Иисус Христос. Священная книга христиан

1

21

Христианство — мировая религия. Сын Божий

Иисус Христос. Священная книга христиан

1

22

Православие в России

1

23

Православный храм

1

24

Ценности христианской семьи

1

25

Христианские праздники

1

26

Ислам — мировая религия. Чему учит ислам

1

27

Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные поклоны…

1

28

Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные поклоны…

1

29

Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе

1

30

Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе

1

31

Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри

1

32

Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри

1

33

Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри

1

34

Семья — это доверие и любовь. Буддийские праздники

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...